Учебно-практическое пособие по лингвокультурологии для иностранцев, изучающих русский язык: концепция и содержание
- Авторы: Сенаторова О.А.1
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
- Выпуск: Том 18, № 3 (2020): ГОВОРИТЕ ПО-РУССКИ: К ЮБИЛЕЮ С.А. ХАВРОНИНОЙ
- Страницы: 315-327
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/24499
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-3-315-327
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена дальнейшей разработке проблем взаимосвязанного обучения русскому языку и культуре в рамках лингвокультурологического аспекта методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) с позиций коммуникативно-деятельностного обучения. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки системы теоретического знания и практических рекомендаций по использованию культурных потенций языковой среды в учебном процессе по русскому языку как иностранному в рамках коммуникативно-деятельностного подхода в обучении. Исследование предпринято с целью разработки концепции и содержания учебно-практического пособия по лингвокультурологии, направленного на углубление знаний иностранцев, изучающих русский язык, о русской культуре и формирование их коммуникативной компетенции, что является важным условием лингвокультурной адаптации. Материалом послужили реалии традиционной народной культуры, в наибольшей степени отражающие особенности национального менталитета и предоставляющие возможность как теоретической презентации, так и практической культуротворческой деятельности в учебном процессе по РКИ: декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, традиционная народная кукла, кухня. Изучение проводилось с помощью методов анализа, обобщения и прогнозирования. Результат работы заключается в разработке концепции построения учебно-практического пособия по лингвокультурологии и определении его содержания. В заключении содержатся выводы об эффективности коммуникативнодеятельностного подхода в обучении для углубления знаний иностранцев о русской культуре и понимания русского национального менталитета, формирования их коммуникативной компетенции и успешности лингвокультурной адаптации, которые получены на основе опыта практической работы по материалам, разработанным с целью создания учебнопрактического пособия по лингвокультурологии для иностранцев, изучающих русский язык.
Об авторах
Ольга Анатольевна Сенаторова
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Автор, ответственный за переписку.
Email: senatorova-olga@mail.ru
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка как иностранного
Российская Федерация, 600000 Владимир, ул. Горького, 87Список литературы
- Аврамова В. Лингвокультурология. Шумен: Университетское изд-во «Епископ Константин Преславски», 2007. 243 c.
- Баско Н.В. Знакомимся с русскими традициями и жизнью россиян: учебное пособие по культурологии, развитию речи и чтению для изучающих русский язык как иностранный. 4-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 232 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990. 246 с.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы: монография. М.: РУДН, 1997.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология: монография. М.: РУДН, 2008. 336 с.
- Жеребцова Ж.И., Холодкова М.В., Толмачёва О.В., Дубровина Е.В., Дзайкос Э.Н., Мизис И.Ю., Дьякова Т.А. О России по-русски: учебное пособие для иностранных студентов. М.: Русский язык. Курсы, 2020. 248 с.
- Кудря О.А. Лексико-семантическая классификация вторичных цветообозначений в английском и украинском языках: лингвокультурологический аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 1. С. 53-59.
- Курлова И.В., Петанова А.Ю., Чубарова О.Э. Мифы о России, или Развесистая клюква: учебное пособие для иностранцев. M.: Русский язык. Курсы, 2016. 168 с.
- Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.
- Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие. 4-е изд. М., 2010.
- Маслова В.А. Русский язык в аспекте кодов лингвокультурологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 3. С. 27-33.
- Мелентьева Т. И. Отзвуки былых времён. Из истории русской бытовой культуры: учебное пособие по чтению и развитию речи для изучающих русский язык как иностранный. M.: Русский язык. Курсы, 2012. 160 с.
- Мечников Н.Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров: Изд-во «О-краткое», 2010. 192 с.
- Моргуновская Ю.О. Русские обережные куклы. М.: Эксмо, 2016. 192 с.
- Орехова И.А. Специфика обучения иностранному языку в условиях языковой среды и вне зоны ее функционирования. Мир русского слова и русское слово в мире // Материалы XI Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Варна, 17-23 сентября 2007). 2007. Т. 6. № 1. С. 387-390.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
- Перевозникова А.К. Россия: страна и люди. Лингвострановедение: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный. 5-е изд., перераб. и доп. M.: Русский язык. Курсы, 2018. 284 с.
- Поморцева Н.В. Интегративная модель лингвокультурной адаптации иностранных учащихся в практике обучения русскому языку: монография. М.: РУДН, 2009.
- Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку в условиях языковой среды: социально-психологический аспект // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2008. № 5. С. 69-75.
- Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение - страноведение - культуроведение // Русский язык за рубежом. 1990. № 3. С. 76-83.
- Сенаторова О.А. «…Белопамятная весть»: учеб. пособие по лингвокраеведению для изучающих русский язык как иностранный / под ред. О.А. Сенаторова; Владим. гос. ун-т имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 228 с.
- Сенаторова О.А. Мастер-класс как эффективная форма методической работы в системе комплексного подхода к решению проблем лингвокультурной адаптации иностранных учащихся // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: материалы III Все-
- российской научно-практической конференции (Москва, 20-21 сентября 2018 г.): сборник статей / отв. ред. М.Н. Русецкая, Е.В. Колтакова. М.: Гос. ИРЯ имени А.С. Пушкина, 2018. С. 696-701.
- Сенаторова О.А. Регионы России. Владимирская область: учеб. пособие по лингвокраеведению для изучающих русский язык как иностранный / Владим. гос. ун-т имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. 204 с.
- Шаклеин В.М., Микова С.С. Лингвокультурное содержание языка: монография. М.: РУДН, 2015. 176 с.
- Юрков Е.Е., Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: теория и практика. СПб.: МИРС, 2009. 292 c.