№ 4 (2012)
- Год: 2012
- Статей: 25
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/491
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2012-4
Статьи
Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке
Аннотация
В работе рассматривается психологический конструкт «культурный интеллект», описываются этапы апробации опросника К. Эрли и С. Анга «Шкала культурного интеллекта» на русскоязычной выборке, приводятся психометрические характеристики русскоязычной версии опросника и данные о его валидности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):5-14
5-14
Этнические особенности ценностных ориентаций студентов
Аннотация
Рассмотрены этнические особенности ценностных ориентаций студентов из разных регионов мира. Показано, что жизнь студентов из Латинской Америки и Средней Азии более целостна и осмысленна, чем жизнь студентов из Китая, Ближнего Востока и России. Латиноамериканские студенты в большей степени ориентированы на индивидуальность, самоуправление, а среднеазиатские — на коллективизм, контролируемость жизненных событий. Описывается гендерная специфика ценностных ориентаций студентов. Анализируются связи ценностных ориентаций студентов с базовым доверием миру, социальным и эмоциональным интеллектом, этнической идентичностью и толерантностью к представителям других этносов, со стратегиями преодоления стресса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):15-20
15-20
Особенности стереотипов о невербальной коммуникации и их роль в межэтническом взаимодействии российских и китайских студентов
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей стереотипов о невербальной коммуникации, формируемых в российской и китайской культурах. Представлены результаты экспериментального исследования роли этнических авто- и гетеростереотипов о невербальной коммуникации в межэтническом взаимодействии российских и китайских студентов РУДН.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):21-28
21-28
29-34
Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности
Аннотация
Проведен культурно-исторический и теоретический анализ основного источника всех инноваций в обществе — инновационного потенциала личности. Автор подробно описывает эволюцию терминов «инновация» и «потенциал» в различных отраслях науки. Рассматривается связь инновационной деятельности и активности личности. Представлен анализ феномена активности в дифференциальной психологии, на основании которого сформулировано предположение, что инновационный потенциал личности детерминирован разными видами активности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):35-43
35-43
Синергетическое образование как основа формирования у обучающихся нового мировоззрения
Аннотация
В статье рассмотрена сущность понятия «синергетическое образование» и представлена характеристика базовых принципов синергетического образования, показана роль синергетического мышления в формировании научной картины мира. Авторами разработана и научно обоснована теоретико-концептуальная модель формирования синергетической культуры личности в контексте приоритетов современной системы образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):44-53
44-53
54-60
Миграционные установки как специфический вид социальных установок
Аннотация
В статье обосновывается возможность исследования миграционных намерений в контексте социально-психологических понятий «социальная установка» и «социально-психологическое пространство». Обосновывается полиобъектность как специфическая особенность миграционных установок, требующая социального сравнения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):61-65
61-65
Исторический аспект математического моделирования
Аннотация
В статье дан обзор литературы по проблеме математического моделирования как важнейшего и универсального инструмента современной науки, который широко и успешно применяется сегодня в естествознании и инженерно-технических разработках. Элементы математического моделирования использовались с самого начала появления точных наук, а также что методология математического моделирования является интеллектуальным ядром развития самых разных направлений науки.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):66-70
66-70
Гендерный аспект изучения социальной визибельности образа собственного тела
Аннотация
Статья посвящена исследованию социальной визибельности образа собственного тела в гендерном аспекте. Оцениваются в сравнительном аспекте компоненты образа собственного тела у девушек и юношей, а также характер влияния психосоциальных факторов на восприятие гендерного образа.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):71-77
71-77
Особенности экологической компетентности студентов, живущих в условиях большого города (на примере студентов Российского университета дружбы народов)
Аннотация
В предлагаемой статье раскрыты особенности экологической компетентности студентов в условиях мегаполиса. Экологическая компетентность рассматривается как комплексное и интегративное свойство личности экологически, имеющее свою структуру, компоненты и показатели. Приводятся данные сравнительного экспериментального исследования экологической компетентности студентов различных факультетов, которые свидетельствуют о существовании качественных и количественных различий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):78-84
78-84
85-90
91-96
Сравнительный анализ общительности и любознательности у взрослых людей с разным типом «ядра» характера
Аннотация
В статье описываются особенности общительности и любознательности у людей с разным типом «ядра» характера. Раскрыта необходимость исследования данных особенностей для изучения целостной структуры характера.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):97-101
97-101
Феноменология правового сознания учащейся молодежи в контексте государственно-правовой жизни современного общества
Аннотация
В статье рассмотрена сущность понятия «правовое сознание», представлена структура, функции и характеристика правового сознания, описаны детерминанты, влияющие на формирование правового сознания учащейся молодежи. Особое внимание уделено вопросам формирования правового сознания учащейся молодежи в контексте государственно-правовой жизни современного общества.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):102-105
102-105
Адаптированность и темперамент студентов
Аннотация
В статье представлены результаты исследования темперамента студентов с различной степенью адаптированности, в частности описаны особенности и психологическая структура темперамента более и менее адаптированных студентов первого курса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):106-113
106-113
Различия в ЭЭГ-осцилляциях при вазоактивных стресс-реакциях у экстравертов и интровертов
Аннотация
Гипервентиляция (HV) и задержка дыхания (BH) — информативные психофизиологические тесты, быстро изменяющие церебральный кровоток в результате гипо-, гиперкапнии и, как следствие, ЭЭГ-активность. Целью данного исследования является выявление различий между ЭЭГ-спектральными характеристиками у интровертов и экстравертов при реагировании на гипервентиляцию и задержку дыхания. Выявлено, что интроверты реагируют на гипервентиляцию и задержку дыхания более интенсивно, в частности увеличением тета- и гамма-активности во всех отведениях.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):114-121
114-121
Категориальная модель различения линий, углов и крестообразных фигур
Аннотация
В статье рассмотрена геометрическая модель различения стимулов, представляющих собой изображения из линий. С помощью многомерного шкалирования усредненных надпороговых оценок субъективных различий между линиями, углами и крестами было получено пространство, которое в рамках концепции Соколова—Измайлова является моделью различения этих стимулов. Особенностью полученной модели является различение изображений путем выявления зрительных категорий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):122-129
122-129
Условия эффективности психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации
Аннотация
В статье рассматривается важная для образовательной практики проблема психологического обеспечения личностно-профессионального развития преподавателей. Одной из ведущих технологий в этом процессе рассматривается психологическая помощь преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации, а также определение условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):130-136
130-136
Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе
Аннотация
В статье анализируются структурные и содержательные характеристики психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности и психолого-педагогические условия их оптимизации в процессе обучения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):137-142
137-142
143-147
Психолого-педагогические условия проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы
Аннотация
В статье рассмотрена сущность понятия «развивающая информационная образовательная среда» и представлена характеристика психолого-педагогических условий, необходимых для проектирования названной образовательной среды в контексте приоритетов современной системы образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):148-153
148-153
Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью: гендерный подход
Аннотация
В статье раскрыта сущность понятия «мотивационно-ценностное отношение учащихся к своему здоровью», дана характеристика соответствующих психолого-педагогических детерминант с учетом гендерных характеристик личности, описаны объективно-деятельностные показатели отношения старшеклассников с андрогинными, маскулинными и фемининными характеристиками личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):154-158
154-158
Компьютерные учебно-деловые игры как метод подготовки будущих специалистов
Аннотация
В статье рассмотрена специфика использования компьютерных учебно-деловых игр в системе высшего образования. Показан образовательный потенциал компьютерных учебно-деловых игр, который заключается в стимулировании познавательного интереса обучающихся, и создает возможности для разработки педагогических средств, ориентированных на виртуальное пространство электронного обучения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):159-163
159-163
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(4):164-167
164-167