№ S5 (2011)
- Год: 2011
- Статей: 40
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/488
Статьи
Конфигурационный механизм различения крестообразных фигур
Аннотация
В работе описана геометрическая модель различения изображений, построенная методом многомерного шкалирования субъективных различий между крестообразными фигурами. Полученное пространство конфигураций описывали в терминах сферической модели различения стимулов. Анализ показал, что различение крестообразных фигур осуществляется трехканальной нейронной сетью, детектирующей две конфигурационные характеристики стимулов. Сравнение результатов данной работы с исследованиями различения других схематических изображений (линий, углов, трехлинейных фигур) показывает, что крестообразные фигуры, распознаваемые по величине угла и ориентации, являются базовыми элементами зрительного восприятия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):7-18
7-18
Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность?
Аннотация
В статье анализируются результаты исследований, проведенных за последние 60 лет в рамках изучения особенностей проявления когнитивных стилей у мужчин и женщин. Показано, что до настоящего времени не существует единого взгляда на проблему. Обосновывается предположение, что одной из причин неустойчивых и зачастую противоречивых результатов может являться применение неадекватных математических методов, используемых для доказательства соответствующих гипотез.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):19-28
19-28
Последствия состязательности
Аннотация
Осуществлен сравнительный анализ последствий различных видов состязательности (конкурентности, альтруистичности, индивидуалистичности, сотрудничества), уточнен дифференцирующий эффект каждого вида и подвида состязательности для продуктивности деятельности группы, ее социально-психологического состояния, самочувствия и адаптации личности в изменяющихся условиях современной России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):29-35
29-35
Прогностическая функция мышления в измененном состоянии сознания
Аннотация
Рассматривается прогностическая способность личности в измененном состоянии сознания (ИСС). Показано, что в измененном состоянии сознания ум способен с определенной точностью отражать информацию о предстоящих событиях. Приводится методика вхождения в ИСС.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):36-41
36-41
Проектирование векторно-контекстуальной модели здоровьесозидающего потенциала личности
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы проектирования векторно-контекстуальной модели здоровьесозидающего потенциала личности и впервые предложено ее научное обоснование. Особое внимание авторы уделяют выявлению взаимосвязи между метакогнитивными способностями, аффективной самоатрибуцией и валеологической установкой, которые являются базисными компонентами — векторами здоровьесозидающего потенциала личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):42-51
42-51
Проблема смысла невротической тревоги в психологии и психиатрии (постановка проблемы)
Аннотация
Обосновывается необходимость рассмотрения смысла невротической тревоги. В современной науке смысл тревоги и влияние ценностной сферы на выраженность проявлений тревоги при невротических расстройствах изучены недостаточно. Анализ и осознавание субъективных причин и значений тревоги позволяют конструктивно проживать ее в процессе терапии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):52-59
52-59
Основополагающие идеи процесса организации жизнедеятельности
Аннотация
Описывается организация жизнедеятельности как процесс и как система, имеющая сложную, смешанную природу. В статье раскрывается сущность основополагающей идеи теории организации, связанной со «второй природой человека» — культурой.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):60-66
60-66
К вопросу об эволюции отечественной психологической мысли
Аннотация
Эволюционный подход к интерпретации отечественной психологической мысли включает широкий спектр психологических идей, которые зарождались и развивались в древнерусский период во вненаучных сферах общественного сознания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):67-71
67-71
Сравнительный анализ самореализации личности российских и иностранных студентов
Аннотация
В статье обсуждается проблема самореализации личности. Рассматриваются отдельные конструкты авторского подхода самореализации. Описаны авторские методики исследования данного феномена. Проводится сопоставительный анализ самореализации российских и иностранных студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):72-78
72-78
79-86
Особенности гендерных и этнических представлений студентов о супружеских ролях
Аннотация
В статье рассматриваются современные представления о супружеских ролях у русских и армянских студентов, раскрывается этническая и гендерная специфика данных представлений, а также определяется тенденция возможных изменений в представлениях о супружеских отношениях.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):87-91
87-91
Психологические особенности самореализации китайцев с разным стажем профессиональной деятельности
Аннотация
В статье обсуждается проблема самореализации личности. Рассматриваются отдельные конструкты авторского подхода самореализации. Проводится психологический анализ самореализации китайцев в зависимости от опыта и стажа работы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):92-97
92-97
98-103
Эмоциональный интеллект и принятие решения
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи эффективности принятия решения и эмоционального интеллекта. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что способность к регуляции эмоций является значимым показателем для эффективности принятия решения в условиях психологического эксперимента.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):104-109
104-109
110-114
Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников
Аннотация
В статье проанализированы индивидуально-типические особенности инициативности старших школьников, определены основные пути ее гармонизации. Представлены результаты формирующего эксперимента, в результате которого доказана эффективность предлагаемой коррекционной программы на примере слабомотивированного типа инициативности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):115-123
115-123
Значения и смыслы тревоги невротического уровня
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявить смыслы тревоги невротического уровня. Определены и описаны смыслы нормальной тревоги: проживание жизни, конфронтация, а также смыслы патологической тревоги: избегание, отрицание трудностей; ощущение бессилия и нереализованности; низкая включенность в процесс жизни.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):124-130
124-130
Взаимосвязь ценностно-смысловых характеристик персонала с типами организационной культуры в стадии кризиса предприятия
Аннотация
В работе рассматриваются такие базовые характеристики организационной культуры как личностные ценности и смыслы, выступающие внутренними детерминантами культуры организации. Проводится корреляционный анализ взаимосвязи типа организационной культуры с компонентами ценностно-смысловой сферы личности работников предприятия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):131-135
131-135
Формирование информационной компетентности студентов технических специальностей в контекстном обучении
Аннотация
Рассматривается понятие информационной компетентности студентов технических специальностей, состоящее из структурных компонентов. Дается описание поэтапного формирования структурных компонентов в контекстном обучении. Приводятся некоторые результаты экспериментальной работы по формированию информационной компетентности будущих металлургов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):136-142
136-142
Специфика психолого-педагогического сопровождения преподавания курса теории вероятностей для студентов заочного отделения
Аннотация
Применительно к курсу «Теория вероятностей» анализируются проблемы специфики обучения по заочной форме и различия контингента студентов дневного и заочного отделений вуза. Рассматриваются вопросы методики преподавания для более эффективного усвоения материала студентами заочного отделения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):143-150
143-150
Музейно-педагогическая деятельность в социокультурном контексте высших учебных заведений
Аннотация
Статья посвящена одной из важнейших проблем современной системы образования — формированию воспитательного потенциала студенческой молодежи средствами музейно-педагогической деятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):151-157
151-157
Моделирование процесса формирования экономических компетенций студентов политехнического колледжа в условиях информатизации образования
Аннотация
Описывается модель формирования экономических компетенций студентов политехнического колледжа. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении экономике. Приводятся результаты экспериментальной работы по повышению уровня формирования экономических компетенций студентов среднего профессионального образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):158-164
158-164
Педагогические условия формирования правовой ответственности будущих менеджеров в колледже
Аннотация
Анализируется комплекс ценностных, интеллектуальных, социальных, личных, внутренних, нравственно-этических компонентов, которые рассматриваются как условия формирования правовой ответственности студента.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):165-171
165-171
Структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа
Аннотация
Раскрываются аспекты и структура профессионально-субъектной позиции учащихся губернского колледжа, технологические и качественные изменения в подготовке кадров среднего звена для работы в сельскохозяйственном производстве, ценностно-профессиональный компонент как основа формирования профессионально-субъектной позиции учащихся.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):172-177
172-177
Формирование интереса к учению у слабоуспевающих студентов колледжа: анализ современной педагогической практики
Аннотация
Анализируются результаты проведенного опроса преподавателей колледжей, представлена интерпретация статистических данных по проблеме формирования у слабоуспевающих студентов колледжа интереса к учению.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):178-181
178-181
Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения
Аннотация
В статье раскрываются проблемы преодоления консерватизма и внедрения инновационных процессов в образовательных учреждениях, анализируются понятия «консерватизм», «инновации», определяются принципы, операционный компонент и организационно-педагогические условия преодоления консерватизма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):182-187
182-187
Отражение системы обучения орфографии в «Методике русского языка» А.В. Попова
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы истории обучения русскому языку, в частности вопросы обучения орфографии. Особое внимание уделяется системе обучения орфографии, представленной в дореволюционном учебнике А.В. Попова, переизданном в 20-е гг. ХХ в.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):188-192
188-192
Исторический анализ особенностей преподавания сказки в начальной школе
Аннотация
Дается исторический анализ работ со сказочным материалом на уроках чтения, литературного чтения в начальных классах. Проведен аналитический обзор формулировок тем диссертационных исследований, в теме которых есть слово «сказка».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):193-197
193-197
Русская народная сказка как средство воспитания детей-мигрантов в условиях современной массовой школы
Аннотация
Рассматривается актуальная проблема современной массовой школы — обучение и воспитание детей-мигрантов, возможности использования элементов устного русского народного творчества в указанных процессах.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):198-204
198-204
Особенности работы со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в опоре на ее фольклорный источник
Аннотация
В статье рассматривается новый методический подход к работе с литературной сказкой первой половины XIX в. в сравнении с ее фольклорными источниками в рамках международного сказочного сюжета на уроках литературного чтения в начальной школе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):205-209
205-209
Образовательные коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад
Аннотация
Исследуются коммуникации участников дистанционных эвристических олимпиад как с позиций их сетевого общения в ходе решения образовательных задач, так и в содержательном аспекте предлагаемых на олимпиадах заданий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):210-214
210-214
Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми
Аннотация
В статье представлены результаты системного исследования общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми. Проанализированы сходства и различия выраженности содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также корреляционных и факторных структур.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):215-223
215-223
Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности (на примере будущих специалистов-лингвистов)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования роли социального интеллекта в профессиональной самореализации личности. Приведены результаты факторного анализа данных исследования, и установлена связь между уровнем самореализации и социальным интеллектом студентов-лингвистов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):224-229
224-229
230-233
Оценка выраженности агрессивности и темперамента у российских и китайских студентов
Аннотация
Статья посвящена анализу и выявлению специфики агрессивности, рассматриваемой в рамках системно-функциональной модели, и параметров темперамента российских и китайских студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):234-239
234-239
Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения параметров межкультурной адаптации и жизнестойкости иностранных студентов РУДН из стран Африки и Гаити, обучающихся на дневном отделении.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):240-244
240-244
IV Международная конференция «Жизненный цикл медицинских препаратов: разработка, использование, окружающая среда»
Аннотация
В статье представлен краткий обзор 4-й Международной конференции «Жизненный цикл медицинских препаратов: разработка, использование, окружающая среда», которая проходила 1—3 сентября 2011 г. в Университете Париж 8 (Франция).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):245-247
245-247
248-249
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):250-254
250-254
Памяти Чингиза Абильфазовича Измайлова 26.03.1944—28.09.2011
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011;(S5):255-256
255-256