Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия

Главный редактор: Белов Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор

ISSN: 2313-2302 (Print) ISSN: 2408-8900 (Online)

Издается с 1997 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально)

Открытый доступ: Open Access. Плата за публикацию: не взимается

Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский

ИздательРоссийский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

История журнала

Индексация: Scopus (Q 2), РИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, WorldCat, East View, Cyberleninka, Dimensions, DOAJ, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs, British Library, Bodleian Libraries (University of Oxford), ANVUR (Areas 11 and 14), Ghent University Library 

 

«Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия» является периодическим рецензируемым научным журналом, входящим в список журналов ВАК РФ. На протяжении многих лет наше издание публикует статьи крупнейших российских и мировых ученых в области истории философии, онтологии, эпистемологии, социальной философии, этики и др. Кроме того, редакционная политика журнала предполагает активную поддержку молодых талантливых ученых и студентов из разных стран. Уникальный опыт и традиции философской школы РУДН находят свое отражение в приоритетном исследовательском направлении журнала — философской компаративистике.

 

Научные специальности, по которым журнал входит в Перечень ВАК:

5.7.1. Онтология и теория познания

5.7.2. История философии

5.7.7. Социальная и политическая философия

Объявления

 

Специальные темы журнала (2025)

Размещено: 18.11.2024

Специальная тема 1-го номера 2025: «Философия Пауля Наторпа»
Специальная тема 2-го номера 2025: «Современное общество и социальная безопасность»
Специальная тема 3-го номера 2025: «Философия в Латинской Америке»
Специальная тема 4-го номера 2025: «В поисках стратегии преподавания философии: российский и мировой опыт»

Специальные темы журнала (2026)

Размещено: 18.11.2024

Специальная тема 1-го номера 2026: «История русской философии в Китае»

Специальная тема 2-го номера 2026: «Мусульманская философия и современная ситуация: прерывание или возрождение с новыми интерпретациями интеллектуальной традиции в эпоху постметафизики, постмодерна и постправды»

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕОКАНТИАНСТВА: НОВЫЕ ВЫПУСКИ ЖУРНАЛОВ

Размещено: 15.02.2024

Научный журнал "Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия" был отмечен в подборке актуальных исследований неокантианства

 
Ещё объявления...

Текущий выпуск

Том 29, № 1 (2025): ФИЛОСОФИЯ ПАУЛЯ НАТОРПА

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Двадцать семь ответов на один вопрос
Петров В.Б.
Аннотация

Ф. Бэкон в «Новом Органоне» выдвинул идею «прерогативных инстанций» как средств, сокращающих пути выдвижения и проверки гипотез. Бэконовские «прерогативные инстанции» рассматриваются в исследовании как возможный ответ на вопрос Дж.Ст. Милля о том, почему в некоторых случаях нам достаточно одного примера для полной индукции, в то время как в других случаях нам недостаточно даже мириадов согласных между собой примеров для достоверного вывода. Показано, как изменялась оценка «прерогативных инстанций» и самой теории индукции Ф. Бэкона у историков философии и науки на протяжении XIX-XX вв. Проанализирована классификация «прерогативных инстанций», осуществленная Ф. Бэконом, выявлены ее слабые места. Предложена авторская классификация «прерогативных инстанций», основанная на идеях Ф. Бэкона, оценена возможность и перспективность альтернативных подходов к подобной классификации. Рассмотрено место «прерогативных инстанций» в общей теории индукции Ф. Бэкона. Показано, что часть из них может быть использована до составления «таблиц присутствия», «таблиц отсутствия» и «таблиц степеней», составляющих основу метода элиминативной индукции Ф. Бэкона, другая часть должна быть помещена в эти таблицы, а третья часть может быть применена после того, как на основании таблиц были выдвинуты соответствующие гипотезы. Проведено различие между индукцией как выводом универсальных гипотез из сингулярных посылок и индукцией как методом эмпирического исследования, позволяющим выдвигать и проверять обобщающие гипотезы на основе единичных фактов. Отмечено, что справедливая критика индукции как недостоверного вывода была в постпозитивистской философии науки XX в. неоправданно перенесена на индукцию как метод. Указано на возможность использования «прерогативных инстанций» как эвристических приемов выдвижения и проверки гипотез, эффективность которых зависит от принятых метафизических допущений, в тех современных теориях индукции, которые отказываются от идеи построения универсального индуктивного метода.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):215-225
pages 215-225 views 0
Экспликация понятия реальности в цифровую эпоху: вопросы теории и методологии
Пржиленский В.И.
Аннотация

Благодаря взрывному развитию инфокоммуникационных технологий и последовавшему за этим не менее взрывному преобразованию жизни человека и общества философы и публицисты заговорили о цифровой реальности. Видимо пришло время разобраться с той реальностью или даже с тем набором реальностей, который сложился в доцифровую эпоху. Это необходимо, во-первых, для лучшего понимания природы и сущности самой цифровой реальности, а во-вторых, - это важно для максимально точной оценки перспектив ее взаимодействия с доцифровыми реальностями. Так, в ХХ в. были выявлены и описаны два основных способа конструирования доцифровой реальности или, что точнее, были предложены две модели идентификации реальности. Первая модель была получена с использованием средств неокантианской и феноменологической философии науки (Коген, Кассирер, Гуссерль), вторая родилась на стыке прагматистской психологии, феноменологической социологии и социологии знания (Джемс, Щюц, Бергер, Лукман). Объединяет эти модели то, что реальность (в отличие от вещей) не дана нам в непосредственном опыте и не конституируется в прямом смысле этого слова (в отличие от мира или бытия). Автор исходит из предположения о том, что при изучении формирования цифровой реальности необходимо использовать опыт предшественников и проверить гипотезу о том, что цифровая реальность обладает свойствами как физической, так и повседневной (социальной) реальности. Точно так же, как и конструирование физической реальности и социальное конструирование повседневной реальности, конструирование цифровой реальности должно оказаться стихийным процессом во всех своих измерениях. Также важно понять, является ли конструирование цифровой реальности отдельным процессом, протекающим параллельно с конструированием теоретических реальностей и повседневных реальностей или же речь идет о цифровизации существующих реальностей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):226-241
pages 226-241 views 0

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Первые опыты получения в России ученой степени в области философии
Ванчугов В.В.
Аннотация

В работе предпринята попытка определить период, когда в российском историко-философском процессе начинается профессиональная специализация. Для решения этой задачи автор берет институциональный сегмент философии в России (университет), выявляется функционал обладателей ученых степеней «магистр философии», определяется момент, когда и как, при каких условиях философия из номинального признака «маркировки» представителя академического сообщества, становится реальным свойством, содержанием образовательной деятельности, обозначением профессиональных интересов. Для достижения этой цели анализируется деятельность преподавательской корпорации столичных (Москва, Петербург) и провинциальных (Казань, Киев) университетов российской империи. Принимается во внимание содержание реального образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности, а также нормативные документы общего и частного (локального, регионального) характера (распоряжения правительства, Уставы университетов). Для формирования контекста учитывается взаимодействие академических корпораций с государственными структурами (Министерство народного просвещения, Сенат, Синод) и общественными институциями, принимается во внимание общественное мнение, умонастроение общества, идеология, политическая ситуация; учитывается расхождение между декларируемым и реальным, принимаются во внимание не только нормы, но и нюансы их толкований. Все это позволяет зафиксировать важные моменты, когда философия из частного случая профессионального обучения, вторичного элемента профессионального роста, трансформируется в профессию, доминирующую сферу части академического сообщества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):157-170
pages 157-170 views 0
Образ будущего сквозь призму научных взглядов Ж.А. Кондорсе
Гнатик Е.Н., Марченкова О.В.
Аннотация

Рассматриваются взгляды Ж.А. Кондорсе - одного из крупнейших представителей плеяды европейских просветителей. Детальная разработка и обоснование французским мыслителем идеи социального прогресса, основной движущей силой которого является человеческий разум, и сегодня, спустя более 230 лет, вызывает исследовательский интерес. Нынешнее радикальное изменение философских взглядов на совершенствование человека и на человеческую природу в целом связано с распространением трансгуманистических идей. Попытки установления нового миропорядка сопровождаются разработкой образа «желаемого будущего» в виде социальной модели концепции трансгуманизма. Ее популяризации и стремлению к переходу из сонма философских идей в практическую сферу способствует, прежде всего, опора на современный научно-технологический фундамент, возросшие возможности нано-, био-, инфо- и когнитивных наук. В фокусе внимания авторов исследования находится вопрос: являются ли сегодняшние представления о совершенствовании человека реконструкцией намерений, базирующихся на идеях просветителей XVIII в., с учетом достижений современного научно-технического прогресса и трансформированных под «запросы времени»? Или же движение в сторону светлого будущего, стремление к счастью как основная цель человечества видятся мыслителями прошлого и нынешними трансгуманистами совершенно по-разному? Авторы обращаются к научному наследию Ж.А. Кондорсе, содержащему идеи прогресса, послужившие определенным ориентиром в ходе последующих социальных преобразований. Потенциальные возможности совершенствования человека представитель французского Просвещения усматривал в развитии интеллекта, морали, науки, искусства, литературы, полагая, что главным залогом достижения успеха на этом поприще является обеспечение доступности всеобщего образования. Кондорсе задает на будущее высокую планку, образец должного отношения государства к просвещению и воспитанию своих граждан, не оставляя в стороне значимость таких материальных движущих сил прогресса, как развитие промышленности, сельского хозяйства и пр. Подчеркивается, что, несмотря на всю утопичность взглядов просветителей, их идеи о силе разума и сегодня не утратили своей значимости, поскольку являют собой стратегические ориентиры на возвышение каждого человека, его духовный рост вследствие достойного образования и воспитания, приобщения к новым знаниям, раскрытия творческих способностей, то есть путем личностного и культурного совершенствования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):171-184
pages 171-184 views 0
Воззрения философов античности и современное уголовное право
Ястребов О.А., Клебанов Л.Р., Кузнецова О.А.
Аннотация

В исследовании подчеркивается востребованность философии уголовного права как таковой, а также раскрываются способы применения философских знаний специалистами уголовного права. Философское учение, как известно, помогает познавать суть тех или иных явлений или событий с помощью соответствующего инструментария, складывая цельную картину бытия и составляющих его компонентов. Такое учение необходимо сегодня и тем, кто продуцирует исключительно научно-правовые знания, облекаемые в какую бы то ни было объективную форму, так и тем, кто занимается нормотворческой и правоприменительной деятельностью. Философская мысль всегда была востребована наукой уголовного права, и их теснейшая взаимосвязь ярко прослеживается в самых значимых трудах выдающихся философов, начиная с древних времен. Авторы акцентируют внимание на особой ценности философских учений античного периода для современного уголовного права, которое и в настоящее время во многом опирается на постулаты философов Древней Греции и Древнего Рима. Концептуальные основы этих философских воззрений продемонстрировали свою значимость на протяжении тысячелетий, при этом в данном исследовании отмечается необходимость их научного переосмысления, а также использования результатов последнего в законодательной и правоприменительной деятельности. Переосмысление философских трудов Античного периода современными юристами позволит четко выстроить иерархию защищаемых в современном мире ценностей, подтвердить принципы верховенства права, рационально оценить роль уголовного наказания и иных уголовно-правовых институтов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):185-198
pages 185-198 views 0
Метафизика Г.В. Лейбница в философии Жиля Делёза: от онтологии к этике
Цвык В.А., Михан Р.И.
Аннотация

Представлен детальный анализ влияния философии Г.В. Лейбница на метафизику и этику Жиля Делёза, с акцентом на трансформации ключевых концептов Лейбница в рамках философской системы Делёза. Особое внимание уделено эволюции восприятия Делёзом философии Лейбница: от критического восприятия, представленного в ранних работах, таких как «Различие и повторение» и «Спиноза и проблема выражения», где Лейбниц интерпретируется как философ трансцендентной репрезентации, до интеграции ключевых концептов Лейбница в собственную философскую систему Делёза, что особенно заметно в работе «Складка. Лейбниц и барокко». Исследование фокусируется на пересмотре Делёзом принципов тождества и непротиворечия, - которые он переосмысливает в контексте своей онтологии событий, серий и сингулярностей. Основное внимание сосредоточено на том, как Делёз заменяет теологическую перспективу Лейбница имманентной системой, в которой гармония мира основывается на математически оптимальном распределении сингулярностей. Этический проект Делёза рассматривается через призму концепции puissance (сила, мощь, потенция), которая объединяет идеи Ницше, Спинозы и Лейбница. Исследование подчеркивает значимость таких взаимосвязанных категорий, как воля к власти, способность к действию и потенция, которые становятся основой этической системы Делёза. Хаос и различие рассматриваются не как разрушительные силы, а как основания для формирования динамичной гармонии, объединяющей разрозненные элементы в целостную систему. Исследование отличается уникальным подходом, который совмещает метафизику и этику Делёза, а также оригинальной интерпретацией его взаимодействия с философией Лейбница. Автор утверждает, что Делёз формирует уникальный взгляд на мир как на процесс, где хаос и различие выступают основами для динамичной гармонии. Такой подход позволяет Делёзу объединить элементы теорий Лейбница и Ницше, представляя наш мир как лучший из возможных в силу его способности поддерживать максимальное разнообразие при сохранении целостности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):199-214
pages 199-214 views 0

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Учение И. Канта о рефлективной способности суждения как «протогерменевтика»: рецензия на книгу Х. Рутрофа «Корни герменевтики в рефлексивно-телеологических суждениях Канта»
Губман Б.Л., Ануфриева К.В.
Аннотация

Рецензия сфокусирована на обсуждении книги Х. Рутрофа, в которой в качестве основного тезиса проводится мысль о том, что «Критика способности суждения» И. Канта содержит в себе развернутую платформу «протогерменевтики». В ней он усматривает основу последующего становления и развития многообразия герменевтических учений. Рассматривая содержание этого академически значимого и ценного историко-философского исследования, опирающегося на значительный объем тщательно анализируемых источников и интердисциплинарный материал, авторы рецензии полемически обсуждают тезис Рутрофа о второй части третьей критики как главном фрагменте кантовского труда, где содержатся корни герменевтического мышления, средоточием которого выступает учение о рефлективно-телеологическом суждении. Авторами обосновывается тезис о том, что основания герменевтического мышления закладываются категориальным строем третьей критики в ее целостности, всей совокупностью развиваемых в ее контексте представлений о динамике взаимосвязи опыта, продуктивного воображения, рассудка, как определяющей, так и рефлективной способности суждения, находящихся в зависимости от смыслосозидающей активности разума. Это позволяет им рассматривать субъект культурного творчества в единстве познавательного, эстетического и морального векторов его деятельности. Показано, что рождение и последующее развитие герменевтики связано с существенным переосмыслением положений третьей критики в плане акцента исторического и языкового аспектов творчества человека. Подробно рассмотрена предложенная автором книги классификация школ герменевтики, вносящая существенный вклад в понимание специфики эволюции этого тренда постклассической философской мысли.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):242-252
pages 242-252 views
Конференция Гавайского университета в Маноа
Чистякова О.В., Чистяков Д.И.
Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):253-257
pages 253-257 views

ФИЛОСОФИЯ ПАУЛЯ НАТОРПА

Пауль Наторп как музыкант, композитор и теоретик музыки: историко-биографический очерк
Штольценберг Ю.
Аннотация

Музыкант и композитор Пауль Наторп до сих пор остается малоизученным. Ссылки в его «Самопрезентации» (1921) на важность музыки, особенно в ранние годы, до сих пор оставались незамеченными. Музыкальное наследие и ранее не публиковавшиеся дневники и письма дают более подробную информацию. Они документируют страстные отношения молодого Наторпа к музыке. Кроме того, становится ясно, что Наторп был активным композитором на протяжении всей своей жизни. Сначала в статье описывается история музыкального наследия. Центральное место занимает переписка с Иоганном Брамсом, которому молодой Наторп передал на оценку несколько своих композиций. Брамс настоятельно советовал не делать карьеру музыканта и композитора. Также важны отчеты молодого Наторпа о его занятиях композицией с музыковедом и композитором Густавом Якобсталем (1845-1912) в Страсбурге. Биографическими и культурно-историческими документами являются отчеты о концертах с Кларой Шуман и Ференцем Листом. Статья завершается кратким представлением размышлений Наторпа о всемирно-историческом значении музыки Людвига ван Бетховена.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):7-21
pages 7-21 views
Наторп и Коген о проблеме религии в современности
Добер Х.М.
Аннотация

В данном исследовании труд Пауля Наторпа «Религия в пределах человечности» интерпретируется как трактовка проблемы религии в современности, которая вбирает в себя и трансформирует импульсы Канта и Шлейермахера. Пять аспектов этой проблемы, которые уже присутствовали в «Речах о религии» Шлейермахера, вновь становятся предметом дальнейшей обработки в среде неокантианского дискурса в Марбурге, включая встречи с Германом Когеном и Вильгельмом Херрманом. Один из найденных здесь ответов указывает на «Страсти по Матфею» Ганса Блюменберга. Позднее произведение конца XX в. может быть прочитано в горизонте этих ранних дискурсов в его начале как вариант музыкально-драматического обращения к экзистенциальным и религиозным фундаментальным вопросам в общей культуре, подверженной изменениям.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):22-40
pages 22-40 views
Пауль Наторп об идеях Платона
Соболева М.Е.
Аннотация

Исследование посвящено анализу работы Пауля Наторпа Учение Платона об идеях . Статья состоит из трех разделов: 1) определение платоновской идеи; 2) анализ диалога Парменид и 3) комментарий к интерпретации Наторпом Парменида . В первом разделе обсуждается трансцендентальный метод Наторпа, предстающий у него как критический подход к философским проблемам. Рассматривается применение этого метода в рамках истории философии и показывается, что благодаря Наторпу трансцендентализм обретает свою историю, начинающуюся с Платона и ведущую через Декарта и Канта к Когену и ко всему Марбургскому неокантианству. На базе этого метода ядро учения Платона составляет идеализм. Рассматривается данное Наторпом определение платоновской идеи. Во втором разделе подробно исследуется интерпретация Наторпом диалога Парменид , в котором Платон пытается сформулировать свое понятие идеи. В центре анализа находится проблема объема идей, взаимодействия идей и вещей, а также соотношения между эмпирическими и чистыми идеями. Прослеживаются отдельные шаги Наторпа, при помощи которых он остаивает свой тезис, что идеи суть методы полагания предмета познания. В третьем разделе ставится вопрос об адекватности предлагаемой Наторпом эпистемологической трактовки понятия идеи у Платона. Последовательно для каждого из основных аргументов Наторпа приводится контраргумент. В результате, с опорой на Критику чистого разума Канта, дается альтернативная трактовка дискуссии между Сократом и Парменидом, представленной в диалоге. Суть ее, в противоположность аффирмативной трактовке Наторпа, представляющей дедукции Парменида как развитие учения Платона, сводится к тому, что данный диалог представляет собой критику Платоном подхода Парменида, при котором предельные чистые понятия принимаются за сущности и далее, основываясь на этом фундаменте, развивается учение о бытии, как бы следующее внутренней логике самих этих сущностей. В заключении к работе обсуждается вопрос об историко-философском методе Наторпа, предопределившем его интерпретацию понятия идеи у Платона.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):41-56
pages 41-56 views
О систематической роли дедукции категорий в «Логических основаниях точных наук»
Пелегрин Л.
Аннотация

В данной работе исследуется систематическая роль дедукции категорий в «Логических основаниях точных наук» Пауля Наторпа. Анализируя дедукцию категорий количества и качества, мы утверждаем, что эта дедукция является не просто историографическим упражнением, а ядром системы Наторпа. Утверждается, что Наторп следует синтетическому, а не аналитическому методу, подобному тому, который использовал Кант в «Критике чистого разума». Мы утверждаем, что в основе дедукции Наторпа лежит принцип корреляции. В отличие от Канта, который выводил категории из таблицы суждений, Наторп строит свою дедукцию, исследуя саму структуру мышления. Мы показываем, что этот подход позволяет систематически выводить свойства числа и фундаментального ряда. В исследовании показано, как эта дедукция категорий является основанием для построения фундаментального ряда и как она согласуется с методологическими предписаниями Наторпа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):57-69
pages 57-69 views
Трансцендентальный метод Пауля Наторпа
Семенов В.Е.
Аннотация

В историко-философской литературе, посвященной неокантианству Марбургской школы, недостаточное место представлено тематизации трансцендентального метода Пауля Наторпа. Кроме того, вызывает естественнонаучный интерес экспликация различий в методах Канта и философов Марбургской школы. Предполагается, что подобные расхождения обусловлены «несоизмеримостью» тех парадигм науки, на которые ориентировались философы. Цели статьи - (1) эксплицировать учение Наторпа о трансцендентальном методе; (2) проанализировать различия во взглядах Наторпа и Когена на эту трансцендентальную стратегию; (3) продемонстрировать расхождения воззрений на метод у Канта и марбуржцев. У Канта критический метод есть фундаментальная стратегия анализа условий возможности познания a priori , его сущности и происхождения, объема и границ, принципов и законов применения, инструментов и механизмов. У Когена трансцендентальный метод представляет собой уже не только стратегию исследования научного опыта, но и генетический, порождающий инструмент научного мышления. Метод Когена ориентируется на суждения, а не на категории, как это было у Канта. Трансцендентальный метод Наторпа есть (1) метаметод исследования и обоснования систематического научного знания и (2) генетический способ порождения знания, а затем и построения научной системы. Метод изначально ориентирован на «факт науки» и предусматривает обоснование условий возможности научного знания в целом. К числу свойств метода следует отнести его критический, имманентный, рефлексивный и самопорождающий характер. Трансцендентальный метод Наторпа работает внутри логики чистого познания, но также в этике, эстетике, философии религии, философии сознания. При этом он ориентирован на генетические основные логические формы (а в дальнейшем - порождающие категории) как априорный инструмент производства науки. Такая обращенность метода Наторпа отличает его от когеновской логики, которая сфокусирована на суждениях (основоположениях опыта), а также от критицизма Канта, сконцентрированного на синтетических категориях a priori .

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):70-92
pages 70-92 views
Общая психология Пауля Наторпа и ее границы
Кноппе Т.
Аннотация

Согласно Наторпу «сознание» характеризуется непосредственным знанием, заключающимся в наличии представлений, которые могут стать познанием. «Сознательность» - это воплощение этого знания. Ему Наторп противопоставляет идею возможного сознания вообще как общего выражения явления. Она представляет собой законность явления, определение которого требует от каждого эмпирического сознания, стремящегося к мышлению познания, отличать свою «самость» от непрерывного потока своих состояний. Соответственно, «сознательность» означает кризис как нулевую точку всякой определенности, которая, правда, сама ничего не определяет, но помещает «определенность вообще» в отношение представлений сознания к мышлению как предикату «сознания вообще», которое должно быть способно сопровождать все свои представления - тем самым и те, в силу которых оно воспринимает себя в качестве мыслящего. Следовательно, нулевой точкой определения является синтетическое единство того, что можно мыслить, и того, что необходимо для его представления. Таким образом, проблема общей психологии для Наторпа состоит в том, как сделать «я мыслю» общедоступным и понятным как акт определения моего существования. Но фундаментальное значение ее вопроса представляет этика, обозначить фундаментальное значение которой, по мнению Наторпа, является последней задачей философии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):93-104
pages 93-104 views
Критика и система: ранняя и поздняя философия Наторпа
Принж Э.
Аннотация

В данной работе представлена интерпретация связи между ранней и поздней философией Наторпа. Анализ двух версий дедукции категорий Наторпа показывает последовательное развитие мысли Наторпа. Каждая дедукция выражает, по словам Наторпа, направление движения между центром и периферией. Ранняя дедукция движется от периферии к центру с помощью трансцендентального метода. Критическое исследование условий возможности физико-математической науки раскрывает структуру самой мысли. Поздняя дедукция направлена в противоположную сторону - от центра к периферии. Мысль теперь развивается свободно и устанавливает систематический характер философии. Мы утверждаем, что эти две дедукции дополняют друг друга в единой последовательной позиции, которая объясняет отношение между критикой и системой. Философская систематика мыслится как необходимое продолжение и кульминация исследования, первая часть которого развивается в соответствии с трансцендентальным методом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):105-118
pages 105-118 views
Социальная педагогика Пауля Наторпа в аксиологическом историзме Сергея Гессена
Загирняк М.Ю.
Аннотация

Сергей Иосифович Гессен под влиянием идей Генриха Риккерта предложил аксиологическую трактовку истории как процесса воплощения ценностей в форме материальной культуры. Свободу человека Гессен раскрывает в аксиологической интерпретации кантовской этики долга и представляет ее как участие в воплощении ценностей в исторической действительности. Все многообразие содержания воплощенных ценностей составляет культуру, которая является продуктом не отдельного человека, а общества в целом. Аксиологический историзм Гессена нуждался в обосновании свободы воли индивида в качестве условия возможности социокультурного процесса. Под влиянием социальной педагогики Пауля Наторпа Гессен установил соотнесенность индивидуальной свободы с общественными целями развития. В своей социальной педагогике Наторп обосновал, что общество создает и развивает культуру при соотнесении индивидуальной свободы и общественных целей развития. Понимание взаимной зависимости индивида и общества обеспечивается школой. Создание и углубление содержания культуры зависит от творчества множества свободных людей. В этом исследовании выявлено, каким образом Гессен перенимает и интерпретирует идеи социальной педагогики Наторпа, чтобы обосновать принципы взаимодействия индивида и общества в процессе воплощения ценностей - формировании культурного содержания. Установлено, что Гессен вслед за Наторпом интерпретирует образование максимально широко как процесс социализации, а педагогику - как ее инструмент. Образование предлагает способ соотнесения индивида и общества, учит, что они взаимосвязаны и взаимозависимы в социокультурном развитии. Ограниченность подходов в понимании социума, сосредоточенных на приоритете индивида/общества Гессен преодолевает, акцентируя внимание на их взаимодействии. Эту идею организации социума как коллективного социального субъекта, состоящего из свободных людей, Гессен использует не только в педагогике, но и в социально-политической философии, формируя учение о социальном праве. Гессен рассматривает трактовку общества в социально-политических работах Наторпа как развитие идей его социальной педагогики. На этом основании можно заключить, что в своей педагогике Наторп сформировал понятие общества, которое распространяется за пределы педагогики на его социальную философию в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):119-132
pages 119-132 views
Наторп, Гуссерль и чистая логика
Феррари М.
Аннотация

На систематическое сравнение неокантианства и феноменологии большое влияние оказал диалог между Наторпом и Гуссерлем, который в основном был посвящен вопросу о соотношении субъективности и объективности, между описанием «снизу», продвигаемым феноменологическим методом, и построением «сверху», характерным для трансцендентального метода. Однако у истоков этой яростной философской дискуссии находится еще одна тема, которая раскрывается не всегда адекватно: природа чистой логики в контексте отказа от психологизма. Моя статья посвящена этому аспекту, рассматривая, в частности, антипсихологический взгляд Наторпа на познание и его подробное обсуждение «Пролегомен к чистой логике» Гуссерля.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):133-147
pages 133-147 views
Доклад о Пауле Наторпе и Германе Когене в Марбурге 1948
Гартман Н., Видебах Х.
Аннотация

Лекция о Германе Когене и Пауле Наторпе, впервые публикуемая здесь, была прочитана Николаем Гартманом в Марбурге в 1948 году. Там он учился у обоих с 1905 года и начал свою академическую карьеру. Однако в своих поздних работах Гартман дистанцировался от мышления этих двух учителей. Это позднее воспоминание тем более поразительно. В своей речи он рисует впечатляющие образы этих двух личностей, особенно Наторпа. Помимо концептуальных набросков их мышления он рассказывает об их личном стиле на лекциях и семинарах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2025;29(1):148-156
pages 148-156 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах