Том 21, № 1 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1800
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-1
Весь выпуск
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРЕНДЫ
Применение метода языковой энтропии для измерения билингвального языкового опыта: исследование носителей адыгейского и русского, татарского и русского языков
Аннотация
Считается, что опыт владения двумя языками способствует более эффективной работе исполнительных функций билингвов, поскольку им необходимо постоянно регулировать одновременную активацию двух или нескольких языков. Однако результаты десятилетий исследований привели к противоречивым выводам относительно существования подобного билингвального преимущества. Одним из многообещающих подходов к разрешению противоречий является более детальное рассмотрение природы билингвального языкового опыта. Цель данной работы состояла, во-первых, в эмпирической проверке метода языковой энтропии как способа измерения вариативности в использовании языков билингвами в различных контекстах взаимодействия; во-вторых, в изучении взаимосвязи между показателями языковой энтропии и компонентами исполнительных функций билингвов (когнитивная гибкость, актуализация цели, мониторинг конфликтов). В исследовании приняли участие 111 билингвов-студентов вузов (средний возраст 20,5 (2,97); 75,7% женщины), являющиеся носителями адыгейского и русского, татарского и русского языков и проживающие в Республике Адыгея и Республике Татарстан соответственно. Батарея инструментов включала опросник о демографическом и языковом опыте, содержащий вопросы для расчета показателей языковой энтропии в четырех социальных контекстах (дом, университет, работа, свободное время), задача Color-shape switching task для измерения исполнительных функций, а также тест на оценку невербального интеллекта. Результаты исследования показали, что языковая энтропия билингвов из обоих регионов не превышала показателя 0,66 в четырех контекстах, что говорит об использовании преимущественно одного языка в повседневном общении. Однако в контексте «университет» билингвы, говорящие на татарском и русском языках, использовали языки более сбалансированно, чем билингвы, говорящие на адыгейском и русском языках. Результаты также указали на отсутствие взаимосвязи между языковой энтропией билингвов в данном исследовании и компонентами исполнительных функций, что соотносится с предположениями гипотезы адаптивного контроля (Adaptive Control Hypothesis).
Межличностная синхронизация и диспозициональная эмпатия: обзор зарубежных исследований
Аннотация
Межличностная синхронизация представляет собой процесс сонастройки участников социального взаимодействия на поведенческом, физиологическом или межмозговом уровнях. Данное явление тесно связано с установлением социальных контактов, результатами совместной деятельности, укреплением отношений и развитием социальных навыков. Несмотря на популярность исследований межличностной синхронизации за рубежом, в отечественной науке интерес к ней только начинает проявляться. В литературе было выдвинуто теоретическое предположение о значимости вклада эмпатии как устойчивой (диспозициональной) черты в межличностную синхронизацию. Диспозициональная эмпатия понимается нами как способность переживать аффективные и когнитивные состояния другого человека, сохраняя при этом свое «я». В настоящем обзоре предпринята первая в литературе попытка оценить, насколько зарубежные эмпирические исследования диадической синхронизации подтверждают выдвинутую гипотезу. Анализ литературы позволяет отметить гетерогенность обнаруженных работ по применяемым методам оценки эмпатии и межличностной синхронизации, используемым экспериментальным задачам и изучаемым контекстам взаимодействия. По итогам литературного анализа были обнаружены противоречивые результаты, что может быть связано с указанной неоднородностью дизайнов исследований. Было показано, что эмпатия может вносить вклад в межличностную синхронизацию, но происходит это в первую очередь в диадах ранее знакомых участников либо в специфических условиях, актуализирующих использование соответствующих эмпатических навыков. При этом в некоторых контекстах большее значение имеет уровень эмпатии только одного из участников диады. Однако стоит отметить, что из-за небольших объемов выборок и малочисленности работ по теме, выводы о справедливости выдвинутой гипотезы могут быть только предварительными. Необходимо большее количество соответствующих исследований с размером выборки, достигающим достаточной мощности, и унифицированными дизайнами экспериментов для облегчения возможности сравнения их результатов.
Психофизиологические показатели терапевтического альянса: нарративный обзор зарубежных исследований
Аннотация
Качественный терапевтический альянс, как компонент успешного психотерапевтического процесса, обеспечивает доверительные отношения и эффективную коллаборацию между психотерапевтом и клиентом. Данный нарративный обзор рассматривает исследования, которые изучают взаимосвязь между психофизиологическими показателями участников психотерапевтического процесса и их субъективным восприятием качества альянса. Представлены результаты анализа десяти эмпирических статей, отобранных после систематического поиска литературы, сгруппированные в несколько параграфов. В каждом из параграфов анализируются и обсуждаются исследования, использующие показатели одной и той же системы организма человека, после чего в заключении даются рекомендации для дальнейших исследований. Таким образом, в результате обзора отобранных источников установлено, что переживаемое качество альянса показало положительную взаимосвязь с синхронизацией показателей активности головного мозга, вариабельности сердечного ритма, частоты сердцебиения, электрической активности кожи и паттернов дыхания между участниками процесса. При этом, в единственном исследовании рассматривался вклад индивидуальных показателей вариабельности сердечного ритма участников, которые показали взаимосвязь только для альянса клиента. В то же время структура взаимосвязей компонентов альянса и психофизиологических показателей различаются в зависимости от количества участников: в диадной, в семейной, при наличии супервизора или второго психотерапевта. Фиксируемые изменения физиологических параметров, могут отражать как паттерны когнитивных процессов участников, так и их аффективные состояния - и в комплексе дополняют понимание динамического процесса установления и переживания альянса между участниками психотерапевтической сессии. В рамках будущих исследований следует унифицировать исследовательский дизайн, продолжить уточнять роль межличностной синхронизации в переживании альянса, уделять внимание различиям в парной и групповой психотерапии, а также рассматривать несколько психофизиологических параметров одновременно, применяя многоуровневый подход.
Обзор современных исследований эффекта фасилитации внимания в рамках динамической теории внимания: проблемы и перспективы
Аннотация
Результаты недавних зарубежных исследований в рамках динамической теории внимания (ДТВ) открыли большие перспективы разработки терапевтических методов, использующих временные закономерности ритмической стимуляции для моделирования эффекта фасилитации (ЭФ) внимания в когнитивных и специализированных, языковых задачах. Тем не менее исследования в рамках ДТВ развиваются в локальных направлениях и до сих пор остаются менее заметными для широкого круга исследователей. В частности, не был проведен систематический обзор и мета-анализ поведенческих и психофизиологических исследований ЭФ в рамках ДТВ. В данном обзоре была рассмотрена ДТВ, а именно представлены ее специфика, положения, механизмы избирательности внимания, основные исследовательские парадигмы. Мы проанализировали современные исследования ЭФ в рамках ДТВ. Были рассмотрены исследования в рамках корреляционного подхода, а также исследования ЭФ в парадигмах ритмического воздействия. В рамках последних мы выделили два блока: общие когнитивные функции и языковые процессы. В первом блоке мы изучили исследования ЭФ на восприятие, а также на восприятие и память совместно, а во втором блоке - ЭФ на синтаксис и фонологию. Было обнаружено, что большинство исследований сосредоточено на детях и молодых взрослых, что ограничивает возможность обобщения результатов для других возрастных групп. Кроме того, исследования в рамках синтаксического направления продемонстрировали противоречивые данные относительно синтаксической и модальной специфичности ЭФ, а также были сфокусированы только на изучении слуховой модальности ЭФ. Обзор также показал ограниченность исследований в построении экспериментальной парадигмы, которая проявляется в выборе только одного механизма избирательности внимания, описанного в динамической теории внимания. Таким образом, данная работа подчеркивает необходимость дальнейших исследований для более глубокого понимания ЭФ, а также для расширения возрастных групп и модальностей, включенных в исследования.
Возрастные изменения влияния скорости предъявления стимулов на конфигурацию слуховых вызванных потенциалов: от детства к взрослости
Аннотация
Известно, что у взрослых частота предъявления стимулов имеет большое влияние на конфигурацию вызванных потенциалов (ВП): амплитуда их компонентов увеличивается по мере снижения частоты предъявления стимулов. Однако работ, оценивающих возрастные изменения этой модуляции ВП, мало. Цель данного исследования - изучить возрастные изменения влияния скорости предъявления слуховых стимулов на ВП. Участникам ( N = 48), разделенным на четыре возрастные группы (2-7, 8-11, 12-17 и 18-35 лет), предъявлялся слуховой тон (1000 Гц) при трех различных условиях интервала от начала предъявления одного стимула до начала предъявления следующего стимула: 0,9 с, 1,8 с и 3,6 с. Во время предъявления стимулов электроэнцефалограмма (ЭЭГ) регистрировалась с помощью 28 каналов. Установлено, что амплитуда компонентов ВП увеличивалась при удлинении интервала. Однако этот эффект был по-разному выражен в каждой из возрастных групп в зависимости от компонента и участка коры. Амплитуда N1P1 увеличивалась с условия 0,9 с до условия 1,8 с в двух самых старших группах (12-17 лет и взрослые) преимущественно во фронто-центральных отделах. Аналогичное увеличение демонстрировал компонент P2N1, но эффект скорости презентации начинал наблюдаться с более младшей группы (старше 8-10 лет). Только для взрослой группы было характерно значительное увеличение амплитуд N1P1 и P2N1 при удлинении интервала с 1,8 до 3,6 с. Таким образом, эффект скорости предъявления стимулов на ВП не является полностью сформированным даже в подростковом возрасте и зависит от компонента ВП, при этом амплитуда P2N1 демонстрирует модуляцию в более молодом возрасте.
ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Социальность будущих педагогических работников и солидаризация общества в контексте интеграции новых субъектов России: методологическая рефлексия
Аннотация
Вопросы социальной культуры и социального единства в условиях проведения специальной военной операции и интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей являются актуальнейшей проблемой российского общества и системы образования, в том числе и высшего. Решение ее нуждается в методологическом, гуманитарном сопровождении процесса изучения и формирования социальности личности в новых социально-культурных условиях. Цель работы - методологическое обоснование концептуальных линий формирования социальности будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство новых субъектов Российской Федерации. На основе рефлексии, комплементарного использования антропологического, аксиологического, праксеологического подходов и методологических процедур в познавательном образе социальности зафиксированы ее существенные черты как интегративной категории и концептуальные линии развития в культуре и в процессе подготовки будущих педагогических работников (гуманитарность, психологический континуум социальности, культурной идентичности и фундаментальных социальных констант и др.). Интерпретация сущности социальности как способности личности осмысливать мировоззренческие, социально-психологические знания и опыт, осуществлять ответственную, новаторскую организацию социальной жизни в разумном сочетании с индивидуальными интересами, экспликация значимых характеристик расширили традиционный концептуальный фонд теорий, принципов, приоритетов и идеалов движения к социальному единению людей, к реализации социальной деятельности студентов в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство. Посредством критической «селекции» стратегий и технологий формирования социальности у будущих педагогических работников дополнена «горизонтальность» ценностно-смысловых и гуманитарных компонентов общечеловеческой культуры, их новое осмысление в контексте формирования традиционных духовно-нравственных ценностей. Результаты исследования будут положены в основу форматирования образовательных программ и экспертных диагностик, научно-исследовательских проектов, культурно-социальных и образовательных практик в вузах новых субъектов Российской Федерации, а также могут быть использованы в процессе изучения курса «Основы российской государственности». Дальнейшее исследование следует направить на поиск конструктивных технологий психолого-педагогического развертывания социальности в новом социокультурном пространстве, максимально приближающем будущих педагогических работников к практической действительности в контексте интеграции новых субъектов в образовательное пространство России.
Психологические факторы формального и неформального денежного заимствования
Аннотация
Социальная категория «заемщики» неоднородна по целому ряду показателей. В статье поднимается проблема различий в психологических особенностях заемщиков, предпочитающих формальные кредиты и займы у частных лиц. Цель исследования - анализ психологических особенностей потребителей различных видов займов. На основании предыдущих исследований авторов были выделены для анализа такие переменные, как временная перспектива и долгосрочная ориентация личности, учет последствий своего поведения, уровень генерализованного доверия, моральные основания, социальные верования и установки по отношению к долгу, которые предположительно связаны с предпочитаемым людьми типом заимствования. Выборку составили пользователи финансовых услуг, имеющие различные виды займов ( N = 1974), из них были выделены три группы, гомогенные по видам займов: респонденты, имеющие только займы, полученные от родственников, друзей, знакомых ( N = 97), респонденты, имеющие только займы в МФО ( N = 97), респонденты, имеющие только потребительский кредит ( N = 103). Были использованы методики: Опросник моральных оснований Дж. Хайдта в адаптации О.А. Сычева, Долгосрочная ориентация личности Т.А. Нестика, Методика учета будущих последствий А. Стратмена в адаптации Т.А. Нестика, краткая версия методики Дж. Даккита в адаптации Д.С. Григорьева, краткая версия Стэнфордского опросника временной перспективы Ф. Зимбардо, World Value Survey, шкала веры в справедливый мир К. Далберт в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер, экспресс-опросник долгового поведения. Обнаружены существенные различия между группами в структуре взаимосвязей между исследуемыми параметрами внутри каждой группы заемщиков. Результаты показывают, что респонденты, имеющие только неинституциональные займы, в отличие от респондентов, имеющих исключительно банковские кредиты или займы МФО, обнаруживают более низкую лояльность к своей группе (невысокий традиционализм), которая в их представлениях связывается с пониженным доверием к властям (региональные власти). Такая система представлений может говорить об автономности этих заемщиков в социальном плане. Отмечены ограничения проведенного исследования. Намечены перспективы дальнейших исследований и определены возможности практического использования полученных результатов.
ЛИЧНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Переговоры с китайскими партнерами: ожидания, стратегии и вызовы глазами российских специалистов
Аннотация
В условиях глобальных вызовов и изменяющейся геополитической ситуации в мире российские организации все чаще сталкиваются с необходимостью активного сотрудничества со странами Дальнего Востока, в особенности с Китаем. Цель данного поискового исследования - выявить, как российские деловые представители воспринимают и управляют этим процессом, с особым вниманием к ожиданиям и восприятию эффективности коммуникации. Исследование сфокусировано на двух ключевых аспектах: во-первых, анализе ожиданий российских представителей, которые формируют их подходы к переговорам, и во-вторых, оценке их восприятия динамики и результативности этих переговоров. Выборку исследования составили 13 российских сотрудников российских компаний, имевших опыт переговоров с китайскими партнерами. В качестве метода использовались полуструктурированные качественные интервью. Для анализа данных был использован качественный контент-анализ. Кодирование и анализ текста проведены в программе Atlas.ti. В результате анализа интервью выделены основные темы, описывающие восприятие переговорного процесса: ожидания относительно переговорного процесса, стратегии подготовки к переговорам, стратегии поведения в переговорах, восприятие стратегий поведения партнеров по взаимодействию, эмоции в процессе переговоров, восприятие коммуникативной ситуации, восприятие себя в процессе переговоров, восприятие партнера по переговорам, восприятие эффективности переговоров. Исследование показало, что успешное межкультурное деловое общение требует сочетания профессионального и культурно-ориентированного подходов. Внимание к культурным особенностям и учет их влияния на коммуникацию способствуют более эффективному взаимодействию. Однако возникающие трудности связаны с непрямым стилем коммуникации и различиями в проявлении эмоций, что может затруднять переговоры. Кроме того, ситуации, угрожающие «лицу», могут иметь влияние на профессиональную и этническую/гражданскую идентичность. Таким образом, в результате исследования были выявлены особенности восприятия российскими менеджерами ситуации межкультурного делового общения с китайскими партнерами, а также сформулированы рекомендации относительно подготовки российских менеджеров к международным переговорам.
Теоретико-методологические основы развития межкультурной компетентности студентов средствами традиционной музыки народов мира
Аннотация
Необходимость учитывать культурное многообразие в музыкальном образовании сегодня признается в научных сообществах разных стран. Актуальным направлением зарубежных исследований выступает разработка концепции поликультурного музыкального образования и методологии развития межкультурной компетентности студентов. При том, что поликультурная направленность музыкально-образовательных программ была обозначена на международном и национальных уровнях, теоретико-методологические основы развития межкультурной компетентности студентов через изучение музыки разных народов остаются недостаточно разработанными. Большинство зарубежных исследований раскрывают либо концептуальную направленность поликультурного музыкального образования, либо экспериментальную, показывающую на примере отдельных кейсов развивающий потенциал поликультурного подхода к преподаванию музыки. Накопление в мировой практике положительного опыта межкультурного взаимодействия посредством этномузыкального диалога обусловливает необходимость в его дальнейшем теоретико-методологическом осмыслении. В исследовании предпринимается попытка сопоставить и обобщить зарубежный и отечественный опыт применения разных методов в развитии межкультурной компетентности студентов средствами музыки, а также типологизировать апробированные методы в рамках четырех фундаментальных подходов - этномузыкологического (музыкально-культурологического), субъектно-деятельностного, антропологического (музыкально-психологического) и личностно-ориентированного (гуманно-личностного). Учитывая то, что на сегодняшний день исследований, обнаруживающих доказательную эффективность применения этих подходов в поликультурном музыкальном образовании, крайне мало, автор предпринимает попытку их теоретического осмысления. Предлагается ряд концептуальных обоснований для комплексного применения этих подходов в развитии межкультурной компетентности студентов средствами межкультурных музыкальных практик. Систематизация зарубежного и отечественного опыта позволяет взглянуть на конструкт межкультурной компетентности в расширенном, интегративном измерении применительно к поликультурному музыкальному образованию, что создает основу для выстраивания теоретико-методологических взаимосвязей между образовательными категориями разных уровней - от концептуально-методологических подходов к методам их реализации и ожидаемому результату - развитию различных составляющих межкультурной компетентности.
Международный конкурс видеопроектов как средство формирования межкультурной компетентности студентов
Аннотация
Рассматривается опыт применения одной из инновационных образовательных технологий, используемых в рамках проектного метода обучения иностранным языкам, - Международного студенческого конкурса видеопроектов на английском языке. Исследование проводилось с целью выяснить мнение студентов о влиянии их участия в проекте на развитие у них межкультурной компетентности, языковых и цифровых навыков, а также мотивации к обучению. Выборку исследования составил 81 студент бакалавриата из 18 стран, принявшие участие в ежегодном Международном конкурсе студенческих видеороликов на иностранных языках «Университет - моя Вселенная» в Южном федеральном университете (ЮФУ). Для количественного анализа респондентам была предложена анкета из 14 вопросов с пятибалльной шкалой Лайкерта. Результаты исследования свидетельствуют, что создание видеороликов для проекта на английском языке в коллаборации со сверстниками из разных стран мотивирует студентов к изучению иностранных языков и помогает сформировать межкультурную компетентность. Кроме того, участие в проекте позволяет им развить умения и навыки во всех видах речевой деятельности (хотя и в различной степени) и повысить цифровую грамотность. Однако два последних утверждения требуют дальнейшего исследования.
ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ
Профессиографические особенности деятельности IT-специалистов как рискогенные факторы выгорания
Аннотация
На данный момент существует высокая потребность российской экономики в специалистах IT-сферы. Для выстраивания долгосрочной стратегии по подбору и психологическому сопровождению ИТ-специалистов в компании необходимо профессиографическое описание, а также понимание рисков развития стресс-синдромов, в том числе выгорания, в зависимости от условий протекания профессиональной деятельности. Описываются особенности цифровизации общества и их влияние на профессиональное выгорание IT-специалиста. Цель исследования - выявить профессиографические особенности деятельности IT-специалистов с позиций рисков развития выгорания. Использовались полуструктрированное экспертное интервью «Представление IT-специалистов об особенностях, требованиях и условиях их деятельности» (содержит пять групп вопросов: технологические особенности, экономические характеристики, образовательные требования, медицинские требования и психологические характеристики профессий специалистов IT-сферы) и анкетирование в google-форме об особенностях организации времени в разных сферах жизни. В интервью приняли участие 19 экспертов, в анкетировании - 82 специалиста из IT-сферы. На основании анализа полученных данных описаны трудовые обязанности специалистов профессий программист, аналитик, тестировщик; представлена информация о наиболее распространенных причинах профессиональных ошибок в IT-сфере, проанализированы их последствия как рискогенные факторы выгорания; описаны минимальный уровень подготовки, требования к образованию и критерии успешности деятельности; представлены наиболее часто встречающиеся когнитивные и социальные трудовые операции профессий IT-сферы; перечислены требования к уровню здоровья и условиям труда, возможные профессиональные заболевания; выявлены данные о дисбалансе работы и отдыха, работы и личной жизни. Выявлены возможные рискогенные факторы эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений IT-специалиста. Сделаны выводы о том, что цифровая среда существенно меняет информационное окружение IT-специалиста, трансформируется восприятие времени, пространства, информации, модифицируются способы коммуникации, самопрезентации, меняется мотивационная сенсорно-когнитивная включенность в работу.
Профессиографический обзор трудовых задач врачей ядерной медицины: анализ соответствия нормативных требований и фактической трудовой деятельности
Аннотация
Ядерная медицина является одной из самых динамично развивающихся областей сразу в нескольких направлениях - разработка и производство радиофармпрепаратов (РФП), создание диагностического оборудования и соответствующей инфраструктуры, а также разработка модели компетенций специалистов, работающих со сложной категорией больных. В силу новизны и масштабности задач, связанных с реализацией этих направлений, напрямую касающихся врачей ядерной медицины перед исследователями стоит необходимость профессиографирования их деятельности как ключевой составляющей всей системы. Цель данной работы заключалась в профессиографическом анализе текущих трудовых задач врачей ядерной медицины, для последующего выявления степени соответствия между фактически выполняемой деятельностью и существующими нормативными предписаниями. Для сбора профессиографического материала были проведены полуструктурированные интервью с врачами разных специализаций в области ядерной медицины, которые были дополнены анализом кадровой, информационно-справочной и распорядительной документации организаций. Оказалось, что нормативная документация (профессиональные стандарты), регламентирующая деятельность врачей ядерной медицины, в настоящее время либо находится на стадии разработки и утверждения, либо отсутствует. Те документы, которые в настоящее время регулируют деятельность врачей, не отражают в полной мере фактически выполняемые трудовые задачи в связи с тем, что сотрудники ядерной медицины являются «междисциплинарными» специалистами. На примере врачей рентгенологов-радиологов было показано, что для реализации своей работы им необходимо пройти систему двойной сертификации деятельности, а затем последующее обучение уже непосредственно на рабочем месте под контролем опытного врача-наставника. Сложившаяся ситуация в ядерной медицине выделяет несколько проблемных зон, касающихся: 1) определения степени адекватности действующих образовательных программ для последующего полноценного осуществления своей деятельности врачами; 2) обсуждения проблемы дополнительной нагрузки на работодателей и, как следствие, на сотрудников, выступающих в роли наставников; 3) выделения специфических дополнительных трудовых функций и задач, связанных с работой с высокотехнологическими средствами - со сложной медицинской техникой, с медицинскими информационными системами, которые в большинстве своем не являются унифицированными и зависят от организации. Разработанные профессиограммы врача рентгенолога-радиолога и врача-радиотерапевта, учитывающие реальные трудовые задачи, которые можно разделить на несколько блоков, служат основанием для разработки конкретных программ обучения, ориентированных на целевую подготовку специалиста, позволят в режиме реального времени отслеживать особенности адаптации специалистов к требованиям ядерной медицины и обоснованно решать вопросы отбора врачей в соответствующие медицинские центры.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННЫХ КОНТЕКСТАХ
Дополнительное образование и активность приобщения к художественной культуре в структуре свободного времени современных российских подростков
Аннотация
В статье рассмотрены особенности предпочтений в проведении свободного времени у российских подростков на этапе обучения в основной и старшей школе. В анонимном анкетном опросе участвовало 40 575 учащихся 7-11-х классов общеобразовательных школ из 17 регионов РФ. С целью выявления особенностей приобщения подростков к искусству в структуре свободного времени и в системе дополнительного образования были проанализированы показатели включенности в систему дополнительных занятий художественной направленности («охват», предпочтения видов искусств и мотивация занятий). Также было исследовано влияние гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов (образовательный и материальный статус семьи и др.) на активность привлечения подростков к художественной культуре. Показано, что стили приобщения подростков к искусству в содержательном отношении заметно отличаются в зависимости от включенности учащихся в систему дополнительного образования, дифференцируя их относительно активной и пассивной форм. Специальный анализ ответов в подвыборках учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования художественной направленности, позволил охарактеризовать ряд тенденций в мотивах, обуславливающих посещение занятий. Выявлено, что в настоящее время использование школьниками новых информационных технологий в существенной степени вытесняет традиционные формы дополнительного образования учащихся в сфере искусства. Для тех учащихся, кто посещает занятия в кинои фотостудии, характерен комплекс мотивов, определяющих социальную ориентированность (стремление показать свое превосходство над другими, занять особое положение среди друзей и подруг).
Особенности «образа Я» у одаренных старших дошкольников
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии - развитию самосознания детей, которое рассматривается в ракурсе психологии одаренности. Проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей «образа Я» у творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста. Оно проводилось в русле предложенного А.М. Матюшкиным научного подхода к изучению одаренности как предпосылке развития творческой личности. В исследовании приняли участие 290 детей 6-7 лет ( M = 6,6; SD = 0,54; мальчиков - 143, девочек - 147), посещавших дошкольные образовательные учреждения Москвы. Для выявления творческого потенциала старших дошкольников применялся Фигурный тест творческого мышления Торренса, а также учитывались результаты наблюдений, опроса педагогов, родителей, экспертной оценки творческих работ детей. В результате диагностики была выделена группа одаренных старших дошкольников, обладавших высоким творческим потенциалом ( N = 52, мальчиков - 26, девочек - 26), и равная по количественному составу, гендерному распределению группа сверстников, творческий потенциал которых проявлялся слабее. С целью выявления особенностей «образа Я» ребенка проводилась беседа, построенная на основе модификации Теста М. Куна - Т. Макпартленда «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой) и методики «Изучение системы детских самохарактеристик» (О.А. Белобрыкина). Анализ полученных данных показал, что результаты выполнения Теста Торренса старшими дошкольниками взаимосвязаны с количеством их самохарактеристик. Были выделены различия между группами: одаренные дети при описании себя называли больше характеристик, чем сверстники, особенно это было выражено в отношении таких подкатегорий ответов, как «пол», «возраст», «роль в обществе», «роль в семье», «физические качества», «общение», «способности», «общие». Анализ структурных компонентов «образа Я» выявил, что в группе одаренных в большей мере, чем в группе сверстников, представлены показатели социального, коммуникативного, физического, деятельного и рефлексивного компонентов. Все это свидетельствует о большем объеме и большей степени когнитивной сложности и дифференцированности «образа Я» у одаренных старших дошкольников по сравнению со сверстниками. Вместе с тем выделены и сходные для обеих групп аспекты «образа Я»: преобладание самохарактеристик субъективной категории (личностные черты, умения и др.), эмоционально-положительных ответов. Сравнение «образов Я» у одаренных мальчиков и одаренных девочек показало, что у девочек больше представлены: «эмоциональные характеристики (веселая)», «описание внешности (красивая)», «роль в семье». Полученные результаты могут быть использованы при создании программ, нацеленных на эмоционально-личностное развитие одаренных дошкольников, а также в процессе консультативной работы по профилактике/коррекции трудностей в воспитании дошкольников.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Доказательная педагогика: критерии экспериментальных исследований
Аннотация
Представлены подходы к определению критериев качества педагогических экспериментальных исследований. Особое внимание уделено доказательному подходу в педагогике. Утверждается, что педагогические исследования сегодня - неотъемлемая часть образовательного процесса и диссертаций по педагогическим наукам, однако существуют проблемы с качеством таких исследований, которые занимают значительную долю от общего числа защищаемых диссертаций, и остро стоит необходимость разработки методологических принципов и критериев оценки качества этих исследований. Однако не каждое педагогическое исследование является предметом нашего рассмотрения, статья фокусируется на методологических основаниях именно экспериментальных педагогических исследований или просто экспериментальных исследованиях в педагогике, которые часто не соответствуют требованиям научного метода. Проанализированы важнейшие тематики педагогических исследований в России и за рубежом. Основными результатами и выводами проведенного исследования являются комплексные требования, предъявляемые к диссертациям как к научному продукту и педагогическим исследованиям, определяющим алгоритм получения доказанных, достоверных данных, используемых в науке. Утверждается, что требования к экспериментальным исследованиям в области педагогики должны быть основаны на требованиях, предъявляемых ко всем эмпирическим исследованиям. В частности, особое внимание уделяется этическим вопросам педагогических исследований и процедурам реализации экспериментального метода.
Анализ области интереса, сфокусированный на островковой и поясной коре
Аннотация
Островок - это участок мозга, расположенный в его латеральной части. Результаты предыдущих исследований показывают, что островок служит мультимодальным узлом, через который передается информация. В проведенном нами ранее групповом анализе было обнаружено, что островковая доля, передняя поясная извилина и поясная извилина являются преобладающими кластерами в метапознании. В настоящем исследовании предпринята попытка подтвердить эти результаты и оценить их значимость с использованием метода анализа области интереса (region of interest analysis, ROI). Группа из 20 участников прошла фМРТ-сканирование при решении математических задач различной степени сложности. После решения каждой задачи им предлагалось оценить сложность текущего задания от одного до четырех (один соответствует «очень легко», а четыре - «очень сложно»). Сканер фМРТ использовался для сбора сигналов мозга во время математического счета, а также на этапе решения метапознавательных задач. Сигнал из различных областей, соответствующий активации мозга для каждой задачи, анализировался путем проведения ROI, а для определения уровня значимости различий использовался t-тест. Активность областей мозга, обнаруженных при групповом анализе (правая островковая доля, левая передняя поясная извилина и левая/правая средняя лобная извилина), была подтверждена с помощью анализа ROI.
МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ
Век ГМ
Аннотация
Статья посвящена столетию Г.М. Андреевой (доктора философских наук, действительного члена РАО, профессора, основательницы кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова). Автор делится с читателями воспоминаниями о взаимодействии с Г.М. Андреевой во время обучения и работы на кафедре социальной психологии факультета психологии.