№ 3 (2009)
- Год: 2009
- Статей: 27
- URL: https://journals.rudn.ru/polylinguality/issue/view/174
Статьи
Зарубежная литература на занятиях по иностранному языку: эссеистика Уильяма Хэзлита
Аннотация
Данная статья представляет творчество одного из знаменитых эссеистов романтизма У. Хэзлита. Его стилистические находки и многообразие тем эссе могут стать предметом изучения для студентов, занимающихся иностранными языками.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):5-9
5-9
Изучение метатекста и интертекстуальных трансформаций в диалоге
Аннотация
В статье изложены результаты исследований, которые проводились в Тегеранском университете, под названием «Анализ и критическое исследование источника основных лингвистических и литературных теорий Михаила Михайловича Бахтина».
В статье рассматриваются вопросы интертекстуальности текста. Любой текст, с учетом идей интертекстуальности, включает в себя бесконечное поле иных текстов, которые могут быть с ним соотнесены в рамках некоторой смысловой сферы. Установление интертекстуальных связей помогает лингвисту не только адекватно интерпретировать текст, но и объяснить многообразие смысловых оттенков слова в художественной и особенно поэтической речи. Особое внимание уделяется диалогу, т.к. он является естественной формой существования языка.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):10-14
10-14
Концептуализация грамматических фактов русского языка
Аннотация
Cтатья посвящена проблемам концептуализации грамматических фактов, отражающих национальное воззрение на мир носителей русского языка. В методику преподавания РКИ целесообразно вводить лексические универсалии общечеловеческого понятийного характера, что должно способствовать лучшему усвоению и формированию у учащихся обобщенной семантики грамматических категорий.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):15-20
15-20
21-25
Русская лексика в первой трети и в конце ХХ века (социолингвистические параллели)
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые вопросы истории русской лексики ХХ века. Особое внимание уделяется активным процессам в словарном составе русского языка в первой трети ХХ века и в конце столетия, а также отражению этих процессов в толковых словарях.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):26-30
26-30
Мультимедийная среда обучения речевому этикету носителей языка и инофонов
Аннотация
В статье интерпретируются результаты апробации интернет-ресурса «Речевой этикет в ситуациях и заданиях» и электронного пособия «Академия речевого этикета» применительно к области обучения русскому языку как неродному и как иностранному. Выявляются формы и методы работы с мультимедийными учебными материалами по речевому этикету на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, способы их взаимодействия с традиционными учебниками и пособиями.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):31-35
31-35
Интернет-технологии при обучении переводчика научно-технических текстов
Аннотация
Для современного переводчика научно-технических текстов интернет-технологии представляют большой интерес и все более становятся необходимостью в его профессиональной деятельности. Знакомство студентов с возможностями использования интернет-технологий на различных этапах деятельности переводчика научно-технических текстов позволит профессионально сориентировать учебный процесс.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):36-39
36-39
40-44
Характеристики лингвистического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера
Аннотация
Многие лингвисты и психологи в своих исследованиях подтверждают, что по речи человека можно определить его личностные особенности. В данной статье автор рассматривает проявление характерологических особенностей субъекта в лингвистическом аспекте его речевой деятельности.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):45-47
45-47
Языковая ситуация вхождения учащихся-мигрантов в образовательную систему России
Аннотация
В результате миграции образовательные учреждения сталкиваются с ростом числа учащихся, плохо владеющих русским языком. Первоочередная задача - обучение детей мигрантов государственному (русскому) языку как основному инструменту их интеграции в российское общество.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):48-51
48-51
Портфолио как форма мониторинга образовательной деятельности и оценивания личностных достижений иностранных учащихся на начальном этапе обучения русскому языку
Аннотация
В статье рассматривается целесообразность использования технологии портфолио для мониторинга и интегративной (количественной и качественной) оценки прогресса иностранных учащихся на начальном этапе освоения русского языка. Использование технологии портфолио обеспечивает необходимое в современных образовательных условиях сотрудничество педагога и учащихся, дает дополнительный образовательный эффект, развивая такие компетенции, как способность к самоанализу, самоконтролю и самооценке, выполняет мотивирующую функцию, стимулируя проявление творческой инициативы и раннее использование изучаемого языка в аутентичных ситуациях общения.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):52-57
52-57
Словарный минимум и его использование в практическом курсе русского языка
Аннотация
В результате системного анализа лексики, обслуживающей тему «Погода», и ее сопоставления с общелексическими минимумами и совокупностями частотных слов авторы приходят к выводу об эффективности подхода к выделению лексических единиц в целях преподавания, исходя из дидактической целесообразности и тематической ценности.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):58-63
58-63
64-68
Формирование речевой культуры иностранных учащихся с учетом регионального компонента
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения иностранных учащихся русской речевой культуре с учетом регионального компонента. Особое внимание уделяется коммуникативному аспекту, ориентированному на лингвокультурологический подход к обучению. Делается попытка доказать эффективность использования различных форм работы (аудиторной и внеаудиторной).
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):69-73
69-73
Курс физики в модульной системе обучения студентов-медиков
Аннотация
В статье рассматривается один из способов реализации модульного обучения студентов медицинского факультета. В статье представлен общий подход к построению модульных программ. Рассмотрена методика организации учебной деятельности студентов на примере модуля «Метаболизм».
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):74-78
74-78
Использование технологий e-leaning при обучении математике в малых группах на основе сотрудничества
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий при обучении математике (информатике и др.) российских и иностранных студентов различных специальностей в малых группах по методике сотрудничества.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):79-83
79-83
Презентация специальной лексики экономического профиля на начальном этапе обучения РКИ
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам обучения языку специальности: предлагается обучать иностранных студентов подъязыку экономики и математики, на начальном этапе используя условные обозначения и общеизвестные термины. В статье рассматриваются возможные пути решения проблемы оптимизации обучения иностранных студентов на начальном этапе.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):84-87
84-87
Приемы обучения пониманию имплицитной информации в процессе обучения чтению
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы понимания имплицитного смысла при чтении художественных текстов на уроках русского языка как иностранного, предлагаются приемы обучения пониманию имплицитной информации на примере чтения пародийных текстов.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):88-92
88-92
93-96
Жанровое многообразие рефератов как основа обучения реферированию
Аннотация
Одним из условий успешного обучения реферированию является формирование представления о жанровом многообразии рефератов, авторская классификация которых предлагается в статье. Приведены также схемы-модели наиболее актуальных для учащихся жанров рефератов, изложена программа и некоторые особенности методики обучения реферированию.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):97-103
97-103
Использование фонетических музыкальных способностей при обучении иностранным языкам
Аннотация
Фонетические способности являются базовыми для успешного овладения иностранным языком. Фонетические способности человека напрямую зависят от тренировки его психических функций (качеств познавательных высших процессов). Интонационная характеристика речевого сообщения имеет много общего с музыкальным слухом. Развитие музыкальных способностей ведет ко все более тонкой звуковысотной, тембровой, ритмической дифференцировке звуков.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):104-109
104-109
Реализация метатемного подхода в обучении студентов-нефилологов аудированию учебного специального текста (предвузовское обучение, медико-биологический профиль)
Аннотация
В статье рассматривается преимущество метатемного подхода к отбору и организации текстового материала. Охарактеризовано «Пособие по аудированию. Часть I: Химия. Часть II: Биология», в рамках которого реализуется метатемный подход.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):110-113
110-113
Роль мотивации в образовательном процессе на примере курсов «История России» и «Всеобщая история»
Аннотация
Cтатья посвящена проблемам мотивации у студентов из дальнего и ближнего зарубежья для обучения на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов по курсам «История России» и «Всеобщая история». Делается вывод о необходимости использования мотивации в различных ее формах. Рассмотрены наиболее важные факторы, влияющие на повышение мотивации у иностранных учащихся.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):114-118
114-118
Феномен адаптации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного
Аннотация
В статье рассмотрено понятие адаптации и его значение в профессиональной подготовке и деятельности преподавателя русского языка как иностранного, определены требования к профессиональной компетенции преподавателя РКИ в аспекте реализации интегративной модели лингвокультурной адаптации учащихся.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):119-122
119-122
123-126
Североиндийский вокальный жанр тхумри в 1870-1920 годы
Аннотация
В традиции Хиндустани тхумри принадлежит к категории «полуклассической» музыки. В статье рассмотрен период 1870-1920-х годов, названный как «переходный», когда бандиш тхумри начал трансформироваться в современный стиль бол-банао тхумри. Также отмечены важнейшие исполнительские школы тхумри, их виднейшие представители и выявлены стили тхумри на рубеже веков.
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):127-133
127-133
Наши авторы
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2009;(3):134-136
134-136