Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде

Обложка

Аннотация


В статье описываются факторы, которые оказывают влияние на процессы социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов, получающих образование на неродном языке в условиях культурно чуждой среды. Процесс адаптации рассматривается в двух взаимосвязанных системах координат: студент - его социокультурное окружение и студент - образовательная среда, в которую он органично включен. Социокультурная адаптация иностранного учащегося - многоступенчатый процесс, включающий в себя: 1) дозированное, имеющее непосредственное отношение к мотивационной сфере студента получение информации о культуре страны изучаемого языка; 2) формирование инокультурной компетентности как фрагмента языковой картины мира; 3) развитие способности к правильной интерпретации проявлений коммуникативного поведения русских; 4) формирование практических навыков и умений учебно-профессионального и культурно-бытового общения с русскими. Авторы обосновывают положение о том, что этот процесс будет менее болезненным и более результативным, если: а) сделать его управляемым; б) разработать комплекс мер, позволяющих предупреждать коммуникативные неудачи и снимать психологическое напряжение, которое обусловлено воздействием другой культуры.


Нина Леонидовна Федотова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
n.fedotova@spbu.ru
Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета СанктПетербургского государственного университета. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, обучение иноязычному произношению, психолингвистика, тестирование, дистанционное обучение иностранным языкам. Автор более 100 научных публикаций

Людмила Владимировна Миллер

ludmilavmiller@mail.ru
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, методика преподавания русского языка как иностранного, профессионально ориентированное обучение студентов технических специальностей. Автор около 50 научных публикаций

  • Василик М.А. Теория и практика коммуникации. М.: Гардарики, 2003. 615 с
  • Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: пер. с англ. / отв. ред. М.А. Кронгауз; вступ. ст. Е.В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. 416 с
  • Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2004. № 6-7. С. 267-283.
  • Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 117-120.
  • Елизарова Г.В. Культурологическая лингвистика (опыт исследования понятия в методических целях). СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. 140 с.
  • Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. 382 с.
  • Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ата: Гылым, 1990. 180 с.
  • Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 16 с.
  • Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. 224 с
  • Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. М.: Гнозис, 2005. 352 с
  • Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975. 386 с
  • Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности / Введение в этническую психологию; под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. С. 66-83
  • Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2014. 254 с
  • Сомова Н.В. Анализ особенностей социокультурной адаптации иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 235-238
  • Степанова Б.Б. Социальная адаптация иностранных студентов в современной России // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 6 (2). С. 62-64
  • Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. S. 279-282
  • Стрельчук Е.Н. Формирование русской речевой культуры иностранных бакалавров негуманитарных специальностей в вузах РФ: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2016. 357 с
  • Фонетический аспект общения на неродном языке: коллективная монография / науч. ред. Н.А. Любимова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 294 с
  • Фресс П., Пиаже Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Вып. V. М.: Прогресс, 1975. С. 15-110
  • Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 5-34
  • Fumadelles M. Motivation et enseignement des langues // Les langues vivantes. 1971. No. 4. Р. 81-92
  • Kin Ch. Tips for International Students’ Success and Adjustment // International Student Experience Journal. 2014. Vol. 2(1). P. 345-349
  • Terziev V.К. The dependence social adaptation-socialization // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (10 апреля 2015 г., г. Уфа). Уфа: АЭТЕРНАP, 2015. C. 8-12
  • Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGraw-Hill, III, 1994. 216 р

Просмотры

Аннотация - 34

PDF (Russian) - 26


© Федотова Н.Л., Миллер Л.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.