Учебник русского языка как иностранного: на перекрестке путей, мнений, интересов
- Авторы: Кожевникова Е.В.1, Вязовская В.В.1, Трубчанинова М.Е.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 42-62
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20496
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-42-62
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена вопросам разработки учебников и учебных пособий по русскому языку для иностранных слушателей этапа довузовской подготовки российских вузов. В настоящее время во многих университетах России используются учебно-методические комплексы (далее - УМК), созданные авторскими коллективами преподавателей этого вуза. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью проанализировать результаты во многом стихийного процесса разработки и внедрения разрозненных учебных пособий в учебный процесс в отдельном вузе. Материалом для исследования послужили учебники и учебные пособия по русскому языку, изданные в Институте международного образования Воронежского государственного университета (далее - ИМО ВГУ) в период с 2000 по 2017 г. Целью исследования является обоснование комплексного подхода к разработке учебников и учебных пособий, что предполагает решение ряда задач, а именно: на основе анализа сложившейся практики разработки и использования учебников, учебных пособий, других учебных средств/ресурсов (на примере ИМО ВГУ) определить оптимальную структуру учебного комплекса по русскому языку как иностранному (далее - РКИ) для довузовского этапа обучения, охарактеризовать принципы распределения учебного материала внутри него и выявить перспективные направления в разработке учебных пособий и электронных ресурсов (как сопровождающих, так и автономных по отношению к основному учебнику учебно-методического комплекса). Результат данной работы заключается в определении оптимальной структуры УМК по РКИ второго поколения и особенностей распределения учебных материалов внутри основного учебника, а также между составляющими его учебниками и учебными пособиями. В заключении содержатся выводы о необходимости в равной мере следовать традиционным (концентризм и минимизация) и относительно новым («диалог культур», градация учебного материала по признакам информативной значимости и частотности) методическим принципам.
Об авторах
Елена Владиславовна Кожевникова
Воронежский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kozhevnikova@interedu.vsu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования Воронежского государственного университета.
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1Виктория Викторовна Вязовская
Воронежский государственный университет
Email: vyazovskaya@interedu.vsu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования Воронежского государственного университета
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1Маргарита Евгеньевна Трубчанинова
Воронежский государственный университет
Email: trubchaninova@interedu.vsu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования Воронежского государственного университета
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1Список литературы
- Акаткина Е.Ф. К проблеме формирования нового учебного стереотипа при обучении китайцев русскому языку // Поиск. Опыт. Мастерство. Воронеж, 2002. Вып. 6. С. 4-13.
- Акаткина Е.Ф. Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов-филологов (базовый и I сертификационный уровни). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. 136 с.
- Акаткина Е.Ф. Время учить русский - 2: учебник русского языка для иностранных учащихся центров довузовской подготовки иностранных граждан / под общ. ред. Е.Ф. Акаткиной, О.Н. Олейниковой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. 164 с.
- Антонова В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка: элементарный уровень. СПб.: Златоуст, 2001. 341 с.
- Антонова В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень) / под. ред. В.Е. Антоновой, М.М. Нахабиной, А.А. Толстых. СПб.; М.: Златоуст; ЦМО МГУ, 2004. 256 c.
- Антонова В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень) / под. ред. В.Е. Антоновой, М.М. Нахабиной, А.А. Толстых. 3-е изд. М.; СПб.: ЦМО МГУ; Златоуст, 2009.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984. 144 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во Московского университета, 1968. 133 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / под ред. Н.П. Андрюшиной и др. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 36 с.
- Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / под ред. М.М. Нахабиной и др. 2-е изд., испр. и доп. М.; СПб.: Златоуст, 2001. 32 с.
- Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / под ред. Т.Е. Владимировой и др. 2-е изд., испр. и доп. М.; СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень / под ред. Н.П. Андрюшиной и др. М.; СПб.: Златоуст, 2000. 56 с.
- Данилевская Т.А., Вязовская В.В. Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов гуманитарных специальностей. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. 174 с.
- Институт международного образования ВГУ. URL: http://interedu.vsu.ru/index.php/ru (дата обращения: 26.10.2018).
- Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
- Касымова Р.Т. Отбор тематической лексики в учебных целях // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. Т. 14. С. 676-686.
- Китаева Н.А., Олейникова О.Н., Скрипкина Е.Е. Тестовые задания базового и I СУ уровня: учебное пособие для иностранных учащихся. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. 53 с.
- Кожевникова Е.В. Научный стиль речи: книга для студента: учебное пособие для иностранных учащихся экономических специальностей (базовый - I сертификационный уровни). Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. 183 с.
- Кожевникова Е.В., Саввина С.Л., Трубчанинова М.Е. Русский язык в общественно-политической сфере общения: вводный курс: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. 119 с.
- Лексико-грамматическое пособие к учебнику «Время учить русский»: учебное пособие / под. ред. Т.Ю. Новиковой и др. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. 145 с.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. 2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1988. 176 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. № 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке». URL: https://rg.ru/2014/12/03/ trebovaniya-dok.html (дата обращения: 18.10.2018).
- Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Предвузовское обучение. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. Общее владение / под ред. З.И. Есиной и др. М.: Изд-во РУДН, 2001. 137 с.
- Пассов Е.И. Метод диалога культур. Экспресс-размышления о развитии методологической науки. Липецк, 2011. 72 с.
- Прогресс. Элементарный уровень: учебник русского языка для иностранных студентов / Н.И. Соболева, С.У. Волков, А.С. Иванова, Г.А. Сучкова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: РУДН, 2010. 214 с.
- Прогресс. Базовый уровень: учебник русского языка для иностранных студентов / Н.И. Соболева, С.У. Волков, А.С. Иванова, Г.А. Сучкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2009. 213 с.
- Распопова Т.И. Время учить русский: учебник русского языка для иностранных учащихся центров довузовской подготовки иностранных граждан. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. 259 с.
- Распопова Т.И., Китаева Н.А. Я люблю русский язык: учебник русского языка для иностранных учащихся центров довузовской подготовки иностранных граждан. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. 292 с.
- Распопова Т.И. «Время учить русский»: концепция и содержание учебника по РКИ для среднего этапа обучения // Русский язык за рубежом. М., 2005. № 3-4. С. 17-20.
- Родионов В.В. 50 лет подготовки специалистов для зарубежных стран в Воронежском государственном университете: опыт и уроки международного сотрудничества // Интернационализация современного университета и его вклад в повышение эффективности экспорта российских образовательных услуг: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию подготовки специалистов для зарубежных стран в Воронежском государственном университете (Воронеж, 19-20 апреля 2012 г.). Воронеж: ВГУ, 2012. С. 3-14.
- Русские падежи в текстах и таблицах: учебное пособие по русскому языку как иностранному / под ред. М.Е. Трубчаниновой и др. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. 93 с.
- Русский язык для иностранных учащихся инженерного профиля: лексика и грамматика. Рабочая тетрадь: в 4 ч. 17 выпусков / отв. ред. И.Б. Авдеева. СПб.: Златоуст, 2014.
- Сборник тестовых заданий по русскому языку как иностранному: учебное пособие для иностранных учащихся. Вып. 1-6 / под ред. Е.В. Кожевниковой и др. Воронеж: ИМО ВГУ, 2006-2012.
- Скороходов Л.Ю., Хорохордина О.В. Окно в Россию: учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа: в 2 ч. 4-е изд. СПб.: Златоуст, 2015.
- Скрипкина Е.Е., Старикова Т.И., Федосова Н.М. Готовимся к тестированию по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень: учебное пособие для иностранных учащихся. Воронеж: ИМО ВГУ, 2013. 128 с.
- Старт 1-2: учебник русского языка для подготовительных факультетов вузов СССР: вводный и элементарный курсы: книга для студентов / под ред. М.М. Галеевой и др. 2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1988. 489 с.
- Тексты для дополнительного чтения / сост. Е.Ф. Акаткина, Н.М. Авдеева. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. 117 с.
- Тексты для чтения (базовый и I сертификационный уровни) / сост. Е.Ф. Акаткина, Н.М. Авдеева, Н.М. Федосова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. 173 с.
- Тестовые контрольные работы (аудирование). Ч. 1. Книга для преподавателя / сост. В.В. Вязовская, Ю.Б. Жидкова, О.Н. Олейникова, Т.И. Старикова. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. 133 с.
- Тестовые контрольные работы (аудирование). Ч. 2. Книга для учащегося / сост. В.В. Вязовская, Ю.Б. Жидкова, О.Н. Олейникова, Т.И. Старикова. Воронеж: Издательский дом ВГУ,2017. 83 с.
- Юрков Е.Е., Московкин Л.В., Бойцов И.А. Успех. Книга для преподавателя. Учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся: элементарный уровень. СПб.: МИРС,2011. 93 с.
- Юрков Е.Е., Московкин Л.В., Бойцов И.А. Успех. Учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся. Элементарный уровень. Книга для студента: учебное пособие. СПб.: МИРС, 2011. 211 с.
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书. 1. 史铁强主编; 史铁强, 张金兰分册主编; 北京外国语大学俄语学院编著-北京: 外国语教学与研究出版社, 2008.12 (2018.5重印). 360 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 1 / гл. ред. Ши Тецян. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 360 с.)
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书. 2. 史铁强主编; 刘素梅分册主编; 北京外国语大学俄语学院编著-2 版-北京: 外国语教学与研究出版社, 2010.2 (2018.5 重印). 292 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 2 / гл. ред. Ши Тецян. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 292 с.)
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书. 3. 史铁强主编; 黄玫分册主编; 北京外国语大学俄语学院编著-北京: 外国语教学与研究出版社, 2009.9 (2017.4 重印). 298 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 3 / гл. ред. Ши Тецян. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 298 с.)
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书. 4. 史铁强主编; 张朝意分册主编; 北京外国语大学俄语学院编著-北京: 外国语教学与研究出版社, 2011.8 (2018.7 重印). 280 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 4 / гл. ред. Ши Тецян. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 280 с.)
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书. 5. 史铁强主编; 王凤英分册主编; 北京外国语大学俄语学院编著-北京: 外国语教学与研究出版社, 2010.3 (2017.1 重印). 225 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 5 / гл. ред. Ши Тецян. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 225 с.)
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书. 6. 李向东, (比) 普里鲁茨卡娅主编; 北京外国语大学俄语学院编 著-北京: 外国语教学与研究出版社, 2002.2 (2018.6 重印). 217 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 6 / гл. ред. Ли Сяндун. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 217 с.)
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书.7. 北京外国语大学俄语学院编著-北京: 外国语教学与研究出版社, 2003.6 (2018.6 重印). 160 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 7 / гл. ред. Ши Тецян. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 160 с.)
- 东方大学俄语 (新版) 学生用书.8. 史铁强主编; 北京外国语大学俄语学院编著-北京: 外国语教学与 研究出版社, 2014.1 (2018.6 重印). 107 页 (Восток: учебник русского языка. Ч. 8 / гл. ред. Ши Тецян. Пекин: Пекинский университет иностранных языков, Институт русского языка, 2018. 107 с.)
- 俄语听力强化教程. 上册 李葵主编; 周天熔, 崔熳编-北京: 外语教学与研究出版社, 2010,3 (2017.1 重印). 188 页 (Аудирование. Интенсивный курс: пособие по аудированию для студентоврусистов первого и второго курсов. Ч. 1 / гл. ред. Ли Куй; под ред. Чжоу Тяньжун, Цуй Мань. Пекин: Издательство преподавания и исследования иностранных языков, 2017. 188 с.)