№ S5 (2011)

Статьи

Конфигурационный механизм различения крестообразных фигур

Чудина Ю.А., Измайлов Ч.А.

Аннотация

В работе описана геометрическая модель различения изображений, построенная методом многомерного шкалирования субъективных различий между крестообразными фигурами. Полученное пространство конфигураций описывали в терминах сферической модели различения стимулов. Анализ показал, что различение крестообразных фигур осуществляется трехканальной нейронной сетью, детектирующей две конфигурационные характеристики стимулов. Сравнение результатов данной работы с исследованиями различения других схематических изображений (линий, углов, трехлинейных фигур) показывает, что крестообразные фигуры, распознаваемые по величине угла и ориентации, являются базовыми элементами зрительного восприятия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):7-18
pages 7-18 views

Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность?

Беловол Е.В.

Аннотация

В статье анализируются результаты исследований, проведенных за последние 60 лет в рамках изучения особенностей проявления когнитивных стилей у мужчин и женщин. Показано, что до настоящего времени не существует единого взгляда на проблему. Обосновывается предположение, что одной из причин неустойчивых и зачастую противоречивых результатов может являться применение неадекватных математических методов, используемых для доказательства соответствующих гипотез.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):19-28
pages 19-28 views

Последствия состязательности

Левченко В.В.

Аннотация

Осуществлен сравнительный анализ последствий различных видов состязательности (конкурентности, альтруистичности, индивидуалистичности, сотрудничества), уточнен дифференцирующий эффект каждого вида и подвида состязательности для продуктивности деятельности группы, ее социально-психологического состояния, самочувствия и адаптации личности в изменяющихся условиях современной России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):29-35
pages 29-35 views

Прогностическая функция мышления в измененном состоянии сознания

Корнеенков С.С.

Аннотация

Рассматривается прогностическая способность личности в измененном состоянии сознания (ИСС). Показано, что в измененном состоянии сознания ум способен с определенной точностью отражать информацию о предстоящих событиях. Приводится методика вхождения в ИСС.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):36-41
pages 36-41 views

Проектирование векторно-контекстуальной модели здоровьесозидающего потенциала личности

Маджуга А.Г., Калашников В.Г., Сладков С.Н.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы проектирования векторно-контекстуальной модели здоровьесозидающего потенциала личности и впервые предложено ее научное обоснование. Особое внимание авторы уделяют выявлению взаимосвязи между метакогнитивными способностями, аффективной самоатрибуцией и валеологической установкой, которые являются базисными компонентами — векторами здоровьесозидающего потенциала личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):42-51
pages 42-51 views

Проблема смысла невротической тревоги в психологии и психиатрии (постановка проблемы)

Норина М.Ю., Павлова М.С.

Аннотация

Обосновывается необходимость рассмотрения смысла невротической тревоги. В современной науке смысл тревоги и влияние ценностной сферы на выраженность проявлений тревоги при невротических расстройствах изучены недостаточно. Анализ и осознавание субъективных причин и значений тревоги позволяют конструктивно проживать ее в процессе терапии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):52-59
pages 52-59 views

Основополагающие идеи процесса организации жизнедеятельности

Ушницкая А.Е.

Аннотация

Описывается организация жизнедеятельности как процесс и как система, имеющая сложную, смешанную природу. В статье раскрывается сущность основополагающей идеи теории организации, связанной со «второй природой человека» — культурой.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):60-66
pages 60-66 views

К вопросу об эволюции отечественной психологической мысли

Клыпа О.В.

Аннотация

Эволюционный подход к интерпретации отечественной психологической мысли включает широкий спектр психологических идей, которые зарождались и развивались в древнерусский период во вненаучных сферах общественного сознания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):67-71
pages 67-71 views

Сравнительный анализ самореализации личности российских и иностранных студентов

Кудинов С.И., Кудинов С.С.

Аннотация

В статье обсуждается проблема самореализации личности. Рассматриваются отдельные конструкты авторского подхода самореализации. Описаны авторские методики исследования данного феномена. Проводится сопоставительный анализ самореализации российских и иностранных студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):72-78
pages 72-78 views

Характеристики толерантности верующих православной и исламской идентификации

Рашидова З.Г.

Аннотация

В работе изучаются психологические особенности толерантности верующих православной и исламской идентификации, проводится их сравнительный анализ.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):79-86
pages 79-86 views

Особенности гендерных и этнических представлений студентов о супружеских ролях

Михайлова О.Б., Каминская Э.А.

Аннотация

В статье рассматриваются современные представления о супружеских ролях у русских и армянских студентов, раскрывается этническая и гендерная специфика данных представлений, а также определяется тенденция возможных изменений в представлениях о супружеских отношениях.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):87-91
pages 87-91 views

Психологические особенности самореализации китайцев с разным стажем профессиональной деятельности

Кудинов С.И., Чжан Т., Кудинов С.С.

Аннотация

В статье обсуждается проблема самореализации личности. Рассматриваются отдельные конструкты авторского подхода самореализации. Проводится психологический анализ самореализации китайцев в зависимости от опыта и стажа работы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):92-97
pages 92-97 views

Особенности темперамента студентов медико-социального колледжа

Фомина Н.А., Зуева М.Н.

Аннотация

В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования психологических особенностей и структуры темперамента студентов — будущих медицинских работников.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):98-103
pages 98-103 views

Эмоциональный интеллект и принятие решения

Кустубаева А.М., Багаева Е.В.

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи эффективности принятия решения и эмоционального интеллекта. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что способность к регуляции эмоций является значимым показателем для эффективности принятия решения в условиях психологического эксперимента.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):104-109
pages 104-109 views

Индивидуально-психологические аспекты проявления любознательности студентов

Кудинова И.Б., Богомазова Н.В.

Аннотация

В статье обсуждается проблема любознательности личности. Рассматриваются индивидуально-психологические особенности ее проявления у студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):110-114
pages 110-114 views

Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников

Шурухина Г.А.

Аннотация

В статье проанализированы индивидуально-типические особенности инициативности старших школьников, определены основные пути ее гармонизации. Представлены результаты формирующего эксперимента, в результате которого доказана эффективность предлагаемой коррекционной программы на примере слабомотивированного типа инициативности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):115-123
pages 115-123 views

Значения и смыслы тревоги невротического уровня

Норина М.Ю., Павлова М.С.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявить смыслы тревоги невротического уровня. Определены и описаны смыслы нормальной тревоги: проживание жизни, конфронтация, а также смыслы патологической тревоги: избегание, отрицание трудностей; ощущение бессилия и нереализованности; низкая включенность в процесс жизни.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):124-130
pages 124-130 views

Взаимосвязь ценностно-смысловых характеристик персонала с типами организационной культуры в стадии кризиса предприятия

Студеникин А.А.

Аннотация

В работе рассматриваются такие базовые характеристики организационной культуры как личностные ценности и смыслы, выступающие внутренними детерминантами культуры организации. Проводится корреляционный анализ взаимосвязи типа организационной культуры с компонентами ценностно-смысловой сферы личности работников предприятия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):131-135
pages 131-135 views

Формирование информационной компетентности студентов технических специальностей в контекстном обучении

Кручинина Г.А., Королёва О.А.

Аннотация

Рассматривается понятие информационной компетентности студентов технических специальностей, состоящее из структурных компонентов. Дается описание поэтапного формирования структурных компонентов в контекстном обучении. Приводятся некоторые результаты экспериментальной работы по формированию информационной компетентности будущих металлургов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):136-142
pages 136-142 views

Специфика психолого-педагогического сопровождения преподавания курса теории вероятностей для студентов заочного отделения

Аниськина М.С.

Аннотация

Применительно к курсу «Теория вероятностей» анализируются проблемы специфики обучения по заочной форме и различия контингента студентов дневного и заочного отделений вуза. Рассматриваются вопросы методики преподавания для более эффективного усвоения материала студентами заочного отделения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):143-150
pages 143-150 views

Музейно-педагогическая деятельность в социокультурном контексте высших учебных заведений

Пожарова Л.Н.

Аннотация

Статья посвящена одной из важнейших проблем современной системы образования — формированию воспитательного потенциала студенческой молодежи средствами музейно-педагогической деятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):151-157
pages 151-157 views

Моделирование процесса формирования экономических компетенций студентов политехнического колледжа в условиях информатизации образования

Пучкова О.А., Кручинина Г.А.

Аннотация

Описывается модель формирования экономических компетенций студентов политехнического колледжа. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении экономике. Приводятся результаты экспериментальной работы по повышению уровня формирования экономических компетенций студентов среднего профессионального образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):158-164
pages 158-164 views

Педагогические условия формирования правовой ответственности будущих менеджеров в колледже

Максименко А.А.

Аннотация

Анализируется комплекс ценностных, интеллектуальных, социальных, личных, внутренних, нравственно-этических компонентов, которые рассматриваются как условия формирования правовой ответственности студента.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):165-171
pages 165-171 views

Структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа

Матвеева Н.И.

Аннотация

Раскрываются аспекты и структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа, технологические и качественные изменения в подготовке кадров среднего звена для работы в сельскохозяйственном производстве, ценностно-профессиональный компонент как основа формирования профессионально-субъектной позиции учащихся.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):172-177
pages 172-177 views

Формирование интереса к учению у слабоуспевающих студентов колледжа: анализ современной педагогической практики

Гаджибалаева И.У.

Аннотация

Анализируются результаты проведенного опроса преподавателей колледжей, представлена интерпретация статистических данных по проблеме формирования у слабоуспевающих студентов колледжа интереса к учению.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):178-181
pages 178-181 views

Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения

Ибатуллина Е.Ю., Воронцова Т.В.

Аннотация

В статье раскрываются проблемы преодоления консерватизма и внедрения инновационных процессов в образовательных учреждениях, анализируются понятия «консерватизм», «инновации», определяются принципы, операционный компонент и организационно-педагогические условия преодоления консерватизма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):182-187
pages 182-187 views

Отражение системы обучения орфографии в «Методике русского языка» А.В. Попова

Текучева И.В.

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы истории обучения русскому языку, в частности вопросы обучения орфографии. Особое внимание уделяется системе обучения орфографии, представленной в дореволюционном учебнике А.В. Попова, переизданном в 20-е гг. ХХ в.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):188-192
pages 188-192 views

Исторический анализ особенностей преподавания сказки в начальной школе

Меркурьева Т.В.

Аннотация

Дается исторический анализ работ со сказочным материалом на уроках чтения, литературного чтения в начальных классах. Проведен аналитический обзор формулировок тем диссертационных исследований, в теме которых есть слово «сказка».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):193-197
pages 193-197 views

Русская народная сказка как средство воспитания детей-мигрантов в условиях современной массовой школы

Михайлина Е.В.

Аннотация

Рассматривается актуальная проблема современной массовой школы — обучение и воспитание детей-мигрантов, возможности использования элементов устного русского народного творчества в указанных процессах.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):198-204
pages 198-204 views

Особенности работы со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в опоре на ее фольклорный источник

Меркурьева Т.В.

Аннотация

В статье рассматривается новый методический подход к работе с литературной сказкой первой половины XIX в. в сравнении с ее фольклорными источниками в рамках международного сказочного сюжета на уроках литературного чтения в начальной школе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):205-209
pages 205-209 views

Образовательные коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад

Скрипкина Ю.В.

Аннотация

Исследуются коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад как с позиций их сетевого общения в ходе решения образовательных задач, так и в содержательном аспекте предлагаемых на олимпиадах заданий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):210-214
pages 210-214 views

Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми

Алейкин А.Г.

Аннотация

В статье представлены результаты системного исследования общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми. Проанализированы сходства и различия выраженности содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также корреляционных и факторных структур.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):215-223
pages 215-223 views

Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности (на примере будущих специалистов-лингвистов)

Кудинова Н.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования роли социального интеллекта в профессиональной самореализации личности. Приведены результаты факторного анализа данных исследования, и установлена связь между уровнем самореализации и социальным интеллектом студентов-лингвистов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):224-229
pages 224-229 views

Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов

Алиайдарай А.

Аннотация

Анализируются результаты эмпирического исследования агрессивности сербских и албанских студентов, выполненного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):230-233
pages 230-233 views

Оценка выраженности агрессивности и темперамента у российских и китайских студентов

Дищук Д.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу и выявлению специфики агрессивности, рассматриваемой в рамках системно-функциональной модели, и параметров темперамента российских и китайских студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):234-239
pages 234-239 views

Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов

Кадильникова О.А.

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения параметров межкультурной адаптации и жизнестойкости иностранных студентов РУДН из стран Африки и Гаити, обучающихся на дневном отделении.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):240-244
pages 240-244 views

IV Международная конференция «Жизненный цикл медицинских препаратов: разработка, использование, окружающая среда»

Новикова И.А., Новиков А.Л.

Аннотация

В статье представлен краткий обзор 4-й Международной конференции «Жизненный цикл медицинских препаратов: разработка, использование, окружающая среда», которая проходила 1—3 сентября 2011 г. в Университете Париж 8 (Франция).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):245-247
pages 245-247 views

Педагогика против стереотипов

Казаренков В.И.

Аннотация

В публикации представлен краткий обзор Международной научной конференции «Педагогика против стереотипов», проходившей в Варминско-Мазурском университете в Ольштыне (Польша).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):248-249
pages 248-249 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):250-254
pages 250-254 views

Памяти Чингиза Абильфазовича Измайлова 26.03.1944—28.09.2011

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):255-256
pages 255-256 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах