Реализация принципов научной школы методики преподавания русского языка как иностранного в учебниках МАДГТУ (МАДИ)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена истории и современному состоянию научно-методической школы преподавания русского языка на подготовительном факультете для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), основы которой были заложены в 60-е годы ХХ века. Основными принципами школы признаются: приверженность деятельностно-коммуникативному и национально ориентированному подходам, обязательность обучения научному стилю речи и языку будущей специальности, необходимость межпредметной координации при создании учебников и пособий по научному стилю речи, разработка и использование в учебном процессе собственной учебной и методической литературы, создание условий, необходимых для интеграции иностранных обучающихся в социокультурную, языковую и образовательную среду российского вуза. В статье приводится краткий исторический обзор ведущих представителей научной школы с описанием наиболее важных результатов их научной и учебно-методической работы. Особое внимание уделено анализу учебно-методического комплекса «Русский язык будущему инженеру», эффективность которого подтверждается с помощью таких критериев, как самодостаточность и неизбыточность материала, приращение коммуникативных навыков, успешность мотивации обучающихся, удачная функциональная схема учебных действий. В качестве основного направления будущих исследований лингводидактической школы МАДИ предлагается развитие электронных средств обучения на базе имеющихся методических наработок.

Об авторах

Мария Николаевна Кожевникова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: kozhevnmariya@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Русский язык для иностранных граждан» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64

Любовь Петровна Саенко

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Email: i84@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык для иностранных граждан» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64

Список литературы

  1. Агеева А.Ю., Касарова В.Г. Сборник заданий по русскому языку к учебнику «Русский язык будущему инженеру»: учебное пособие. М.: МАДИ, 2011. 97 с.
  2. Асеева М.А. Учебное пособие для самостоятельной работы иностранных студентов по русскому языку (научный стиль речи). Элементарный уровень. М.: МАДИ, 2005. 86 с.
  3. Асеева М.А. Русский язык будущему инженеру. Сборник контрольных работ. М.: МАДИ, 2017. 88 с.
  4. Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф. Научный стиль речи: технический профиль: пособие по русскому языку для иностранных студентов. М.: Русский язык. Курсы, 2017. 311 с.
  5. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык. 1990. С. 14.
  6. Беженцева О.В., Иванова Э.И., Кожина Т.Н. и др. Время-1. Учебник русского языка для иностранцев. Вводный курс. М.: МАДИ, 2000. 140 с.
  7. Бреденфельд З.В. Вводно-фонетический курс русского языка для студентов из Вьетнама (с комплектом грампластинок). М.: Русский язык, 1976. 80 с.
  8. Винокурцева Э.М. Дифференцированный подход к обучению русскому языку как иностранному на начальном этапе: дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 210 с.
  9. Власова Н.С., Алексеева Н.Н., Барабанова Н.Р. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. М.: Русский язык, 1990. 230 с.
  10. Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П. Русский язык будущему инженеру. Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для преподавателя. 7-е изд. М.: Флинта; Наука, 2016. 166 с.
  11. Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П. Русский язык будущему инженеру: учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для студента. 11-е изд. М.: Флинта; Наука, 2018. 396 с.
  12. Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П. Сборник контрольных заданий к учебнику «Русский язык будущему инженеру». М.: МАДИ, 2002. 24 с.
  13. Иванова Э.И., Медведева С.В., Алёшичева А.Н., Богомолова И.А. Наше время. Учебник русского языка для иностранцев. Элементарный уровень. М.: Русский язык. Курсы. 2016. 216 с.
  14. История создания и развития научных школ МАДИ / под ред. В.М. Приходько, П.И. Поспелова и др. М.: МАДИ, 2010. С. 481.
  15. История кафедры «Русский язык для иностранных граждан» МАДИ. URL: http://www.madi.ru/121-kafedra-russkogo-yazyka-dlya-inostrannyh-grazhdan-istoriya-k.html (дата обращения:03.11.2018).
  16. Кожевникова М.Н. Педагогические условия адаптации учащихся из КНР в процессе довузовской подготовки: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 156 c.
  17. Леванова Е.А., Кожевникова М.Н. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. № 2. С. 50-55.
  18. Лихачёва О.В., Груздева Н.В. и др. День за днем. Русский язык. Панорама. М.: ИЛБИ; Самарский дом печати, 1995. 64 с.
  19. Лихачёва О.В., Груздева Н.В. и др. День за днем. Русский язык. Экспресс. М.: ИЛБИ; Самарский дом печати, 1994. 61 с.
  20. Молчановский В.В. Учебник в структуре обучающей деятельности преподавателя РКИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский язык нефилологам, теория и практика. 2004. № 5. С. 81-88.
  21. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. С. 22.
  22. Попова Л.А. Пособие по русскому языку для подготовительных факультетов вузов СССР. Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1979. 253 с.
  23. Раскина Л.С. Вводно-фонетический курс русского языка (для студентов, говорящих поиспански). М.: Русский язык, 1983. 142 с.
  24. Саенко Л.П. Становление системы предвузовского обучения на подготовительных факультетах для иностранных граждан и профессионально ориентированное обучение иностранцев в рамках этой системы. Международное образование и сотрудничество. М.: МАДИ, 2017. С. 418-424.
  25. Свешникова В.Н. Вводно-фонетический курс русского языка (для говорящих на французском языке). М.: Русский язык, 1989. 139 с.

© Кожевникова М.Н., Саенко Л.П., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах