№ 2 (2013)

Статьи

Лингвокультурная ситуация: теоретический и прикладной аспекты

Михеева Л.Н.

Аннотация

В статье рассматривается «лингвокультурная ситуация» как теоретическое понятие, поднимается проблема комплексного изучения конкретных лингвокультурных ситуаций, ставится задача дальнейшего развития теории лингвокультурной ситуации на основе анализа регионального языкового материала.
Русистика. 2013;(2):5-10
pages 5-10 views

Методика преподавания русского языка иностранцам и психолингвистика

Хавронина С.А., Гуляева И.В.

Аннотация

В статье говорится о роли психолингвистики — науки о процессах речепорождения и речевосприятия в развитии и совершенствовании практики и теории преподавания русского языка в иностранной аудитории.
Русистика. 2013;(2):11-16
pages 11-16 views

Лингвокультурологическая методология обучения русскому языку как иностранному с учетом системных принципов

Гынин В.И.

Аннотация

В основу предлагаемой нами модели легли методологические принципы научной и учебной деятельности Лаборатории лингвокультурологии и профессионального общения при кафедре русского языка юридического факультета Российского университета дружбы народов, а также результаты многолетней преподавательской деятельности с иностранными студентами.
Русистика. 2013;(2):17-26
pages 17-26 views

Речевые жанры, речевые акты и язык рекламы

Новикова О.С.

Аннотация

Рекламное сообщение представляет собой особый тип речевого произведения, обладающий определенной жанрово-композиционной организацией. Поскольку по форме и коммуникативной цели рекламное сообщение сближается с первичными речевыми жанрами (сообщение, объявление, объяснение), оно может быть рассмотрено и с точки зрения теории речевых актов. Иллокутивной целью рекламного сообщения как речевого акта является передача информации, а иллокутивная сила заключается в более сложном комплексе средств положительного эмоционального воздействия на адресата. При этом ожидаемое воздействие (перлокутивный эффект) может быть и не достигнут, в результате чего возникает коммуникативная неудача.
Русистика. 2013;(2):27-37
pages 27-37 views

Фрейминг как средство интерпретации печатных новостей

Стеценко Н.М.

Аннотация

В статье предпринимается попытка конкретизации понятия «новостной фрейминг». На примере украинской русскоязычной прессы исследуется влияние различных фреймов на интерпретацию новостей.
Русистика. 2013;(2):38-45
pages 38-45 views

Место суггестивной и контрсуггестивной функций речи в процессе преподавания русского языка как иностранного

Шаламов В.Д., Гладкая Т.Г.

Аннотация

В статье рассматривается роль суггестивной и контрсуггестивной функций речи в процессе речевого общения. В качестве суггестивных средств представлены методические приемы, содержащие элементы внушения. При их использовании в учебном процессе значительно увеличивается эффективность обучения. Знание преподавателем механизма контрсуггестии дает ему возможность преодолевать барьеры непонимания, возникающие в сознании реципиента в процессе обучения.
Русистика. 2013;(2):46-51
pages 46-51 views

Национально-культурный синкретизм при обучении общению на русском языке иностранных студентов Азиатско-Тихоокеанского региона

Гусаковский А.В.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме изучения концептуальной картины модели мира субъекта представителей Азиатско-Тихоокеанского региона. Исследование стереотипов поведения той или иной этнокультурной общности позволяет целенаправленно проводить обучение общению на русском языке, опираясь на модели психологических техник поведения представителей других этнокультур.
Русистика. 2013;(2):52-61
pages 52-61 views

Подготовка иностранных учащихся технического вуза к профессиональной интернет-коммуникации на русском языке

Орлов Е.А.

Аннотация

Рассмотрены проблемы подготовки иностранных учащихся к профессиональной интернет-коммуникации на русском языке. Показана специфика виртуальной языковой среды, которая структурируется в зависимости от целей и содержания обучения, раскрыты особенности профессиональной интернет-коммуникации.
Русистика. 2013;(2):62-68
pages 62-68 views

Лингвистические основы организации и описания материала в словаре лингвокультурологического типа

Ермакова М.А.

Аннотация

На примере существительного «заря» в статье уточнены лингвистические основы организации и описания материала в словаре лингвокультурологического типа.
Русистика. 2013;(2):69-73
pages 69-73 views

Развитие языковой и коммуникативной компетенции китайских учащихся

Низкошапкина О.В.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития языковой и коммуникативной компетенции китайских учащихся на основе системы упражнений, разработанной в национально-ориентированном учебном пособии по чтению «Знаменитые имена России. ХХI век» [2].
Русистика. 2013;(2):74-78
pages 74-78 views

Межкультурная коммуникация: сопоставительное исследование когнитивно-культурных факторов перевода

Быкова И.А.

Аннотация

Статья посвящена сопоставительному исследованию когнитивно-культурных факторов перевода в рамках межкультурной коммуникации, непосредственно связанных с функционированием в дискурсе и интерпретацией номинаций, в основе которых лежат явления национальной культуры.
Русистика. 2013;(2):79-85
pages 79-85 views

Методические приемы работы над переводом английского газетного текста

Озюменко В.И.

Аннотация

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы по развитию переводческих навыков у студентов юридического факультета. В статье рассматривается ряд стилистических, синтаксических, прагматических и лингвокультурологических особенностей английского и русского газетного текста, которые вызывают сложности при переводе. Предлагаются методические приемы их преодоления.
Русистика. 2013;(2):86-94
pages 86-94 views

Национальная научная картина мира и сопоставительные исследования

Нотина Е.А.

Аннотация

Статья посвящена вопросам, связанным со статусом научной картины мира, национальной научной картиной мира, значением сопоставительных исследований в области языкового оформления когнитивной деятельности представителей разных лингвосоциокультурных обществ.
Русистика. 2013;(2):95-100
pages 95-100 views

Функции разделительных вопросов в деловом интервью-диалоге

Коготкова С.С.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности интервью-диалога как жанра делового общения и функции разделительных вопросов в контексте эффективного речевого воздействия на респондента.
Русистика. 2013;(2):101-105
pages 101-105 views

Новая английская лексика из сферы «образование»: опыт изучения и классификации (по материалам электронного словаря новых слов Word Spy)

Иванова Н.К.

Аннотация

В статье на основе лингвистического и социолингвистического подходов анализируются новые английские слова из сферы «Образование», осуществляется их классификация по тематическим группам, приводятся цитаты из электронного словаря новых слов Word Spy как доказательство наличия неологизма и его социальной обусловленности.
Русистика. 2013;(2):106-113
pages 106-113 views

Лингвопрагматический подход как методическая основа формирования профессиональной межкультурной компетенции

Малёв А.В., Мосалова А.И.

Аннотация

В статье приводится характеристика лингвопрагматического подхода, анализ его основных компонентов, отражающих взаимосвязь лингвопрагматики и теории речевых актов. Обоснована структура и содержание профессиональной межкультурной компетенции, которая формируется в рамках лингвопрагматического подхода к обучению профессиональному общению на иностранном языке. Также разработаны рекомендации по эффективной коммуникации для преподавателей и студентов международных образовательных программ на основе анализа культурно-специфических поведенческих стратегий, типичных для американо-российской академической среды общения.
Русистика. 2013;(2):114-120
pages 114-120 views

Элективный курс «Русский язык в диалоге культур» в аспекте прикладной лингвокультурологии

Воробьёв В.В.

Аннотация

Лингвокультурологический аспект описания русского языка как иностранного по своей концептуальной сути выходит за рамки привычных лингвометодических подходов, так как в нем сформулирована качественно новая парадигма языкового культурологического образования. И среди многих проблем, которые требуют дополнительных исследований, первостепенное значение имеет разработка концептуальных основ системного описания и обучения русского языка как иностранного. Данный спецкурс представляет элективный курс для иностранных студентов, развивающий ценностные ориентации личности обучающихся с позиции диалога языков и культур и навыки межкультурного общения.
Русистика. 2013;(2):121-128
pages 121-128 views

Интерференция и сопоставительный аспект в преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам-иностранцам

Будильцева М.Б., Новикова Н.С.

Аннотация

В статье рассматривается проблема интерференции русской языковой системы и систем родных языков иностранных студентов в процессе их обучения культуре русской речи, анализируются типичные ошибки, вызванные интерференцией, предлагается список тем, на которые следует обратить особое внимание, чтобы избежать подобных ошибок, и выдвигаются основные лингвометодические принципы построения курса «Русский язык и культура речи для иностранцев».
Русистика. 2013;(2):129-135
pages 129-135 views

Обучение теории и практике межкультурной коммуникации (с использованием виртуальной образовательной среды)

Скорикова Т.П.

Аннотация

Обучение теории и практике межкультурной коммуникации магистрантов по направлению подготовки «Международные связи с общественностью» рассматривается в связи с проникновением виртуальной среды в образовательную деятельность вуза. Представлено содержание и модульное построение курса с ориентацией на формирование комплекса социолингвистических, прагматических, общенаучных и специальных компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Русистика. 2013;(2):136-142
pages 136-142 views

О проекте «Словаря союзных слов России»

Елистратов В.С., Ружицкий И.В.

Аннотация

Статья посвящена одной из проблем современного русского языка, которая заключается в разрыве значения языкового знака и объекта реальной действительности. Этот разрыв ведет не только к десемантизации, размытости ключевых слов-концептов, но и к дефектному пониманию написанных на нем текстов. Одним из способов решения данной проблемы является составление особого комбинированного словаря.
Русистика. 2013;(2):143-148
pages 143-148 views

Галина Фёдоровна Жидкова (1930—2012)

Шаклеин В.М., Баранова И.И., Иванова А.С.
Русистика. 2013;(2):149-151
pages 149-151 views

Наши авторы

- -.
Русистика. 2013;(2):152-154
pages 152-154 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах