№ 3 (2012)

Обложка

Статьи

Пожелание как фигура речевого этикета (на материале немецкого и русского языков)

Багана Ж., Перкова А.А.

Аннотация

В статье описываются социокультурные особенности использования пожеланий в речи носителей немецкого и русского языков, рассматриваемых с позиции влияния на них исторического и культурного факторов.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):7-12
pages 7-12 views

Эквивалентность перевода: когнтивно-культурные факторы двуязычной опосредованной коммуникации

Быкова И.А.

Аннотация

В статье исследуется проблема обеспечения эквивалентности в переводе и адекватности интерпретации смысла в иноязычном дискурсе с учетом когнитивно-культурных факторов двуязычной опосредованной коммуникации.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):13-20
pages 13-20 views

Главный критерий овладения технологией текстовой деятельности

Карих Т.В.

Аннотация

Статья рассматривает главные критерии овладения технологией текстовой деятельности. Автор отдает предпочтение лингво(семио)социопсихологии в качестве методологии исследования и предлагает культурно обусловленный сценарий на основе фрейма текстовой деятельности.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):21-28
pages 21-28 views

Межкультурная парадигма и перевод как средство межкультурного понимания, предмет изучения и обучения

Крапивная И.М.

Аннотация

Способность учащихся к межкультурной коммуникации ориентирована преимущественно на учет различного, национально-специфического в контактирующих культурах. Подобная ориентация вполне совпадает с пафосом новейших научных исследований и в теории цивилизаций, и в теории языков и культур. Такая призма презентации материала на занятиях по переводу как средству межкультурного взаимопонимания, предмету изучения и обучения лежит в основе утверждения об уникальности каждого коммуникативного события, а также о принципиальной неоднозначности языка, возникающей при порождении и интерпретации сообщений в коммуникативном акте.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):29-33
pages 29-33 views

Некоторые особенности речевой стратегии и тактики испанцев

Кутьева М.В.

Аннотация

Статья фокусируется на манере испанца говорить, вести диалог, порой превращая его в монолог и vice versa. В таких чертах, как преувеличенная громкость, повторы, злоупотребление превосходной степенью, сказывается экспансивность и экзальтированность испанского национального характера и мироощущения.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):34-39
pages 34-39 views

Франкофония и вариативность французского языка

Лангнер А.Н., Багана Ж.

Аннотация

Статья рассматривает особенности франкофонии и многообразия существующих языковых вариантов французского языка наряду с основными причинами языковой дифференциации.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):40-44
pages 40-44 views

Отношения между грамматическим родом русских существительных-антропонимов и гендерной принадлежностью их денотатов

Ли Чуань -.

Аннотация

Статья посвящена рассматриваемой в методическом аспекте проблеме грамматического рода русских слов - названий лиц.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):45-49
pages 45-49 views

Имя собственное как средство лингвистической интерпретации художественного текста: к вопросу о текстообразующей функции литературных имен собственных (на материале очерков В.И. Даля)

Маслова И.Б.

Аннотация

В статье анализируется функциональная семантика имен собственных, определяются основные классы данных лексических единиц, реализующих текстообразующую и смыслопорождающую функции, рассматривается роль литературных имен собственных в процессе интерпретации художественного текста, анализируется специфика их функционирования в произведениях В.И. Даля.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):50-56
pages 50-56 views

Концепт «честь, долг, совесть» в русской и японской языковой картине мира

Недосугова А.Б.

Аннотация

Развитие глобализационных процессов предполагает установление диалога культур в мировом и межъязыковом пространстве, что обусловливает интерес к проблемам национальных характеров, менталитетов и их проявлений в языке. В статье предпринята попытка определить некоторые психолингвистические особенности японской национальной личности и наметить лингвометодические задачи, связанные со спецификой обучения японцев русскому языку.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):57-61
pages 57-61 views

Новые процессы в русском речевом этикете

Пахомова И.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются новые процессы, происходящие в русском речевом этикете, а также в языке в целом. Анализируются формулы приветствия и прощания, в которых происходят наиболее заметные изменения в настоящее время.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):62-67
pages 62-67 views

Эволюция «военного» фразеологического поля в языке современной газеты

Третьякова Л.Н.

Аннотация

Статья посвящена анализу военного фразеологического поля в концептосфере русского языка, процессу фразеологизации и дефразеологизации военных фразеологических единиц в современной газете.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):68-73
pages 68-73 views

Фразеологическая игра в языке современной прессы Китая и России

Цзан Вэньцянь -.

Аннотация

В данной статье мы пытались проанализировать фразеологическую игру в языке современной прессы Китая и России. Рассмотрение фразеологической игры в языке китайской и российской современной прессы позволяет нам выявить общую языковую специфику современной прессы Китая и России в целях укрепления взаимопонимания и сотрудничества при международном общении между Китаем и Россией.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):74-78
pages 74-78 views

Восприятие творчества В. Скотта современниками в России

Аносова О.Г.

Аннотация

В статье на материале публикаций, появлявшихся в России в периодической печати начала XIX в., рассматривается история знакомства российского читателя с произведениями В. Скотта, прослеживаются этапы оформления российской литературной критики и культуры перевода на русский язык.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):79-85
pages 79-85 views

Символика одиночества в современном мужском романе (Сергей Минаев. «Духless»)

Кидямкина С.А.

Аннотация

В статье дается анализ символики одиночества на материале современного романа, рассматривается лексический состав, характеризующий героя-мужчину.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):86-90
pages 86-90 views

«Блажен, кто молча был поэт» (Слово и молчание в поэзии В. Ходасевича)

Косарева Л.А.

Аннотация

Творчество В. Ходасевича, замолчавшего как поэт в 1928 г., рассматривается в контексте русской литературы и философии. В статье анализируется онтология молчания как состояния, предвещающего рождение нового художественного смысла.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):91-97
pages 91-97 views

А.Л. Волынский о «причинах упадка» русской литературы в 1890-е гг.

Пименова И.И.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы взаимоотношений литературной критики и русской литературы в творчестве редактора, литературного критика журнала «Северный вестник» А.Л. Волынского в 1890-е гг. В условиях культурного кризиса Волынский решительно боролся против материализма и утилитаризма в литературе.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):98-103
pages 98-103 views

Некоторые предложения относительно подтекста стихотворения В. Высоцкого «Давно я понял: жить мы не смогли бы»

Намакштанская И.Е., Романова Е.В.

Аннотация

Статья посвящена раскрытию подтекста стихотворения В.С. Высоцкого «Давно я понял: жить мы не смогли бы», в котором великий российский поэт использовал разнообразные символы, намеки и недоговоренности, чтобы спрятать от цензуры реальную направленность своего произведения - сопротивление представителей интеллигенции - шестидесятников - против политики тоталитаризма в советском обществе.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):104-109
pages 104-109 views

К проблеме формирования электронной образовательной среды на портале вуза для студентов-иностранцев довузовского этапа обучения

Архангельская А.Л., Жигунова О.В.

Аннотация

В статье представлены современные тенденции развития электронных образовательных сред, создаваемых на порталах вузов. Дается обоснование необходимости внедрения их в учебный процесс при обучении русскому языку инофонов уже на этапе довузовской подготовки и обозначается связанный с этим круг проблем.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):110-115
pages 110-115 views

Толерантное педагогическое общение: проблемы и рекомендации

Балыхина Т.М., Алимова М.В., Денисова А.А., Ельникова С.И., Нетёсина М.С.

Аннотация

В статье анализируются основные принципы и понятия толерантного и интолерантного общения, исследуются культурно-исторические факторы интолерантного педагогического общения, описываются взаимозависимость качества общения и профессиональных деформаций педагога, определяются их причины, систематизируются вербальные и невербальные проявления профессионально-педагогических деформаций. Предлагаются рекомендации по формированию толерантных установок преподавателя. В статье представлен фрагмент из словаря терминов толерантного педагогического общения.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):116-128
pages 116-128 views

Формирование тезаурусов личностной микросреды индивидуума в процессе его обучения

Баранова Н.М.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития тезаурусов личностной микросреды индивидуума в процессе его обучения. Строится модель процесса восприятия информации обучаемым. Изучаются характеристики личностного тезауруса специалиста.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):129-133
pages 129-133 views

Стратегии обучения студентов из КНР в контексте субъект-субъектной образовательной парадигмы

Баранова И.И., Чуваева К.М.

Аннотация

Статья посвящена проблемам обучения студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российских вузах, особенностям адаптации китайских студентов к условиям обучения в новой образовательной среде с учетом этнокультурных и образовательных традиций данного контингента учащихся.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):134-140
pages 134-140 views

Принципы моделирования текстов и заданий к ним в современном пособии для чтения при обучении РКИ

Большакова Н.Г., Усачева Г.А.

Аннотация

В статье рассматриваются принципы моделирования текстового материала в современном пособии по РКИ: коммуникативность, формирование языковой компетенции, наличие пред-, при- и послетекстовых заданий, полифункциональность, применение гибких моделей обучения.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):141-144
pages 141-144 views

Образовательная идеология как фактор формирования положительного имиджа высшего учебного заведения: опыт университета Франклин Пирс (США)

Венидиктов С.В., Шавы Ф.С.

Аннотация

В статье обоснована доминирующая роль системной идеологической работы в формировании положительного имиджа учреждений высшего образования США, приведен анализ и классификация основных образовательных идеологем в университете Франклин Пирс.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):145-150
pages 145-150 views

К вопросу обучения словообразованию студентов-иностранцев гуманитарных специальностей (на материале текстов по языку специальности: психология, связь с общественностью)

Герасимова К.М., Темкина Н.Е.

Аннотация

Статья посвящена проблеме словообразования как одному из средств повышения знаний в области русского языка студентов-иностранцев и как одного из средств повышения мотивации у студентов-иностранцев. Кроме того, в статье дан краткий обзор пособий, подготавливающих учащихся к овладению языком специальности.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):151-156
pages 151-156 views

Организация самостоятельной работы учащихся по РКИ как резерв оптимизации учебного процесса (довузовский этап обучения)

Гусева И.С., Румянцева Н.М., Юрова Ю.В.

Аннотация

Статья посвящена оптимизации учебного процесса и повышения качества обучения русскому языку как иностранному посредством использования новых форм и методов самостоятельной работы учащихся на довузовском этапе.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):157-164
pages 157-164 views

Инновационная парадигма образовательного процесса и ее роль в унификации и совершенствовании процесса преподавания (в системе обучения русскому языку иностранных студентов-юристов)

Новикова М.Л.

Аннотация

Исследовательский интерес к проблематике подготовки языковой личности и ее функционированию в профессиональной сфере общения отражает многозначность и глубину данного феномена и доказывает актуальность дальнейших научных и практических поисков. Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, владение устным и письменным словом является существенным признаком деловой квалификации юриста. Обучение русскому языку иностранных студентов-юристов ведется с обязательным учетом юридической практики в новых социальных условиях с целью формирования навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):165-172
pages 165-172 views

Профессионально ориентированное обучение русскому языку и культуре речи в медицинском вузе

Орлова Е.В.

Аннотация

В статье речь идет о профессионально ориентированном обучении русскому языку и культуре речи в медицинском вузе. Особое внимание уделяется двум системам профессионально ориентированного обучения: обучение русскому языку как средству получения специальности и обучение русскому языку как средству профессионального делового общения - и заданиям на их формирование.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):173-180
pages 173-180 views

Формирование и развитие интеллектуального потенциала иностранных студентов в процессе их обучения химии на русском языке на этапе предвузовской подготовки

Сарычева Е.А., Якушев В.В.

Аннотация

В статье рассматривается необходимость формирования интеллектуального потенциала у иностранных студентов на подготовительных факультетах российских вузов. Предлагаются пути развития познавательных способностей учащихся на примере учебной дисциплины «химия» факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):181-185
pages 181-185 views

Электронные упражнения как средство формирования лексических и грамматических навыков на этапе довузовской подготовки инофонов

Руденко-Моргун О.И., Жиндаева А.Г.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности современных информационных технологий для создания тренировочных средств по русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки. Дается сравнительный анализ типов электронных заданий, выполненных в профессиональных оболочках и с помощью пользовательских тестовых редакторов. Анализ проводится с учетом различных дидактических задач, специфики языкового материала и требований эргономики.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):186-192
pages 186-192 views

Критерии сформированности кросс-культурной компетентности школьников

Шахназарова А.А.

Аннотация

В работе рассматриваются проблемы формирования кросс-культурной компетенции в средней школе, этапы ее формирования и требования к каждому этапу.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):193-199
pages 193-199 views

Формирование лингвистической компетенции в современном учебно-методическом комплексе (интегративный подход к обучению РКИ на предвузовском этапе)

Шустикова Т.В., Кулакова В.А., Смирнова С.В.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития лингвистической составляющей коммуникативно-речевой компетенции учащегося при интегративном подходе к обучению общему владению русским языком как иностранным: межаспектное взаимодействие, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, использование новых информационных технологий в современном учебнике комплексе.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):200-207
pages 200-207 views

Наши авторы

- -.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012;(3):208-211
pages 208-211 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах