Том 29, № 3 (2024)

Литературоведение

Пушкин и Байрон в британской пушкинистике: коммуникативные стратегии и имагологические механизмы

Королева С.Б.

Аннотация

В статье определено место и содержание вопроса о влиянии Байрона на Пушкина в британской пушкинистике на этапе ее становления (1910-1940-е гг.). Доказано, что в контексте резкого «поворота к Пушкину» и ориентации на «горизонт читательских ожиданий» одной из двух ведущих коммуникативных стратегий в британских работах о русском поэте становится стратегия борьбы со стереотипным представлением о нем как последовательном «русском Байроне». В то же время, начиная с М. Бэринга, британские исследователи вписывают этот вопрос в стратегию приближения Пушкина к британскому читателю. Две выявленные стратегии в той или иной степени сочетаются в освещении проблемы «Пушкин и Байрон» с принципами исторической периодизации (историзации нарратива) и эстетической оценки, равно как с имагологически заряженной культурологичностью подхода. В статье выявлены схождения и расхождения в этом вопросе двух ключевых работ выделенного периода - монографии М. Бэринга «Очерк русской литературы» (An Outline of Russian Literature, 1914) и книги Д. Мирского «История русской литературы» (A History of Russian Literature, 1926). Определено, что Бэринг декларативно подчеркивает новаторство русского поэта в пересоздании байроновских жанровых форм, типа героя и черт поэтики, выделяет глубину «русскости» пушкинского творчества и утверждает превосходство русского поэта над английским в поэтическом мастерстве и мировоззрении. Мирский же, опираясь на известную работу В.М. Жирмунского и во многом следуя Бэрингу, борется со стереотипным представлением o подражательстве Пушкина Байрону с позиции филологической точности. Установлено, что в контексте ситуации холодной войны ориентация на «горизонт читательских ожиданий» в книге я. Лаврина «Пушкин и русская литература» (Pushkin and Russian Literature, 1947) задала вектор «возвышению» Пушкина как способу «оправдания» русской культуры и истории. Ощутимым центром такого имагологически окрашенного сближения стал аналитический разбор я. Лавриным полемики Пушкина с Байроном на материале его лирико-героической поэмы «Полтава».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):413-430
pages 413-430 views

Повесть И.С. Тургенева «Вешние воды» как трагедия в прозе: внутреннее принуждение к миметическому соперничеству как гамартия Санина

Липке Ш.

Аннотация

В данной статье мы ставим целью рассмотреть повесть И.С. Тургенева «Вешние воды» как трагедию в прозе. Изучение основной фабулы повести с помощью методов нарратологии показывает, что в ней соблюдено единство пространства, времениидействия, требуемое Аристотелем. Символикойупомянутых в повести произведений искусства («Ариадны» Даннекера и «Юдифи» Аллори) рано предсказывается моральная гибель Санина, то, что он станет «рабом» Марьи Николаевны. В связи с этим мы можем сказать, что в повести присутствует не только трагизм, но и основные элементы жанра трагедии, за исключением тех, которые напрямую связаны со сценой и декламацией. Движущим элементом трагедии является гамартия Санина. Опираясь на теорию Р. Жирара, мы приходим к следующему выводу: гамартия Санина - это его внутреннее принуждение соответствовать чужим ожиданиям, тем самым вступая в миметическое соперничество с другими мужчинами. На это особенно указывают имена и фамилии мужских персонажей. Санин, который мог бы быть больше «Пантелеймон», «Эмиль», «Клюбер» и «Денгоф», нежели остальные герои, в итоге падает и «ползает» перед Марьей Николаевной больше, чем Полозов. В то же время обрамляющее действие оставляет открытой возможность катарсиса и нравственного обновления не только для читателя, но и для главного героя.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):431-439
pages 431-439 views

В диалоге с единомышленником: письма Ф.И. Тютчева к Э.Ф. Тютчевой

Киричук Е.В.

Аннотация

Исследование посвящено письму Ф.И. Тютчева от 24 сентября (9 октября) 1853 г., адресованного его второй жене Э.Ф. Тютчевой. Статья написана по итогам работы с переводом автографа данного письма, хранящегося в архиве Российской государственной библиотеки. Письмо содержит стихотворение «Неман». Переписка с Э.Ф. Тютчевой представляет огромный интерес для исследователя, поскольку в ней супруги затрагивают не только семейные, личные или светские темы, но и обсуждают исторические события, общественные вопросы. Ф.И. Тютчев проявляет себя как мыслитель, обращающийся к равной себе собеседнице. Философская поэзия Ф.И. Тютчева, посвященная историческим событиям 1812 г., соотносится с общей эстетической направленностью его творчества. Особое значение приобретает то обстоятельство, что некоторые его стихи с размышлениями о непростых явлениях истории, человеческого бытия, чувственного мира либо посвящены, либо адресованы в письмах Э.Ф. ПфеффельДернберг (Тютчевой). Поэтика лирических фрагментов Ф.И. Тютчева рассматривается в рамках подхода, предложенного Ю.Н. Тыняновым, с опорой на биографические материалы, указанные в монографиях К.В. Пигарева и В.В. Кожинова. Новизна исследования заключается в том обстоятельстве, что автограф письма от 24 сентября (9 октября) 1853 г. был расшифрован и переведен с французского языка впервые. Установлено, что текст письма, в котором содержится известное стихотворение Ф.И. Тютчева «Неман», существенно отличается от опубликованного ранее, в 1914 г.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):440-449
pages 440-449 views

Деконструкция/реконструкция советского мифа в стихотворении Т. Кибирова «Любовь, комсомол и весна»

Кихней Л.Г.

Аннотация

Исследуются стратегии и тактики освоения «советского текста» в стихотворении Т. Кибирова «Любовь, комсомол и весна». Выявлено, что концептосфера советской эпохи, представленная в стихотворении, формируется как система «фреймов», состоящая из константных и переменных элементов. Доказано, что инвариантные составляющие реализуются на уровне композиции, переменные - связываются с мотивно-образным наполнением этих фреймов. Определить механизмы их формирования позволил подробный анализ семантической структуры стихотворения: был выявлен ряд интертекстуальных, в частности, песенных отсылок, формирующих смысловое поле кибировского стихотворения. В работе последовательно выявлены и описаны все составляющие фреймов, сделан вывод о том, что они связываются с идеологической мифологией советской эпохи, реализуемой в советском бытии и искусстве соответствующих периодов. Также в исследовании определено положение Кибирова на оси традиции, показаны его комплексные отношения с концептуализмом (заявленные на уровне рамы текста). Основной вывод заключается в фиксации амбивалентного взгляда Кибирова на мировоззренческие концепты и пропагандистские проекты советской эры. Доказано, что именно Кибиров впервые применяет технику «двойного взгляда» на советские иделогемы, балансируя между ироническим отстранением и личной включенностью в мировоззренческий контекст эпохи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):450-462
pages 450-462 views

Проза эмигрантского периода жизни С.Д. Довлатова в контексте американской «новой журналистики» 1980-х гг.

Поселенова Е.Ю., Монш В.С.

Аннотация

Фокус исследовательского внимания сосредоточен на особенностях американского «нового журнализма» 1960-1980-х гг. и влиянии его нарративных и стилистических приемов на прозу и публицистику С.Д. Довлатова в эмигрантский период его творчества. Цель исследования - изучение сборников «Компромисс» и «Речь без повода… или Колонки редактора» в контексте «нового журнализма» США, раскрытие конкретных методов и приемов этого явления, используемых Довлатовым. Авторы статьи, основываясь в качестве исходного тезиса на погруженность Довлатова в контекст новой американской журналистики и близость его творческих взглядов к принципам, выдвигаемым Т. Вулфом и его окружением, последовательно прослеживают влияние «нового журнализма» на поэтику эмигрантских сборников. Одной из ключевых черт новой американской журналистики стало стремление преподнести достоверную информацию с использованием художественных приемов, тем самым не только изменив читательское восприятие материалов, но сделав их способными в еще большей мере вызвать сильный эмоциональный отклик. В результате анализа выбранных сборников Довлатова были обнаружены следующие приемы и особенности «нового журнализма»: реальная основа сюжета; повествование от лица персонажа, ассоциирующегося с личностью автора; диалог; композиционный монтаж; детали; внутренний монолог и специфическая пунктуация. Использование этих средств позволило Довлатову не только создать эффект достоверности происходящего, но и продемонстрировать ярко выраженную авторскую позицию, в опосредованном диалоге с читателем.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):463-471
pages 463-471 views

Советское как личное: о песне Михаила Елизарова «Господин Главный Ветер»

Темиршина О.Р.

Аннотация

В статье дается интерпретация песни М. Елизарова «Господин Главный Ветер». Показано, что советский культурный код формирует «двойной» лирико-исторический «нарратив» этой песни. Так, на поверхностном уровне в тексте представлен сюжет распада СССР, а на глубинном уровне исторический нарратив кодирует личную драму лирического субъекта. Определить механизмы формирования этого сюжета позволил лингвистический анализ дейктической структуры песни. Было показано, что выявленная в анализируемой песне дейктическая «конфигурация» присутствует и в других поэтических текстах Елизарова, а это позволяет говорить о ее сюжетогенном потенциале. Доказано, что отождествление личной катастрофы и исторической драмы оказывается «топосом» елизаровской поэтики в целом. Интерференцию этих линий на психологическом уровне, по-видимому, обеспечивает общее эмоциональное поле переживания, в рамках которого оба события наделяются высокой эмоционально-личностной значимостью. Отсюда проистекает сложность взаимодействия сфер личного и общественного: «плавающая» точка рецепции приводит к трудности определения доминирующей смысловой линии, ибо личное «прячется» в общественном, а общественное «зашифровывается» личном. Все это позволяет существенно скорректировать бытующее представление о принадлежности творчества Елизарова к постмодернизму и обнаружить иные истоки его творческого метода, связанные с поэтикой Маяковского.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):472-481
pages 472-481 views

Концепт «жизнь» в позднем творчестве Ф.А. Искандера

Кирова М.М.

Аннотация

Целью данной статьи является раскрыть содержание концепта «жизнь» в понимании Ф.А. Искандера и объяснить жанровую специфику его поздних произведений посредством контент-анализа метафорических структур, представленных в собраниях записок, эссе и рассказов писателя. Если для ранних периодов его творчества наиболее характерны сборники рассказов и романы в новеллах, то в зрелом возрасте он обращается к таким жанрам, как собрания записок и эссе. Объект исследования - собрания записок «Понемногу о многом» и «Из записных книжек», эссе «Сталин и Вучетич», «Государство и совесть», «Поэты и цари», «Моцарт и Сальери», «Размышления писателя», а также рассказ «Сюжет существования». Жизнь не противопоставляется смерти, да и в целом Искандер больше не настаивает на победе положительного над отрицательным. В результате исследования автор приходит к следующим выводам. Искандер в своем позднем творчестве отходит от концептуальной метафоры «жизнь - цельность»: целостным может быть только изображение жизни в искусстве или в теории, но сама по себе жизнь фрагментарна. И только идеи, базирующиеся на принципах гуманизма, способны вернуть хаосу жизни некоторую гармонию. Фрагментарность, основанная на ассоциативности, составляет главное своеобразие поздних произведений писателя.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):482-490
pages 482-490 views

Художественный синтез в романах А.А. Кима (жанр, стиль, метод)

Асан А.K., Минералова И.Г., Нургали К.Р., Асанов К.Д.

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении доминантных черт стиля А. Кима, влияющих на формирование жанровых предпочтений писателя, определяемых исследователями в границах магического реализма. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: определить доминантные черты индивидуального стиля А. Кима; аргументировать жанровую многосоставность его прозы, а также жанрово-стилевые доминанты, указывающие на индивидуальность стиля писателя; объяснить функции приемов, априори считающихся исследователями чертами феномена «магический реализм». В результате, с опорой на литературу вопроса и труды современных исследователей, в статье уточнены некоторые существенные характеристики индивидуального стиля писателя: приемы формирования философского плана произведения или иллюзии философичности. Особое внимание уделено столкновению «далековатых идей» (М.Ю. Ломоносов), роли конфликта, его многоуровневости, отражающейся во внутренней форме прозаического целого. В статье рассматриваются специфические формы словесной живописи, влияющей на характер и многосоставность содержания. Выработанная в начале творческого пути манера (романы «Белка», «Отец-Лес», «Сбор грибов под музыку Баха» и др.) в позднем творчестве узнаваема и дает возможность судить не только о художественно-содержательной значимости творчества писателя, но и о том, насколько даровито он отражает актуальные проблемы своего времени.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):491-501
pages 491-501 views

Эволюция образа бабочки в португальской лирике: Камоэнс и поэты Португалии XVIII-XIX веков

Махортова В.А., Кутьева М.В.

Аннотация

Цель исследования - проанализировать своеобразие и динамику образа бабочки в пространстве португальского поэтического текста XVI-XIX вв. Ранее эта тема в филологических изысканиях не рассматривалась, что обусловило ее актуальность и новизну. В качестве материала привлечены стихотворения Л.В. де Камоэнса, М.М. ду Бокаже, Ж. Диниша, Ж. де Деушa. Работа сфокусирована на проблеме преемственности, развития и расширения традиционной символики рекуррентного и устойчиво воспроизводимого в мировой литературе образа, метафорически используемого для изображения внутреннего мира человека. Результаты исследования указывают на то, что образ бабочки в португальской поэзии обладает существенной спецификой. На первый план выступает семантика любви в разнообразных ее проявлениях. При этом традиционная символика «бабочка - женщина» сменяется устойчивой ассоциативной параллелью «бабочка - он, цветок или пламя - она». Важна и ассоциация с чувствами и с испытывающей обновление душой (Диниш). Менее узуальной, но самобытной видится нам индивидуально-авторская параллель: «ревностное служение и выполнение долга» (Камоэнс). В результате исследования был сделан следующий вывод: в португальской поэзии художественная семантика образа бабочки многообразна; она характеризуется как континуальностью, так и творческими приращениями смысла - семантическими трансформациями и смысловой инверсией.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):502-512
pages 502-512 views

Роль поэзии в романе Нгуен Суан Кханя «Хо Куи Ли»

Муралова Е.О., Филимонова Т.Н.

Аннотация

Цель настоящего исследования - определение роли поэтических вставок в малоизученном в отечественном и англоязычном литературоведении романе современного вьетнамского писателя Нгуен Суан Кханя (1933-1921) «Хо Куи Ли» (2000). В результате исследования с помощью сравнительно-сопоставительного и сравнительно-исторического методов были выявлены различные виды поэтических вставок, представленных в произведении (сочиненные подлинными поэтами и историческими деятелями прошлого или самим Нгуен Суан Кханем); определена их жанровая принадлежность (стихи, песни и параллельные фразы); выявлены вставки, стилизованные под фольклор. Рассмотрены функции поэтических вставок в романе, такие, как: соединение исторических фактов и художественного вымысла для придания последнему большей достоверности; повторение мысли писателя, выраженной в прозе; передача чувств персонажей через лирического героя в поэзии, которую они цитируют или «сочиняют»; конкретизация сюжета.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):513-523
pages 513-523 views

Чехов в творчестве Чжан Цзе

Мескин В.А., Чжан Х.

Аннотация

Цель исследования заключается в рассмотрении генезиса творчества Чжан Цзе, крупнейшего китайского прозаика второй половины ХХ - начала XXI в. Авторы статьи цитируют многократные признания писательницы об огромном влиянии, которое оказал на ее творчество А.П. Чехов, но главное - пытаются определить, в чем конкретно, на каких уровнях формы и содержания выразилось это влияние. Выявляются корреляции в сфере жанровых и тематических образований, приемов поэтики, существенные доминанты стиля русского писателя, которые присутствуют в работах Чжан Цзе: сдержанность, краткость, лиричность, «объективность», как ее понимал русский классик. В статье говорится о наличии в сочинениях Чжан Цзе характерных чеховских мотивов, чеховского амбивалентного отношения к «маленькому человеку», чеховское разоблачение пошлости, осуждение рабской психологии. При этом отмечается гибкость восприятия художественной мысли предшественника, элементы диалога в обстоятельствах новейшего времени, национальной специфики. Существенную помощь в написании статьи оказало обращение к чеховскому сборнику работ о литературном труде, перевод которого вышел в Китае в середине ХХ в. и который, несомненно, был внимательно прочитан Чжан Цзе. Настоящее исследование, базирующееся на работах А. Веселовского о генетических и типологических аспектах взаимодействия словесности разных народов, позволило сделать вывод об определяющей роли А. Чехова в становлении писательского мастерства Чжан Цзе. Статья призвана способствовать изучению диалога культур.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):524-533
pages 524-533 views

Журналистика

Представленность россии в британских онлайн-источниках в 2022 г.

Шариков А.В.

Аннотация

Выявлены особенности репрезентации россии в британских онлайн-источниках в 2022 г., когда началась специальная военная операция на украине. автор использовал статистический анализ на основе мониторинговой системы factiva: база данных содержит около 4,5 млн текстов, опубликованных на 416 британских онлайн-ресурсах с 1 января по 31 декабря 2022 г. Для определения тональности сообщений использовался сентимент-анализ (версия системы factiva). обнаружено, что в 2022 г. россия заняла четвертое место по количеству статей с ее упоминанием в анализируемом корпусе текстов, уступив Великобритании, сШа и украине. с точки зрения теории установления повестки дня, данный факт свидетельствует о высокой значимости россии для сми Великобритании. Чаще всего материалы с упоминанием россии публиковали национальные издания financial times, the independent и the times. на региональном уровне наибольшее количество текстовых материалов с упоминанием россии обнаружено: в англии - на сайте радиостанции City am online; в северной ирландии - на сайте lurgan mail; в уэльсе - на сайте the Western mail; в Шотландии - на портале thescottishsun.co.uk. Британские сми в большей степени были сосредоточены на освещении не военных аспектов сВо, а политических и экономических проблем. В целом преобладала нейтральная тональность, что объясняется доминированием коротких безоценочных информационных сообщений. Это справедливо как для национальных, так и для региональных изданий. При этом, когда речь заходит о россии, материалы негативной тональности преобладают над позитивными. Выявлено различие в интенсивности негативного освещения россии в национальных и региональных онлайн-источниках Великобритании. наиболее жесткую позицию занимают национальные источники, среди региональных велика негативная направленность на онлайн-ресурсах англии, а источники Шотландии и северной ирландии демонстрируют наименьшую негативную тональность.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):534-550
pages 534-550 views

Философская журналистики в новых медиа

Яковлев М.В.

Аннотация

В ответ на повышение просветительской роли медиа и нарастание общественного запроса на познавательные материалы, автор исследует интернет-ресурсы, посвященные философии, в том числе авторские каналы в мессенджерах. сформулировано понятие современной философской журналистики, выявлено своеобразие контента русскоязычных и англоязычных медиа, позиционирующих себя в рамках философии. сделан вывод об их особенностях в методах работы и целеполагании. сравнительный контент-анализ выпусков десяти медийных проектов обнаружил два стратегических направления в развитии экранной философской журналистики. Первое - учебно-развлекательное, тяготеющее к выполнению двух базовых функций журналистики: обучение и развлечение. Второе - научно-публицистическое, которое преимущественно выполняет воспитательную и информационную функции сми (обучающую - в меньшей степени). Для первого направления характерно интенсивное использование мультимедийных компонентов, ориентация на изложение основ учений и разъяснение базовых философских концептов, игнорирование актуальной повестки. Второе направление использует информационные поводы, в философских выпусках есть связь с вопросами текущей повестки, акцент ставится на развитии аудиоподкастов и лонгридов. российским журналистам, которые связаны с философской проблематикой, предлагается расширить свой вклад в развитие философской журналистики на цифровых ресурсах, приблизить их к стандартам качественных изданий и повысить эффективность информационно-публицистической работы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):551-563
pages 551-563 views

Возможности использования коротких видео в научной коммуникации: пример социальных наук

Трищенко Н.Д., Михайловская В.А.

Аннотация

Поскольку все больше ученых используют для обмена научной информацией альтернативные коммуникационные платформы, в том числе видеосервисы (например, TikTok), необходимо изучить потенциал подобных ресурсов для научной коммуникации, особенно с молодой аудиторией. Мы провели контент-анализ 163 постов под четырьмя хэштегами: #researchpaper, #scientificarticle, #socialscience, #pewresearch. Выяснилось, что TikTok действительно используется как площадка для обмена научным контентом, в том числе результатами исследований. Некоторые публикации даже содержат прямые ссылки на научные статьи и монографии, что говорит о потенциале платформы для преодоления разрыва между научным сообществом и широкой аудиторией. В то же время, короткие видео в TikTok вызывают больший интерес, когда авторы делятся личным опытом и советами, а не результатами исследований. Форматы и примеры контента, способные претендовать на замену традиционных способов передачи научной информации, в ходе исследования обнаружены не были. Хотя TikTok возможно использовать в качестве средства научной коммуникации, он все же может быть лишь дополнительным каналом, а не заменой традиционных медиа, таких, как академические журналы или новые онлайн-ресурсы (например, серверы препринтов). Необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить влияние TikTok на научную коммуникацию в рамках различных дисциплин и возрастных групп.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):564-576
pages 564-576 views

Информационная повестка региональных медиа в контексте экологии: тематический и атрибутивный уровни

Лободенко Л.К., Череднякова А.Б., Корнилова Л.Н., Марфицына А.Р.

Аннотация

Представлены результаты анализа информационной повестки дня региональных сми и социальных медиа по экологии. теоретические координаты исследования заданы теорией «формирования повестки дня» на двух уровнях - тематическом и атрибутивном. Цель авторов состоит в выявлении проблематики информационной повестки сми и социальных медиа региона по экологии, категоризация ее атрибутов, а также айтрекинг-анализ внимания молодежной аудитории к выделенным категориям атрибутов. В качестве материалов исследования выступили медиатексты 13 сетевых сми и 6 городских сетевых сообществ сети «Вконтакте» (за 2022 г.) шести промышленных городов Челябинской области. Впервые представлены результаты теоретического и эмпирического изучения темы с позиций когнитивно-матричного анализа категорий и атрибутов информационной повестки, применения айтрекинговых технологий при исследовании реакции молодежной аудитории. Полученные результаты позволили выделить десять категорий атрибутов информационной повестки по экологии. как показало исследование, наиболее часто в количественном языковом выражении в медиатекстах представлены атрибуты категории «экологические проблемы».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):577-592
pages 577-592 views

Анализ текстов о спорном статусе Тайваня, созданных языковой моделью ChatGPT

Петухов А.Ю., Каминченко Д.И.

Аннотация

Технологии искусственного интеллекта становятся все более распространенными в современном обществе. Не остается в стороне и сфера политики, где также рассматриваются и начинают применяться указанные технологии. Цель авторов - выявить особенности презентации текстов, генерируемых одним из наиболее популярных онлайн-сервисов, нейросетью chatGPT, по конкретным ключевым текстовым запросам. Запросы связаны с двумя подходами к проблематике политического статуса тайваня: как части китайской Народной Республики или как независимого и суверенного территориального образования. В качестве базовых методов использованы контент-анализ количественного типа и фрейм-анализ. информационный массив данных составили результаты, полученные по итогам двух текстовых запросов: «Taiwan as an independent entity in…» и «Taiwan as part of china in…» по четырем временным точкам (2010, 2015, 2020 и 2023 гг.), выбранным на основании принципа равной удаленности и периода проведения исследования (2023 г.). общее количество слов для анализа - 1402. В результате исследования установлено, что по текстовому запросу, напрямую связанному с независимым и суверенным политическим статусом тайваня, искусственный интеллект генерирует тексты большего объема, чем по текстовому запросу, относящемуся к утверждению о его территориальной принадлежности кНР. С точки зрения символических слов/ выражений-маркеров, свидетельствующих о том или ином подходе к указанной политической проблематике, в генерируемом искусственным интеллектом контенте выявлено два момента. первый - абсолютное преимущество слов/выражений-маркеров, символически отражающих идею о независимом и суверенном политическом статусе Тайваня, второй - минимизация слов/выражений-маркеров, отражающих территориальную принадлежности Тайваня КНР. Обозначены возможные причины подобного распределения частоты появления в информационном массиве указанных слов/выражений-маркеров. Установлено наличие во всем информационном массиве как минимум трех распространенных фреймов, которые обозначены следующим образом: «Independent entity», «The part of China», «Tensions and confrontation».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):593-611
pages 593-611 views

Как тележурналисты воспринимают связи с общественностью: казахстанский кейс

Филипов М.

Аннотация

Тема взаимоотношений журналистов и специалистов по связям с общественностью (PR) активно изучалась в контексте Западной Европы, Северной Америки и Южной Азии. Автор предлагает другой регион - Центральную Азию, а именно Казахстан. Связи с общественностью страдают от испорченной репутации и воспринимаются с негативным оттенком. Такое восприятие часто заставляет журналистов относиться к PRспециалистам с неуважением и считать, что эта профессия служит конкретным частным интересам, а не общественному благу. В ходе феноменологического исследования автором проведены интервью с 14 казахстанскими тележурналистками. Насыщенность данных была достигнута на одиннадцатом интервью. Результаты свидетельствуют о вспомогательном статусе PR по сравнению с журналистикой, которая имеет более высокий статус. При этом оказалось, что сотрудники прессслужб пользуются большим уважением, чем PRспециалисты. Сотрудники прессслужб, часто бывшие журналисты, ценятся за эффективность, грамотность, честность, открытость, доступность и легкость в общении. Также была отмечена важность таких качеств, как гуманность, отсутствие высокомерия и открытость к профессиональным отношениям. Многие специалисты по связям с общественностью в Казахстане считаются недостаточно квалифицированными. Отсутствие у них журналистского опыта препятствует эффективному сотрудничеству, поскольку они зачастую не понимают правил и распорядка работы СМИ, не могут адаптироваться к медийной логике. Кроме того, как показало исследование, считается, что специалисты по связям с общественностью ориентируются на прибыль, в то время как сотрудники прессслужб - на общественные интересы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):612-625
pages 612-625 views

«Цифровой интеллект журналиста»: к содержанию понятия

Гаврилов В.В., Зорина В.А.

Аннотация

Понятие «цифровой интеллект журналиста» (ЦиЖ), его объем и содержание - результат собственной рефлексии авторов с опорой на труды П. Бурдье (теория о социальном капитале личности) и П. Юхен (стандарты цифрового интеллекта личности). авторы статьи исследуют ЦиЖ применительно к личности журналиста, тестируют в контексте журналисткой деятельности; при этом ЦиЖ актуализируется инструментально - применительно к медиаобразованию. В процессе самоидентификации начинающий журналист оказывается погруженным не только в медиапространство, но и в пространство цифровое. от того, насколько грамотно он сможет использовать преимущества, которые дает цифровизация, и от того, насколько будет устойчив к ее угрозам, зависит успешность его профессионализации и социальной адаптации. авторы предлагают изменить критерии оценки качества вузовской подготовки журналистов с поправкой на ЦиЖ, с учетом новейших трансформаций сми. результаты пилотного опроса 375 респондентов показали, что к уже имеющимся характеристикам цифрового интеллекта необходимо добавить те, которые нужны именно медиаспециалисту (соответствующие ЦиЖ): цифровая грамотность, творческие способности, критическое мышление, рефлексия, мотивация. их совокупность отразит индивидуальный портрет цифровой личности, позволит оценить уровень готовности индивида к вхождению в медиапространство в роли субъекта журналистской деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(3):626-641
pages 626-641 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах