№ 1 (2012)
- Год: 2012
- Статей: 21
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/490
Статьи
Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве
Аннотация
В статье обсуждается проблема самореализации и толерантности личности. Рассматриваются отдельные закономерности этих психологических феноменов. Приводится психологический анализ взаимосвязи самореализации и толерантности на выборке русских, а также представителей среднеазиатских и кавказских республик.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):5-13
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Типология потребностей в малых и миноритарных языках: общеметодологические и частнонаучные подходы
Аннотация
В статье анализируются общеметодологические и частнонаучные принципы выработки типологии потребностей в малом или миноритарном языке. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что идентификационная потребность в языке может наблюдаться не только у этнических карелов, но и у выходцев из других регионов, проживающих в настоящее время в Карелии и стремящихся к культурной интеграции.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):14-21
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Этническая идентичность молодежи в полиэтнической среде
Аннотация
В статье представлен анализ типов этнической идентичности молодежи в полиэтнической среде. Выявлены соотношения этнической идентичности с уровнем межкультурной компетентности, стратегиями межэтнического взаимодействия, трудностями в межкультурном взаимодействии и другими личностными особенностями.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):22-28
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
К проблеме соотношения личностных черт и этнических стереотипов студентов многонационального вуза
Аннотация
Обоснована возможность рассмотрения черт личности как факторов социальной перцепции, которые могут обуславливать в том числе характеристики этнических стереотипов и предубеждений. Представлены результаты эмпирического исследования соотношения уверенности и агрессивности российских студентов многонационального вуза с выраженностью у них этнических предубеждений.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):29-35
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Структурные особенности общительности российских и латиноамериканских студентов
Аннотация
В статье представлены результаты анализа психологической структуры общительности у российских и латиноамериканских студентов, в результате которого была выявлена специфика факторной организации общительности у изучаемых групп студентов. Есть основания полагать, что данная специфика определяется этнопсихологическими особенностями.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):36-41
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Стратегии преодоления акультурационнного стресса у студентов из разных регионов
Аннотация
В статье описываются результаты исследования стратегий преодоления акультурационного стресса у студентов из разных регионов, а также связь предпочтений определенных стратегий с успешностью межкультурной адаптации. Выявлено, что в целом конструктивные стратегии преодоления стресса способствуют успешной адаптации, помогают преодолевать связанные с эти процессом трудности и негативные эмоциональные состояния.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):42-49
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Психологические особенности самореализации личности педагогов-психологов
Аннотация
В статье представлены эмпирические результаты исследования индивидуальных особенностей самореализации педагогов-психологов в рамках полисистемной концепции самореализации личности. Выделено три типа самореализации: оптимальный, адаптивный и инертный.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):58-64
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Понимание прочитанного школьниками и его предикторы
Аннотация
В статье приводятся результаты двух исследований показателей понимания прочитанного. В первом исследовании (n = 502) показатели понимания связного текста предсказывались показателями аккуратности чтения единичных слов и фонологическими показателями, которые традиционно считаются предикторами овладения навыком чтения единичных слов. Во втором исследовании (n = 1048) показатели понимания связного текста предсказывались на основе группы металингвистических показателей. В статье обсуждаются результаты исследований и проводится параллель между этими результатами и показателями российских школьников по программам PIRLS и PISA.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):65-74
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Рациональный и интуитивный стили мышления: адаптация опросника С. Эпстайна
Аннотация
Статья посвящена адаптации русскоязычной версии опросника «Рациональный-опытный» (РО) С. Эпстайна. Коэффициенты альфа Кронбаха по каждому из показателей РО свидетельствуют о внутренней согласованности шкал опросника. Представлены полученные средние данные по всей обследуемой популяции. Выявлены гендерные различия в предпочтении стиля мышления.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):75-79
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Конфигурационный механизм различения изображений
Аннотация
В работе рассматривается механизм различения К-образных фигур. Геометрическое пространство, полученное методом многомерного шкалирования субъективных различий между изображениями, анализировали в терминах сферической модели различения стимулов. Анализ показал, что различение К-образных фигур осуществляется четырехканальной нейронной сетью, детектирующей конфигурационные характеристики стимулов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):85-93
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования
Аннотация
В статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме изучения эмоционального реагирования. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования как многоуровневой системы через описание основных его компонентов, характеристик и функций.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):94-99
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Причины кризиса образования и перспективы выхода на инновационную модель развития
Аннотация
Рассматриваются перспективы российского образования в контексте целей и задач посткризисного и долгосрочного развития РФ (Стратегия-2020). Рассматриваются противоречия современной образовательной модели, исследуются и доказываются с точки зрения перспективности инновационные пути и средства сбалансированного развития отечественной системы образования и ее активного участия в международных образовательных инициативах.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):100-106
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Свойства личности и успешность в изучении иностранного языка
Аннотация
В рамках системно-функционального подхода к изучению свойств личности рассматриваются такие свойства личности, как настойчивость, ответственность и общительность, а также их связь с успешностью освоения иностранного языка.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):107-111
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей математики в процессе исследовательской деятельности
Аннотация
В статье рассмотрены различные аспекты организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода в рамках требований новых ФГОС ВПО.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):112-118
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Роль специально организованных занятий физической культурой в формировании профессиональных и личностных качеств студентов
Аннотация
Анализируется влияние специально организованных занятий по физической культуре на формирование психофизиологических и психологических функций студентов, имеющих отношение к их профессиональной деятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):119-125
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Анализ структурных компонентов характера и их связь c темпераментальными особенностями человека
Аннотация
В статье обосновывается необходимость изучения целостной структуры характера. Представлена программа исследования взаимосвязей структурных компонентов характера. Описаны результаты, полученные при анализе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):126-131
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Проблемы статистического анализа результатов экспериментального исследования эффективности применения современных педагогических технологий
Аннотация
Рассматривается необходимость применения статистических методов для достоверной оценки результатов опытно-экспериментальной работы в педагогических исследованиях, на практическом примере анализируются результаты использования трех статистических критериев и трудности, которые могут возникнут при их реализации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):138-144
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):145-147
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)