Том 18, № 4 (2019): РОССИЯ И КИТАЙ
- Год: 2019
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/issue/view/1256
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2019-18-4
Весь выпуск
В ЭТОМ НОМЕРЕ
В этом номере
РОССИЯ И КИТАЙ
Русско-китайские семьи в СССР: история возникновения и некоторые характеристики
Аннотация
В статье практически впервые объектом исследования стала история смешанных русско-китайских семей в России и СССР. Исследование основано на анализе материалов федеральных, региональных и местных архивов главным образом Сибири и Дальнего Востока, данных статистики и материалов газет, в том числе брачных объявлений. Подчеркивается, что резкий гендерный дисбаланс в составе общины китайских мигрантов (преобладание холостых мужчин трудоспособного возраста, практически полное отсутствие женщин) привел к выбору китайцами в качестве спутниц жизни русских женщин. Убыль мужского населения в России в ходе Первой мировой и гражданской войн только усилили указанную тенденцию. Зафиксированные впервые в конце XIX в. такие брачные союзы становятся реальностью в ХХ в. не только на Дальнем Востоке, но и в других местах сосредоточения китайских рабочих, например в Донбассе. Анализ социального происхождения жен в таких браках позволил сделать вывод, что это главным образом крестьянки, иногда казачки и даже дворянки; зачастую вдовы. В таких браках женщины всегда моложе мужей. По роду занятий они - домохозяйки, но иногда ведут с мужем совместный мелкий бизнес или торгуют. Количество детей в смешанном браке несколько меньше, чем в традиционной русской семье. Раскрывая тему исследования через сложные обстоятельства русско-китайского взаимодействия в ХХ в., авторы приходят к выводу о том, что напряженность в отношениях двух стран привела к нескольким волнам депортаций смешанных русско-китайских семей. Например, в 1930-е гг. они стали объектом репрессий, в 1938 г. некоторые были высланы из мест своего проживания в Синьцзян, Казахстан или Амурскую область. Эти обстоятельства серьезно сократили, но не уничтожили китайскую общину. В результате новая китайская миграция в постсоветской России во многом опиралась на предыдущую миграцию и заложенный ею в первой половине ХХ в. фундамент смешанных браков.
Деятельность российских общественных организаций в Китае в 1917 г. (на примере русской колонии в Маньчжурии и Синьцзяне)
Аннотация
Статья посвящена деятельности российских общественных организаций в Китае в 1917 г. Февральская революция 1917 г. и последующие за ней события в России вызвали глубокий революционный кризис. Задача статьи заключается в исследовании революционных процессов в российской диаспоре в Китае в 1917 г. на материалах Маньчжурии и Синьцзяна. Публикация основана на не вводившихся ранее в научный оборот архивных источниках. В изучаемый период в Китайской республике сформировалась многочисленная российская диаспора, состав которой зависел от специфики региона. Сведения о революционных событиях в России и прибывавшие в Китай агитаторы заметно активизировали политическую жизнь в колониях. Наиболее ярко это проявилось в Маньчжурии, где ключевое влияние на жизнь диаспоры оказывала Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), здесь с марта 1917 г. уже начали создаваться различные организации - исполнительные комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, партийные ячейки РСДРП(б). В течение всего года в Харбине проводились митинги, демонстрации, собрания в поддержку революции и против русской администрации дороги, которая отнеслась к событиям в России с осторожностью и недоверием. Дестабилизация политической обстановки вызывала недовольство китайских властей и международного сообщества из-за нарушения работы КВЖД и привела к вводу китайских войск в Харбин. Деятельность общественных организаций в Синьцзяне в 1917 г. была менее активной, однако также вызывала недовольство китайского руководства из-за опасения вспышек серьезных этнических конфликтов в многонациональном Восточном Туркестане, еще не оправившемся от восстания 1916 г. В Шанхае, Пекине и Тяньцзине подобные организации отсутствовали. Тем не менее одним из главных последствий данных событий стало ослабление российских позиций в Китае, а также на Дальнем Востоке и в Центральной Азии в целом.
Харбинский политехнический институт - центр русской науки и образования в Китае (1920-1950-е гг.)
Аннотация
Статья посвящена истории Харбинского политехнического института (ХПИ) - крупнейшего высшего учебного заведения Китая в период 1920-1940-х гг., созданного русскими эмигрантами для поддержания работы Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Судьбы дороги и вуза были тесно связаны: создание института было инициировано и поддержано железнодорожной администрацией, которая предоставила здание для института в Харбине и выделяла значительные средства на содержание ХПИ. В свою очередь, институт готовил кадры для железной дороги и строительства в Маньчжурии. История Харбинского политехнического института рассматривается в контексте истории Маньчжурии и российско-китайских отношений. За свою почти столетнюю историю институт несколько раз менял название. Зигзаги политической ситуации в Китае приводили к изменениям в структуре управления институтом, содержании образования, преподавательского состава. Исследование опирается на широкую историографическую и источниковую базу. Использованы воспоминания выпускников ХПИ, материалы харбинской прессы, неопубликованные документы российских архивов, в том числе Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Хабаровского края (ГАХК) и др. Изучение архивных материалов, и прежде всего документов Правления КВЖД и Китайско-Чанчуньской железной дороги (КЧЖД), отчетов, личных дел преподавателей позволяет показать разные стороны деятельности ХПИ: корпоративную академическую культуру, особенности студенческого состава, организацию учебного процесса, источники финансирования, прагматический подход СССР в отношении института. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что Харбинский политехнический институт, основанный в 1920 г., пережив несколько кризисов, доказал свою жизнеспособность и сыграл важную роль в деле укрепления двусторонних связей и развития культурного разнообразия Китая. Институт способствовал сохранению национальной идентичности русской эмигрантской молодежи, ее адаптации и внес значительный вклад в становление системы высшего образования Зарубежной России и Китая.
Россия и Китай в XXI веке: стратегическое партнерство в условиях цивилизационной глобализации
Аннотация
В статье рассматривается тема стратегического партнерства России и Китая в условиях развивающихся процессов глобализации, показаны основные формы и направления сотрудничества двух стран в начале XXI в., охарактеризована политика координации действий России и Китая на международной арене. Исследуется процесс институционализации государственно-политических, экономических, культурных и образовательных структур, на основе которых осуществляется стратегическое взаимодействие России и Китая в глобальном цивилизационном пространстве. Актуальность статьи определяется возрастающим значением российско-китайского сотрудничества в становлении новой глобальной архитектуры. Автор приходит к выводу о том, что российско-китайское стратегическое партнерство основано на единстве подходов к ключевым вопросам глобального развития, политическом и экономическом прагматизме, приверженности базовым принципам равноправного диалога цивилизаций и является важным фактором глобального развития в XXI в.
Российско-китайские отношения - связующее звено трансформации Евразии
Аннотация
В статье рассматриваются российско-китайские отношения и их влияние на состояние и перспективы развития такого важного международного региона, как Евразия. Специальное внимание авторы уделяют эволюции российско-китайских отношений в исторической ретроспективе, особенностям формирования стратегического партнерства двух ведущих держав Евразии, расширению их политического и экономического сотрудничества. В статье отмечается, что превращение Евразии в весомую политическую силу в международных отношениях было связано с качественными изменениями в мировой экономической и политической ситуации, с новым содержанием моделей соперничества и сотрудничества. В статье комплексно рассматриваются исторические этапы трансформации Евразийского центра силы, процессы его возвышения и фрагментации и место в этом России и Китая. Особое внимание уделяется специфике евразийской взаимозависимости, усилению факторов инноваций в содержании и формах евразийской трансформации. В анализе системы евразийского пространства авторами делается акцент на выделении основных тенденций в политической сфере, усилении значения организационных форм отношений между Европейским союзом и Китаем, а также на особенностях российско-китайских отношений в постукраинский период, повлиявших на консолидацию Евразийского хозяйственного комплекса. В статье анализируется сущность и характер отношений между складывающимся евразийским хозяйством и национальными хозяйствами входящих в евразийское пространство стран. Одновременно авторы исследуют проблему организации глобального и региональных пространств безопасности и формирования структуры комплексного сочетания горизонтальных и вертикальных связей.
Российско-китайское сотрудничество в Центральной Азии в контексте инициативы «Один пояс, один путь». История и экономические перспективы
Аннотация
В статье исследуется инициатива «Один пояс, один путь» (BRI, также называемая Экономическим Поясом Шелкового пути), предложенная Китаем в 2013 г. Особое внимание уделяется российско-китайскому инвестиционному сотрудничеству в рамках проекта. Также в материале наиболее детально представлены двусторонние соглашения и проанализированы основные инвестиционные потоки и существующие инвестиционные механизмы. В статье рассматривается вопрос о реализации проекта «Один пояс, один путь» с участием стран Центральной Азии в контексте национальных интересов России в этом регионе. Новизна исследования основывается на анализе российских и китайских инициатив в исторической ретроспективе с целью выявления вероятности объединения российского и китайского видения нового глобального экономического развития, а также расширения сотрудничества по объединению совместных усилий в данном направлении. Также сделан краткий прогноз развития проекта в ближайшей перспективе. Авторы дают характеристику влияния проектов на российскую и китайскую экономику, а также на внешнюю политику двух стран. В статье также анализируются риски и возможности для России, связанные с реализацией проекта. В ходе подготовки исследования авторы использовали общенаучные и специальные методы: контент-анализ и статистический анализ, метод исторического анализа и историко-ретроспективный метод. При изучении проблемы были сделаны следующие выводы: в современной международной повестке дня Россия и Китай активно развивают инвестиционное сотрудничество в рамках проекта «Один пояс, один путь», в том числе с привлечением Фонда «Шелковый путь». Основными отраслями сотрудничества являются экономика, добыча и транспортировка энергоносителей. Глобальная задача - достижение экономической стабильности в регионе и в то же время - получение максимальной экономической и политической независимости от глобальной политической конъюнктуры.
Музеи в культурной дипломатии России и Китая
Аннотация
Россия и Китай демонстрируют растущую заинтересованность в продвижении своих культурных достижений, в использовании культуры как важнейшего ресурса «мягкой силы», концепция которой приобретает популярность в академическом и политическом дискурсе в обеих странах. Значительный вклад в современный российско-китайский культурный обмен вносят музеи, которые вовлечены в развитие дипломатических отношений двух стран, втом числе по линии обществ дружбы, в развитие «красного туризма» (посещение памятников революционной истории России), в проведение культурных сезонов, перекрестных годов культуры. Авторы статьи иллюстрируют это на примере Государственного Эрмитажа, музеев Московского Кремля, Национального музея Китая и дворца-музея Гугун в Пекине. В статье в контексте современной теории «мягкой силы» рассматривается потенциал музеев России и Китая в развитии двусторонних отношений и формировании внешнеполитического имиджа двух стран. Выявляются особенности «музейной дипломатии» РФ и КНР и в этой связи анализируются нормативно-правовая основа и направления музейного сотрудничества. Авторами определяются общие источники распространения неолиберальных идей в музейной сфере, характерные для России и Китая. Особое внимание уделяется рейтингам «мягкой силы» и самых посещаемых музеев и выставок, рекомендациям и выводам их составителей. В статье представлены новые формы международной музейной интеграции, объединяющие музейные институции России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, инициативы «Один пояс, один путь». Авторами делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы сотрудничества в условиях углубления российско-китайского партнерства в музейной сфере и усиления роли музейных институций в международных отношениях.
ИСТОРИЯ НАРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ
Образ Крыма в восприятии британских путешественников рубежа XVIII-XIX вв. Эдварда Кларка и Реджинальда Хебера
Аннотация
В статье проанализированы сочинения двух британских путешественников, создавших описания Крыма в первые десятилетия российской эпохи в истории полуострова. Крым превратился в часть западного образовательного путешествия, поскольку здесь была возможность наблюдать и обсуждать ряд феноменов, среди которых средиземноморская природа, памятники культурного наследия, этнически и религиозно пестрое население, изменение политического статуса полуострова, а также первые результаты попыток России интегрировать окраинную территорию. Сопоставление данных путевых записок с другими источниками и материалами современных исследований показывает, как преломлялись крымские реалии в сознании британцев. Путешественники создали целостный образ Крыма, в котором нашлось место прошлому полуострова, его настоящему и прогнозам на будущее. Исследуемые травелоги демонстрируют особенности исследовательского мышления в переходную эпоху от века Просвещения к романтизму. Так, представления об этнических процессах фактически сводились к поиску современных соответствий древним этнонимам. Анализируемые сочинения отразили сложный и противоречивый процесс интеграции Крыма в состав Российской империи. Хебер, видевший будущее в терминах экономического прогресса, считал необходимым развивать торговлю, инфраструктуру и хозяйство Крыма, встраивая их в общероссийскую и общеевропейскую систему. Мнение Кларка о России было резко отрицательным, потому он считал желательным «вернуть» Крым османам. Путешественники сформировали ряд стереотипов, такие как представления о «земном рае» в Крыму, «татарской лености», «золотом веке» Крымского ханства или «варварском разрушении» русскими памятников культурного наследия, которые сохранились в западном сознании до наших дней.
Церковно-приходские школы в интеллектуальном ландшафте Якутии (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
Аннотация
В статье рассматривается деятельность церковно-приходских школ (далее - ЦПШ) Якутской области во второй половине XIX - начале ХХ в. как основных начальных учебных заведений якутской окраины. Выявлена специфика их деятельности, связанная с природно-климатическими условиями и особенностями проживания населения, обусловившая медленные темпы расширения сети церковных школ при недостаточности их финансирования, обозначены причины и условия конфликта между светской и духовной властью области по вопросу о школьном образовании, представлена подробная характеристика финансирования церковных школ из местных источников. Определено, что учительская корпорация ЦПШ области, составляя часть якутской интеллигенции, являлась интеллектуальной элитой якутского общества, влиявшей на общественное мнение. Просветительская деятельность, участие в научных изысканиях, публицистические и художественные произведения преподавателей якутских церковно-приходских школ заметно расширили интеллектуальный ландшафт края. Сделан вывод, что школы духовного ведомства предоставляли населению Якутии возможность получения начального образования и перспектив продолжения обучения на основе полученных знаний, а представители педагогического сообщества, как из духовного сословия, так и светские персоны, способствовали формированию национальной интеллигенции и интеграции якутской окраины в общеимперское пространство.
Религиозные особенности этнической традиции осетин в условиях общественных модернизаций конца XIX - начала XX в. (по данным фольклорной легенды «Сказание об Одиноком»)
Аннотация
В статье анализируются процессы трансформации этнической традиции осетин, обусловленные модернизационными импульсами пореформенной эпохи. Хронологические рамки статьи охватывают рубеж XIX-XX веков. Тем не менее, предпосылки анализируемых изменений выходят за обозначенные границы, поскольку комплекс этих видимых изменений складывался и нарастал постепенно. Вовлечение Осетии, в том числе и ее горной части, в орбиту российского влияния обусловило процесс преодоления этнической замкнутости и, как следствие, - изменение существенных аспектов традиции. Пореформенный период, способствовавший ускорению капиталистического развития в Российской империи, обеспечил существенные сдвиги не только в хозяйственной, но и в социокультурной жизни осетинских горцев. На деле это проявилось в постепенной модернизации на тот момент еще в значительной степени архаической традиции этноса. Обозначенный процесс трансформации традиционного этнического мировоззрения осетинских горцев существенно отражен в различного рода нарративных источниках. В этом отношении информативная содержательность фольклорных легенд, тогда уже записываемых целым рядом представителей осетинской интеллигенции, очень высока. Сами носители устного фольклора - жители горной Осетии - зачастую вносили в содержание архаичных сюжетов новые реалии, нетипичные для мифологического сознания. Таким образом, ценность фольклорных легенд в качестве источника для изучения процессов модернизации традиционного сознания, безусловно, высока.
СТАТЬИ
Иван IV и Елизавета I: влияние матримониальных проектов царя на развитие русско-английских отношений
Аннотация
В статье рассматривается проблема матримониальных намерений русского царя Ивана Грозного, не раз обращавшегося к английской королеве Елизавете I с предложением брачного союза. Прежде всего, на основании выявленных источников и английской историографии выясняется реальность существования этих планов, опровергается существующее в литературе предположение об их мифологичности. При этом прослеживается влияние брачных проектов на развитие русско-английских отношений, устанавливается, что периодическое возвращение Ивана IV к идее династического союза было сопряжено с ухудшением дел как в самой России, так и на международной арене. Возможный брак с английской королевой рассматривался русским монархом как средство не только укрепления собственной власти, но и выхода России из международной изоляции. В статье обращается внимание на то, что развитие тесных дипломатических отношений между двумя странами способствовало предоставлению Иваном IV английским купцам торговых преференций. Это «невиданное» в прошлом и «немыслимое» сегодня «дружелюбие» даже дало основание русским боярам называть Ивана Грозного «английским царем». Деятельность же Московской компании, внесшей немалый вклад в процветание английской экономики, станет ориентиром для многих торговых предприятий, заложивших основу величия Великобритании. Однако после отказа Елизаветы I от предложения «руки и сердца» московского правителя, вызванного, прежде всего, политическими соображениями, а также различным пониманием роли монарха, английские купцы утратили свое привилегированное положение в России, а отношения между двумя странами больше никогда не подымались на уровень, достигнутый в середине ХVI в. Следует заметить, что часть исследователей к причинам королевского неприятия брачного проекта относят серьезные цивилизационные различия, существовавшие между двумя странами, проявлявшиеся, например, в многоженстве, жестокосердии и деспотизме русского царя. Интерес представляют и выявленные в статье особенности в восприятии двумя монархами природы своей власти. Так, разгневанный отказом Елизаветы, русский царь упрекал ее за согласие с ограничением королевской власти «торговыми людьми», а свое превосходство видел в самодержавном характере правления.
Сталин и развитие танковых вооружений Красной армии в 1930-е - начале 1940-х гг
Аннотация
В статье на основе вводимых в оборот источников предпринята попытка выявления и исследования совокупности представлений и мнений И.В. Сталина по вопросам развития танковых вооружений в 1930-е гг. В качестве источника использованы документы РГАСПИ и РГВА. Под влиянием серии «военных тревог» конца 1920-х гг. Сталин начал вплотную заниматься вопросами танкостроения, инициировав широкомасштабную программу «танкизации» Красной армии. Программа должна была обеспечить военно-технические превосходство СССР над своими вероятными противниками в качестве компенсации общего отставания. Будучи не в состоянии обеспечить создание собственных современных танков, советское руководство закупило в 1930 г. за границей несколько десятков образцов боевых машин. Сталин лично контролировал и вмешивался в процесс закупок, присутствовал на демонстрации испытаний боевых машин, решал вопрос о количестве производимых танков. Одновременно он пристально следил за техническими новинками зарубежных армий. Структура сталинского интереса к танкам начала 1930-х гг. имеет все признаки «асимметричной альтернативы» как способа преодолеть отставание в условиях подготовки к войне. Анализ результатов прочтения Сталиным направляемых ему документов показывает, что советский вождь скорее искал подтверждение своим взглядам, нежели использовал документы как основу для их формирования. Представления и мнения Сталина по «танковым вопросам» опирались на соображения скорее политического, экономического и логического, нежели военного характера. По этой причине он поддержал идеи М.Н. Тухачевского о создании суррогатных танков на основе тракторов. В середине 1930-х гг., когда армия уже получила тысячи новых танков, Сталин перенес акцент с техники на кадры, одновременно потребовав упрощения конструкций в соответствие с уровнем «среднего и ниже среднего танкиста». Но накануне войны советский вождь вновь вернулся к необходимости качественного и численного роста танковых войск. Анализируя опыт применения танковых войск в ходе «Зимней войны» и начавшейся войны в Европе, Сталин не смог оценить ударный потенциал этого рода войск и его роль в будущей войне.
Внешняя политика России: от «нового мышления» до многовекторности
Аннотация
В данной статье предпринимается попытка проанализировать внутренние и внешние причины эволюции российской внешней политики на протяжении всего постсоветского периода, ее нынешние приоритеты, определить вызовы, с которыми России предстоит иметь дело в обозримой перспективе. Показано, как под влиянием «нового мышления» М.С. Горбачева закончилась холодная война. Проанализирована первоначальная прозападная стратегия российского руководства после распада СССР, изложены факторы, приведшие к демонтажу этой стратегии и перезагрузке внешнеполитического курса России в конце 1990-х - начале 2000 -х годов. Рассмотрены основные векторы внешней политики Москвы на современном этапе, дан прогноз развития международных отношений. Автор приходит к выводу, что Россия вновь делает упор на безопасность, сильные вооруженные силы и налаживание стратегического партнерства в различных регионах. Защита национальных интересов находит свое выражение в защите русской диаспоры, прославлении исторических достижений России и противодействии попыткам извратить прошлое. Россия стремится играть ключевую роль на постсоветском пространстве, демонстрируя российский флаг на всех четырех континентах. Идеология больше не влияет на отношения Кремля с другими государствами, а экономические интересы побуждают Москву восстановить сотрудничество со многими странами третьего мира. Можно ожидать, что Россия будет продолжать конкурировать с Западом в постсоветских республиках и в области контроля над вооружениями, одновременно продвигая партнерские отношения с Китаем и другими незападными субъектами. Однако многовекторный курс сохранится.
ДИСКУССИЯ
Чаадаев и Катков: стереотипы и противоречия образов
Аннотация
Настоящая статья актуализирует значение проблем национальной идентичности и национального самосознания, адресация к которым и сегодня представляется важной задачей при решении вопросов консолидации общества, особенно в условиях обезличивания культуры, вариативности и трансформации смыслов. В статье привлечены как опубликованные источники, так и архивные материалы, впервые вводимые в научный оборот. В контексте сопоставления концепций двух самобытных отечественных мыслителей автор представляет некоторые факты и факторы, обусловливавшие функционирование концепта национальной идентичности в общественной мысли России XIX в. Рассматривая методологию вопроса, автор приходит к выводу о необходимости поворота от классификационной дихотомии к синтезу и пониманию сложного и противоречивого мира личности в нелинейном движении истории. В статье осуществлен синтез консервативной и либеральной идеологий, предпринято их обобщение в конкретном историческом контексте. Автор усматривает взаимосвязь и преемственность концептуальных положений П.Я. Чаадаева и М.Н. Каткова. Предложенная ими идеология, по мнению автора, объединяет различные институты и системы, индивида и народ в единое целое перед вызовами модернизации страны. В итоге известная формула «самодержавие, православие, самобытность (народность)» приобретает глубокое смысловое звучание, обращаясь к исконной духовной традиции соборности, духовно-нравственным ценностям. Автор заключает, что развернувшаяся два столетия назад общественная полемика заложила основы ценностно-мировоззренческого дискурса, который велся на протяжении многих лет в русской общественной мысли. Его значение состоит также в том, что он акцентирует внимание на проблеме выбора поступков и мотивов человека, которые, в свою очередь, определяют его личную и гражданскую позицию, составляют основу для природы творчества.