№ 3 (2012)
- Год: 2012
- Статей: 22
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/issue/view/610
Статьи
5-11
Антиномическая природа концепта «жизнь»
Аннотация
В статье рассматривается структура ценностного компонента концепта «жизнь» в рамках антиномических свойств. Антиномичность концепта «жизнь» обусловливает его широкое ценностное варьирование и является этноспецифическим признаком, воплощающимся в характерных для русского языкового сознания антонимических оппозициях.
Русистика. 2012;(3):12-18
12-18
19-26
Концепт как объект и метод определения идиостиля писателя (на материале текстов М. Горького и И. Бунина)
Аннотация
В русле современных когнитивных исследований на базе языковедческих наук выявлены тенденции к интеграции категории концепта в терминосостав лингвостилистики художественного текста. На примере произведений М. Горького и И. Бунина показаны возможности экстраполяции результатов парадигматического и синтагматического анализа репрезентантов концепта на идиостиль писателя, что выводит концепт в разряд методов определения авторской идиоспецифики.
Русистика. 2012;(3):27-32
27-32
Коммуникация и прагматика в обучении польских специалистов русскому языку делового общения
Аннотация
В статье рассматривается вопрос обучения польских учащихся русскому языку делового общения с учетом коммуникативного и прагматического аспектов. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Обучение коммуникации в области деловой деятельности невозможно без прагматики, которая показывает, как правильно вести деловую деятельность, участвовать в реальном общении в сфере бизнеса, учитывая социальные роли коммуникаторов, а также то, при помощи каких стратегий и тактик можно достигнуть желаемого результата. Мы иллюстрируем сказанное на примере ролевой игры «Прием на работу».
Русистика. 2012;(3):33-39
33-39
40-43
Содержание и эволюция термина «ораторика»
Аннотация
В статье объясняется и уточняется значение, происхождение и эволюция (от Античности до наших дней) термина «ораторика», показано понимание этого слова в разные периоды истории науки о русском языке, объясняется роль и значимость видов ораторского искусства в современном информационном обществе.
Русистика. 2012;(3):44-49
44-49
50-55
Развитие языковой догадки при чтении текстов в современном пособии по РКИ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме обучения иностранных учащихся самостоятельному чтению текстов на основе развития языковой догадки в современном пособии по РКИ. Рассматриваются особенности формирования догадки при систематическом обучении ее приемам.
Русистика. 2012;(3):56-60
56-60
Функции инвективной и бранной лексики в американской разговорной речи
Аннотация
Статья посвящена анализу функций инвективной и бранной лексики в американской коммуникативной культуре и сложностям ее перевода на русский язык. Особое внимание в работе уделяется внимание методике преподавания переводоведения. Материалом для исследования послужили субтитры фильма The Game («Игра»).
Русистика. 2012;(3):61-67
61-67
68-71
Терминология теории аргументации: когнитивные параметры специального обозначения
Аннотация
Рассматриваются проблемы терминологии современной теории аргументации с позиций когнитивной лингвистики, анализируются тенденции развития новых подсистем метаязыка. В статье представлены дефиниции некоторых терминов и специальных лексем теории аргументации, проведен их системный анализ. Делаются выводы о необходимости выработки единых критериев классификации специальных лексем.
Русистика. 2012;(3):72-77
72-77
78-84
Использование фразеологических выражений в речи в качестве средства вербальной аргументации
Аннотация
Статья посвящена актуальной теме - использованию пословиц, поговорок, афоризмов, изречений, цитат, крылатых выражений в речи в качестве средства аргументации. В статье затронуты следующие вопросы: является ли данный способ аргументации успешным; как функционирует данный вид аргументации в сферах публицистики и повседневно-бытового общения?
Русистика. 2012;(3):85-90
85-90
Обучение иностранных студентов навыкам аргументации суждений на примере научного стиля речи (инженерный профиль) на продвинутом этапе изучения русского языка
Аннотация
В данной статье рассматриваются этапы и приводятся некоторые примеры методов обучения иностранных студентов аргументированию. Поскольку в настоящее время любой образованный и уважающий себя человек должен уметь грамотно выражать и отстаивать свою позицию, одна из основных задач преподавателя - научить иностранных студентов не теряться в ситуациях, когда придется отстаивать свою точку зрения в реальной жизни.
Русистика. 2012;(3):91-96
91-96
97-102
Способы выражения аргументации в русскоязычных мусульманских текстах (на примере проповедей муфтиев России)
Аннотация
В статье рассматриваются различные способы аргументации в русскоязычных религиозных текстах. Особое внимание уделяется текстам мусульманских церемоний. Характерной чертой дискурса данных текстов является полилингвизм российских мусульман, говорящих на многих языках: русском, арабском, национальных. Основным способом аргументации в текстах мусульманских церемоний является ссылка на авторитетный источник и традиции, а также использование патетических оборотов.
Русистика. 2012;(3):103-108
103-108
Средства вербального и невербального воздействия на учащихся при изучении русского языка с использованием фильмов
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты вербальных и невербальных средств воздействия в фильмах, включая музыку и песни в художественных фильмах, а также их использование в целях социо- и лингвокультурной адаптации иностранных студентов в русскоязычной среде.
Русистика. 2012;(3):109-113
109-113
Учебно-методический комплект дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» в контексте компетентностного подхода к обучению
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы проектирования и учебно-методического обеспечения дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» в условиях внедрения в вузах образовательных стандартов нового поколения. Применение компетентностного подхода предъявляет новые требования к структуре учебно-методического комплекта дисциплины и контролю результатов обучения, а сокращение аудиторной нагрузки усиливает роль самостоятельной работы студентов. На примере собственного опыта автор показывает, как применение современных информационных и обучающих технологий способствует более эффективному усвоению учебного материала.
Русистика. 2012;(3):114-120
114-120
121-124
Ежегодная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации» - апрель 2012 г.
Русистика. 2012;(3):125-127
125-127
Наши авторы
Русистика. 2012;(3):128-130
128-130