Реализация принципов научной школы методики преподавания русского языка как иностранного в учебниках МАДГТУ (МАДИ)
- Авторы: Кожевникова М.Н.1, Саенко Л.П.1
-
Учреждения:
- Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 63-77
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20497
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-63-77
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена истории и современному состоянию научно-методической школы преподавания русского языка на подготовительном факультете для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), основы которой были заложены в 60-е годы ХХ века. Основными принципами школы признаются: приверженность деятельностно-коммуникативному и национально ориентированному подходам, обязательность обучения научному стилю речи и языку будущей специальности, необходимость межпредметной координации при создании учебников и пособий по научному стилю речи, разработка и использование в учебном процессе собственной учебной и методической литературы, создание условий, необходимых для интеграции иностранных обучающихся в социокультурную, языковую и образовательную среду российского вуза. В статье приводится краткий исторический обзор ведущих представителей научной школы с описанием наиболее важных результатов их научной и учебно-методической работы. Особое внимание уделено анализу учебно-методического комплекса «Русский язык будущему инженеру», эффективность которого подтверждается с помощью таких критериев, как самодостаточность и неизбыточность материала, приращение коммуникативных навыков, успешность мотивации обучающихся, удачная функциональная схема учебных действий. В качестве основного направления будущих исследований лингводидактической школы МАДИ предлагается развитие электронных средств обучения на базе имеющихся методических наработок.
Об авторах
Мария Николаевна Кожевникова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: kozhevnmariya@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Русский язык для иностранных граждан» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64Любовь Петровна Саенко
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Email: i84@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык для иностранных граждан» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64Список литературы
- Агеева А.Ю., Касарова В.Г. Сборник заданий по русскому языку к учебнику «Русский язык будущему инженеру»: учебное пособие. М.: МАДИ, 2011. 97 с.
- Асеева М.А. Учебное пособие для самостоятельной работы иностранных студентов по русскому языку (научный стиль речи). Элементарный уровень. М.: МАДИ, 2005. 86 с.
- Асеева М.А. Русский язык будущему инженеру. Сборник контрольных работ. М.: МАДИ, 2017. 88 с.
- Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф. Научный стиль речи: технический профиль: пособие по русскому языку для иностранных студентов. М.: Русский язык. Курсы, 2017. 311 с.
- Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык. 1990. С. 14.
- Беженцева О.В., Иванова Э.И., Кожина Т.Н. и др. Время-1. Учебник русского языка для иностранцев. Вводный курс. М.: МАДИ, 2000. 140 с.
- Бреденфельд З.В. Вводно-фонетический курс русского языка для студентов из Вьетнама (с комплектом грампластинок). М.: Русский язык, 1976. 80 с.
- Винокурцева Э.М. Дифференцированный подход к обучению русскому языку как иностранному на начальном этапе: дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 210 с.
- Власова Н.С., Алексеева Н.Н., Барабанова Н.Р. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. М.: Русский язык, 1990. 230 с.
- Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П. Русский язык будущему инженеру. Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для преподавателя. 7-е изд. М.: Флинта; Наука, 2016. 166 с.
- Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П. Русский язык будущему инженеру: учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для студента. 11-е изд. М.: Флинта; Наука, 2018. 396 с.
- Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П. Сборник контрольных заданий к учебнику «Русский язык будущему инженеру». М.: МАДИ, 2002. 24 с.
- Иванова Э.И., Медведева С.В., Алёшичева А.Н., Богомолова И.А. Наше время. Учебник русского языка для иностранцев. Элементарный уровень. М.: Русский язык. Курсы. 2016. 216 с.
- История создания и развития научных школ МАДИ / под ред. В.М. Приходько, П.И. Поспелова и др. М.: МАДИ, 2010. С. 481.
- История кафедры «Русский язык для иностранных граждан» МАДИ. URL: http://www.madi.ru/121-kafedra-russkogo-yazyka-dlya-inostrannyh-grazhdan-istoriya-k.html (дата обращения:03.11.2018).
- Кожевникова М.Н. Педагогические условия адаптации учащихся из КНР в процессе довузовской подготовки: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 156 c.
- Леванова Е.А., Кожевникова М.Н. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. № 2. С. 50-55.
- Лихачёва О.В., Груздева Н.В. и др. День за днем. Русский язык. Панорама. М.: ИЛБИ; Самарский дом печати, 1995. 64 с.
- Лихачёва О.В., Груздева Н.В. и др. День за днем. Русский язык. Экспресс. М.: ИЛБИ; Самарский дом печати, 1994. 61 с.
- Молчановский В.В. Учебник в структуре обучающей деятельности преподавателя РКИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский язык нефилологам, теория и практика. 2004. № 5. С. 81-88.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. С. 22.
- Попова Л.А. Пособие по русскому языку для подготовительных факультетов вузов СССР. Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1979. 253 с.
- Раскина Л.С. Вводно-фонетический курс русского языка (для студентов, говорящих поиспански). М.: Русский язык, 1983. 142 с.
- Саенко Л.П. Становление системы предвузовского обучения на подготовительных факультетах для иностранных граждан и профессионально ориентированное обучение иностранцев в рамках этой системы. Международное образование и сотрудничество. М.: МАДИ, 2017. С. 418-424.
- Свешникова В.Н. Вводно-фонетический курс русского языка (для говорящих на французском языке). М.: Русский язык, 1989. 139 с.