Том 20, № 3 (2021): Модели политической коммуникации Российского государства с народами Урало-Поволжья, Сибири и Центральной Азии
- Год: 2021
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/issue/view/1462
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-3
Весь выпуск
Модели политической коммуникации Российского государства с народами Урало-Поволжья, Сибири и Центральной Азии в XVI–XIX вв.
Легитимация власти российского монарха над Сибирью и ее народами в конце XVI - начале XVIII в.
Аннотация
В контексте изучения русской политической культуры конца XVI - начала XVIII в. раскрывается вопрос о приемах политического обоснования правомерности власти российского монарха над обширными территориями Сибири, включенными в состав Российского государства. Авторы статьи, проанализировав информацию из летописей, посольских и делопроизводственных документов, впервые в историографии выявили и систематизировали основные политико-идеологические и правовые аргументы, которые наиболее часто применяло российское правительство в целях легитимации власти российского монарха над Сибирью и ее народами. Аргументы классифицированы на внешнеполитические, адресованные главам иностранных государств, и внутриполитические, предназначавшиеся сибирским народам и русским людям. Установлено, что к внешнеполитическим аргументам относились обоснования легитимности московских царей через упоминание «давности» и «прочности» включения сибирских территорий в сферу российского влияния (при этом дипломаты умалчивали факты сопротивления местного населения). Внутриполитическая коммуникация с народами Сибири строилась на объявлении коренным жителям права царя владеть Сибирской землей как вотчиной и управлять сибирскими народами как «государевыми холопами». Русские люди (комбатанты и колонисты) также усваивали указанные аргументы, дополняя их религиозно-политическими представлениями о «богоизбранности» царской власти. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что набор и механизмы трансляции аргументов, обосновывавших легитимность российского монарха как правителя, обладавшего всеми правами на владение Сибирью, серьезно отличались в зависимости от адресатов-контрагентов, однако содержание этих аргументов-обоснований во многом совпадало.
Улусная элита якутов в коммуникативном пространстве Российского государства в XVII - середине XVIII в.
Аннотация
В статье говорится об инкорпорации элиты якутских улусов - традиционных потестарных институтов в состав Российского государства посредством его коммуникативного пространства. При этом дается новая интерпретация улусов как особой политической формы организации кочевых народов. Среди них в виду их дисперсного и подвижного образа жизни важную роль играли коммуникации. Тойоны, князцы, «лучшие люди» - таксономия представителей якутской элиты, находящая аналогии среди других кочевых народов. Рассмотрен генеалогический принцип легитимности властных полномочий и управленческая практика Русского государства в Якутии. Впервые дискутируется вопрос о каналах и формах политической коммуникации, через которые осуществлялось воздействие русской государственности на улусную систему в целом и на улусную элиту в частности. Представлена деятельность воеводского управления в отношении тойонов по приведению их в российское подданство как канал формирования коммуникативного пространства имперской окраины. Депутации якутских князцов к русским царям XVII - середины XVIII в., присвоение дворянства якутам расширили это пространство за счет усиления доверия к правящему режиму. Рассматриваются локальные особенности данного процесса, повлиявшие на темпы и характер инкорпорации. Реконструированы особенности коммуникативных практик встраивания якутской улусной элиты в уездную систему управления Якутии. Основным результатом исследования является тезис о типологическом совпадении представлений о подданстве, принятых в Русском государстве и якутской улусной элиты. Последняя, по-видимому, в этом не отличалась от родственных тюрко-монгольских элит Южной и Западной Сибири, но отличалась, в свою очередь, по темпам перехода под царскую власть, т. к. у первых имелась и другая альтернатива в лице сильных в политическом отношении соседей, например, Джунгарии.
Миссия И.Д. Хохлова в Бухару в 1620-1623 гг. и коммуникационные сети русской дипломатии в Центральной Азии
Аннотация
Предлагаемая статья посвящена обстоятельствам миссии И.Д. Хохлова в Бухарское ханство. Проведен анализ контактов русского посланника в центральноазиатских государствах, рассмотрено участие членов миссии как в официальных, так и неофициальных связях. Особое внимание уделено выявлению сведений о лицах, вступавших в контакт с русскими дипломатами. Основным источником исследования являются статейные списки миссии, а также другие дипломатические документы. Особенностью деятельности Ивана Хохлова по выстраиванию информационной сети стало то, что он намеренно ограничивал свои контакты с официальными представителями. Одновременно с этим он активно создавал сеть горизонтальных контактов, которые обеспечивали его всесторонними и подробными сведениями. Главными агентами в деле создания коммуникационной среды, кроме посла, являлись переводчик и толмач дипломатической миссии. Посол фиксировал круг лиц близких к правящим ханам и давал им краткую характеристику. Сделано это было не в последнюю очередь с прицелом на будущее. Этими же соображениями объясняется его последовательное соблюдение в переговорах с бухарскими и хивинскими властями русских церемониальных норм.
Эксплуатация культурных кодов. Обычаи «иноземцев/иноверцев/инородцев» в российских административных практиках
Аннотация
При налаживании управления национальными регионами центральные и местные власти Российской империи опирались и полагались на местные элиты, традиционные привилегированные слои - аристократию, родоплеменную верхушку, иногда духовенство. В отношении данной категории подданных практиковались сохранение некоторых старых, «дорусских» социальных привилегий и предоставление новых льгот. Просматривается общая парадигма этнической политики в Московском государстве и Российской империи: сочетание общегосударственных стандартов подданства и управления с локальными традиционными принципами организации жизни социума. Происходило взаимное наложение и последующее взаимовлияние различных культурных кодов, носителями которых выступали, с одной стороны, русские - в лице как административных органов, так и многочисленного простонародья, переселявшегося на окраины, с другой - неславянское население восточных и южных пространств расширявшегося государства. Элементы устоявшихся культурных норм соприкасались и переплетались в ситуациях, когда возникала необходимость привести в действие какие-либо административные действия - и при этом не вызвать отторжения у подданных. Зачастую это достигалось использованием «инородческих» обрядовых практик. Происходила своеобразная эксплуатация разноэтничных культурных кодов с сугубо прагматической целью: правящая элита отдавала себе отчет, насколько важно проявлять хотя бы внешнее внимание к подданным, которые говорят на разных языках и исповедуют различные верования. В процессе своеобразного обмена репрезентациями (жалование даров подданным и подношения царственным особам - иногда в форме дарообмена, сочетание общегосударственных и локальных обрядовых схем в практике коммуникаций с «инородческими» элитами) осуществлялась комбинация культурных сценариев как одного важных компонентов кодов соответствующих культур.
Разведывательная деятельность сибирских бухарцев на юго-восточном пограничье России в XVII-XVIII вв.
Аннотация
Предлагается проанализировать сведения о пограничной деятельности бухарцев, подойти к осмыслению феномена «разведки» и посредническо-дипломатической роли бухарцев через изучение различных аспектов российской политики на юго-восточном пограничье в XVII-XVIII вв. Полученный результат свидетельствует о том, что привлечение бухарцев к разведывательной деятельности могло осуществляться разными сценариями. Русские власти опрашивали приезжавших с торгом бухарцев, включали бухарцев в состав посольств, равным образом, как и посылали их в степи в качестве самостоятельных агентов. Бухарцев привлекали к переговорному процессу в роли переводчиков, и иногда они допускались до дипломатического церемониала, участвовали в дарообмене. Разведывательная деятельность некоторых бухарцев могла быть сопряжена с их предпринимательской активностью, торговлей. Привлечение их воеводами, а позднее и губернаторами к выполнению разведывательных функций позволяло сибирским и оренбургским властям проводить более эффективную политику в степном пограничье, опиравшуюся на знание местных реалий. Сведения, сообщенные бухарцами, использовались русскими властями для составления чертежей и карт, информирования воевод пограничных уездов о военных опасностях, передвижения войск, проведения дипломатических переговоров и других целей.
Караванная торговля среднеазиатских купцов с Россией в первой четверти XIX в.
Аннотация
Представлен анализ трудовой повседневности азиатских предпринимателей, которые в первой четверти XIX в. вели караванную торговлю с Российской империей через города Оренбуржья. В работе рассматривается специфика внешнеторговых операций азиатских предпринимателей из Бухары, Хивы и Коканда в первой четверти XIX в. Данная проблематика является малоизученным направлением в отечественной историографии. Источниковой базой статьи служат неопубликованные архивные материалы, проливающие свет на подробности трудовой деятельности азиатских купцов. Важное значение имеют письменные обращения к региональной и имперской администрации от представителей азиатской торговой среды, а также личные письма иностранных торговцев. В работе проанализированы основные задачи, стоявшие перед предпринимателями, занимавшимися внешнеторговой деятельностью, выявлены организационные особенности в вопросах безопасности караванной торговли. Установлено, что для коммерсантов, успешно занимавшихся караванной торговлей, были характерны морально-психологическая устойчивость, коммуникативность, наличие навыков владения холодным и огнестрельным оружием.
Визиты правителей среднеазиатских протекторатов России в Санкт-Петербург на рубеже XIX-XX вв.: коммуникативная практика
Аннотация
Рассматриваются визиты правителей среднеазиатских протекторатов России в Санкт-Петербург как средство коммуникативного контакта российской власти с мусульманской элитой. Подчеркивается, что подарки, награды и пышные приемы являлись способом психологического воздействия на эмира и хана. Коммуникативные приемы во время визитов среднеазиатских правителей создавали условия для инкорпорирования мусульманской элиты в российское общество. В результате постепенного изменения взаимоотношений с протекторатами в высших эшелонах власти Российской империи созрел план присоединения данных территорий. Однако из-за противодействия МИДа, являвшегося давним соперником военного министерства в обсуждении среднеазиатских тем, было принято решение об отсрочке данного мероприятия. Во многом российское правительство само создало ситуацию, когда правители протекторатов получили большие полномочия, превышающие статус даже туркестанского генерал-губернатора. Это позволило им считать себя независимыми правителями. К тому же разница менталитета, конфессий и коммуникативной политики приводила к обособлению протекторатов от Российской империи и толкала их в объятия противников России в Первой мировой войне.
СТАТЬИ
Реорганизация военного духовенства в ходе военной реформы императора Павла I
Аннотация
Рассматривается важный исторический этап в развитии института военного духовенства, приведший к созданию в его рамках эффективных систем военного управления, подготовки и подбора кадров и социальной защиты его членов. В период короткого правления императора Павла I произошло не столько эволюционное, сколько революционное развитие этого социального института, выразившееся в организационных преобразованиях в рамках проводившейся военной реформы. На данном этапе военное духовенство все больше приобретает характер политического института. В период правления императора Павла I складывается ситуация, когда военное духовенство выводится из подчинения Святейшего Синода и в лице обер-священника протоиерея Павла Озерецковского замыкается на органы военного управление и высшую политическую власть. В результате оптимальная с точки зрения военно-политического управления и эффективного применения организация военного духовенства была встроена в военную организацию государства, но вошла в конфликт с каноническими церковными нормами и позицией Святейшего Синода и, как следствие, после трагической кончины императора Павла I была по большей части демонтирована.
Постсоветские диаспоры в век глобальной информационной цивилизации
Аннотация
Статья посвящена влиянию тенденций глобального развития начала XXI века на мир диаспор народов постсоветских стран. Авторы выдвигают гипотезу о существенном влиянии информационных технологий на формирование идентичностей в диаспорах, характер взаимодействия диаспор с обществами принимающих стран и исторической родиной, на процессы социальной адаптации мигрантов. В работе отмечено широкое использование русскоговорящими диаспорами глобальной сети для продвижения общих историко-культурных и цивилизационных ценностей. Основное внимание авторы уделяют эволюции диаспор народов стран СНГ в России и центров российского ближнего зарубежья в условиях информационного общества. Анализируется информационная политика этнокультурных организаций, интеграция интеллектуальных элит постсоветских диаспор в регионально-глобальные научные и образовательные системы, влияние цифровых технологий на деловую активность диаспор, повседневную жизнь трудовых мигрантов, участие диаспор в международном диалоге культур, мероприятиях публичной дипломатии. Авторы приходят к выводу о том, что современная информационная цивилизация создает принципиально новый социально-культурный, правовой, финансовый контекст развития миграционных потоков и формирования диаспор на постсоветском пространстве и во всем мире. Во втором десятилетии XXI в. данная тенденция приобретает существенное значение как фактор международной экономической и культурной интеграции и социального развития Евразии.
Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии в начале XXI в.
Аннотация
Проанализированы предпосылки и этапы складывания миссионерской деятельности Русской православной церкви (РПЦ) в Юго-Восточной Азии. Среди важнейших предпосылок отмечены следующие: опыт дореволюционных духовных миссий в Азии, а также православных общин русских эмигрантов после революции; формирование глобального рынка труда; международный туризм; стремление соотечественников, живущих за границей, сохранить «русский мир». Опираясь на малоизвестные и малоисследованные исторические источники, авторы определили формы проведения миссионерской работы в различных странах, оценили масштаб деятельности, в зависимости от сложившихся конфессиональных традиций, в частности, были выделены особенности миссионерской работы в странах, где преобладают буддисты (Таиланд, Камбоджа, Лаос), христиане (Филиппины), мусульмане (Индонезия, Малайзия). Специальное внимание уделено ситуации во Вьетнаме и многоконфессиональном Сингапуре. Авторы заключают, что миссионерская деятельность Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии к настоящему времени прошла ряд этапов: от появления первых православных общин в регионе до формирования централизованных структур управления новыми приходами, и сложившимися формами миссионерской деятельности с учетом местных особенностей.