Реализация компетентностного подхода к речевому развитию школьников в процессе изучения метафоры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье с позиций современного компетентностного подхода к обучению родному языку обосновывается эффективность формирования у учащихся ключевых компетентностей в процессе изучения ими метафоры как полифункционального феномена мышления, языка и речи. В связи с этим конкретизируется содержание языковой, лингвистической, коммуникативной, эстетической, культуроведческой компетентностей, уровнем сформированности которых определяется уровень речевого развития школьников. Представлены методы, приемы, виды упражнений, использование которых в экспериментальной работе по изучению метафоры в 5 и 8 классах обеспечивало процесс формирования у учеников названных значимых компетентностей. Динамика речевого развития представляется опосредованной прежде всего лингвистической компетентностью, включающей когнитивный, регуляторный и личностно-смысловой компоненты и соотносящейся с трехуровневой структурой языковой личности.

Об авторах

Алла Борисовна Максимова

Российский государственный педагогический университет им. Герцена

Email: alla_maximova@hotmail.com <mailto:alla_maximova@hotmail.com>
Международная школа; Российский государственный педагогический университет им. Герцена

Список литературы

  1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск, 2007.
  2. Алефиренко Н.Ф. «Живое слово»: проблемы функциональной лексикологии. - М., 2009.
  3. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: Учебн. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2004.
  4. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. - СПб., 2000.
  5. Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. - М., 1992.
  6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. - М., 2001.
  7. Мишатина Н.Л. Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся 7-9 классов: Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб, 2000.
  8. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. - СПб., 2009.
  9. Суворова Е.П. Речевое развитие школьников в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности: ценностно-интеграционный подход: Дисс. ... докт. пед. наук. - СПб., 2003.
  10. Харченко В.К. Филологическая культура личности // Словарь богатств русского языка. - Белгород, 2003.
  11. Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (теоретические основы): Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2005.

© Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах