INTERACTIVE TEACHING METHODS AND THEIR ROLE IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO ASTRONAUTS

Abstract


Aiming at mastering language in the shortest term while using specified language material is the priority in professionally-oriented teaching Russian as a foreign language. It influences the choice of forms and methods of language teaching in the framework of competence approach, including informational, educational, game-based, problematical ones and so on, which helps to implement flexible teaching models. Interactive teaching methods are based on direct interaction of foreign astronauts with their learning environment which dictates the necessity of developing language skills, forming competence to solve communicative tasks in Russian either in a learning or professional environment. Teaching Russian to astronauts takes places in realistic communication simulation during flight preparation or in a space orbit.

Целенаправленному процессу подготовки иностранных космонавтов во вза- имосвязи и взаимозависимости ее основных компонентов, комплексному под- ходу в обучении уделяется большое внимание в РУДН в деле совместного сотруд- ничества с Центром подготовки космонавтов в Звездном городке в рамках между- народных космических программ [3. С. 70]. Российская космическая отрасль является одной из самых мощных в мире, Россия безоговорочно лидирует в пи- лотируемой космонавтике и в запусках на орбиту. Успешная языковая подготов- ка иностранных космонавтов способствует выполнению поставленных полетных задач и расширению влияния российской школы космонавтики.Реализация принципа профессиональной направленности обучения на деле доказала свою высокую эффективность. Подготовка иностранных космонавтов к космическому полету, к профессиональному общению на русском языке во время работы на космической орбите обусловливается потребностями в совмест- ной деятельности, включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия на русском языке, восприятие и понимание членов интернационального космического экипажа Международной космической станции.Русский язык является не только инструментом взаимодействия, но и важным средством формирования у космонавтов различных видов мышления, необходи- мых для выполнения функциональных обязанностей при эксплуатации россий- ских образцов космической техники, в частности, космического корабля «Союз- ТМА», на тренировках в тренажерах космических аппаратов, в гидролаборатории,на центрифуге, в макетах международной космической станции, на различных тренировках, включая экстремальные тренировки по выживанию в случае не- штатной посадки: зимнее выживание, морское выживание и др. «Профессио- нализации содержания языкового обучения имеет глубокое лингвометодическое обоснование в связи с тем, что ориентация образовательного процесса на будущие коммуникативные потребности специалиста заметно повышает мотивацию из- учения предмета» [4. С. 167].Стратегии освоения языка, при которых иностранный космонавт овладевает новой языковой системой, приобретает лингвистическую компетенцию и на ос- нове этого осуществляет речевую деятельность в различных ситуациях профес- сионального общения, становится компетентным в коммуникативно-речевой области, направлены на решение практико-ориентированных задачи учитывают как доминирующие виды деятельности, обеспечивающие успешность выполне- ния различных профессиональных операций, так и область применения профес- сиональных знаний. Следует отметить, что учебная среда выступает как реаль- ность, в которой космонавт находит сферу осваиваемого профессионального опыта, вырабатывая речевые навыки и умения в комплексном взаимодействии.Особую значимость в системе обучения иностранных космонавтов имеют ин- терактивные методы преподавания, эффективные стратегии обучения. Они ре- ализуют принципы игрового, активного обучения, отличающегося наличием правил фиксированной структуры игровой деятельности, что способствуют вы- работке способностей правильного развития языковых умений, формированию компетенций, необходимых для решения коммуникативных задач на русском языке в учебной и профессиональной сферах деятельности.Это позволяет создать вполне реальные ситуации общения между членами космического экипажа, обеспечивает естественную необходимость многократ- ного повторения языкового и речевого материала по разным направлениям спе- циальной подготовки, например, «Система обеспечения средств жизнедеятель- ности», «Конструкции и компоновка корабля», «Космический корабль «Союз ТМА», «Система средств управления движением», в которых представлен опре- деленный набор метатем, или информативно-коммуникативных блоков. Каждый коммуникативно-речевой блок обслуживается собственными лексико-грамма- тическими единицами. Их отбор, описание и наполнение включается в лексико- грамматическую тему урока по изучению той или иной космической системы. Существенно, что выполняя такие задания, иностранные космонавты не только закрепляют уже изученный материал, но и изучают новый. Такие задания содер- жат тематически ориентированные лексические блоки, проблемные, частично адаптированные и аутентичные ситуации. На занятиях используются лексические, лексико-грамматические, условно-коммуникативные и подлинно коммуника- тивные упражнения по русскому языку, способствующие формированию и раз- витию у космонавтов профессиональных компетенций [1. С. 23-24], что способ- ствует многомерному усвоению материала.На занятиях по русскому языку с опорой на изучение профильно-ориентиро- ванных материалов возможно «проигрывание» различных профессиональных ситуаций в интерактивных режимах. Интерактивные методы, по сравнению сактивными, направлены на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом. Существенно, что они нацелены на доми- нирование активности космонавтов в процессе обучения. Функция преподава- теля на интерактивных уроках сводится к направлению их деятельности: возмож- ность взаимодействовать, или находиться в режиме беседы, полилога с членами экипажа, диалога с преподавателем русского языка и инструктором по специ- альным космическим дисциплинам, с мультимедийными средствами обучения.Интерактивные методы основаны на прямом взаимодействии космонавтов с учебным окружением, что обусловливает формирование различных компетенций. Такие формы и методы обучения (ролевые игры, имитации, деловые и образова- тельные игры, дидактические игры, тренинги, «мозговой штурм», «шесть шляп мышления», «кейс-метод», «аквариум» «языковой портфель») [5. С. 92-94] как специально организованные способы многосторонней коммуникации, предпо- лагают активность обучаемых и широко используются при формировании рече- вых умений на русском языке. Выработка профессиональных компетенций по- средством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направле- на на достижение, отработку и развитие требуемого навыка. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода, придает смысл обучению, активно мотивирует космонавтов.Интерактивные формы и методы применяются на разных этапах обучения, они направлены на решение различных коммуникативных задач и играют важную роль в актуализации профессиональных знаний космонавтов. Такие технологии обучения разрабатываются по целому ряду направлений: работа с бортовой до- кументацией, ремонтные и профилактические работы на борту Международной космической станции, выход в открытый космос и взаимодействие членов эки- пажа, техническое обслуживание на орбите, эксперименты на космической ор- бите, медицинские аспекты жизни на орбите, наблюдения с орбиты над земной поверхностью (географические, геологические, метеорологические), нештатные ситуации в космосе и многие другие.Обратимся к некоторым примерам по разделу «Система связи и слежение Международной космической станции. Переговоры с Центром управления по- летами и коммуникация между членами экипажа на орбите».Абонентский блок голосовой связи (ATU) обеспечивает разговор с участием мно- гих членов экипажа на космической станции. Обсудите с членами экипажа, как рабо- тает ATU. Придумайте возможный разговор по АТU. О чем члены экипажа разгова- ривают с Землей? Кто участвует в разговоре?Вы находитесь в служебном модуле МКС. Используя безличные конструкции с инфинитивом, объясните, какие действия вам надо совершить, чтобы связаться по внутренней голосовой связи с космонавтом, работающим в грузовом блоке станции.Прослушайте аудиозапись переговоров космической станции с Центром управ- ления полетами. Какие слова являются ключевыми в этом разговоре? Передайте ко- мандиру содержание аудиозаписи, используя императивные формы-команды с Земли.Выразите следующие опасения: откажет проводная связь, будет плохо слышно, когда вы наденете скафандр, данные по скафандру неточные, голос будет плохо проходить через микрофон скафандра, ЦУП не выйдет на связь с МКС и др.Составьте план действий на случай, если из строя выходит подсистема связи, и обсудите последовательность различных операций с бортинженером.Учет потребностей, интересов и личностных особенностей иностранных кос- монавтов как полноправных участников процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем и с членами международных космических экипажей, стимулирует творческую ак- тивность, совершенствует навыки устного группового и индивидуального обще- ния космического экипажа. В ходе учебно-профессиональной коммуникации иностранные космонавты- специалисты-бортинженеры, командиры, ученые- исследователи выступают в заданных, строго определенных ролях, решают кон- кретные полетные задачи. В сфере профессионального общения социально- коммуникативные роли космонавтов коррелируют с различными позициями социально-статусной иерархии, которые зависят от должности, на которую они назначаются, с учетом уровня профессионального мастерства и языковой ком- петенции.Необходимо отметить взаимосвязь (корректировку типовых) программ под- готовки иностранных космонавтов по русскому языку и программ профессио- нальной подготовки. Методическая часть обеспечивается различными лексико- грамматическими и синтаксическими конструкциями. Цементирующим элемен- том являются смыслообразующие средства русского языка, именное и глагольное словоизменение, словообразование и типы синтаксических конструкций и т.д., что обусловливает достаточно высокий уровень владения русским языком, тер- минологическим аппаратом аэрокосмических специальностей, лексико-грамма- тическими конструкциями научного стиля речи. Особенно важно для работы в сложных условиях космоса понимание команд и предупреждений. Набор соот- ветствующих лексико-синтаксических структур составляет особый раздел учеб- ного материала.Интерактивное обучение как диалоговое обучение, в ходе которого осущест- вляется взаимодействие преподавателя и космонавта, постулирует изменение роли преподавателя, поскольку он регулирует учебный процесс, занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует во- просы или темы для обсуждения. Информационно-образовательные, игровые, проблемные методы обучения русскому языку рамках компетентностного под- хода позволяют реализовывать гибкие модели обучения, основанные на прямом взаимодействии иностранных космонавтов с учебным окружением, что детерми- нирует выработку развития языковых умений, формирование компетенций, не- обходимых для решения коммуникативных задач на русском языке в учебной и профессиональной сферах деятельности. Интерактивное обучение максимально эффективно, поскольку позволяет космонавтам мысленно выйти за пределы ау- дитории и составить проект своих действий по тому или иному обсуждаемому вопросу, оно проходит в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям речевого общения во время подготовки к полету и на космической орбите.

M L Novikova

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 71

PDF (Russian) - 191


Copyright (c) 2016 Новикова М.Л.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.