Особенности формирования имиджа современного белорусского политика (на примере выступлений кандидатов в депутаты)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современной политической системе Республики Беларусь дебаты кандидатов в депутаты Национального собрания вошли в общественную жизнь сравнительно недавно. Интересным представляется анализ взглядов, позиций и убеждений политиков не только с позиции политологии, но и речевой практики, которая дает богатейший материал для выявления особенностей формирования имиджа политика. В статье представлен междисциплинарный подход к понятию речевого имиджа, привлекающий данные таких дисциплин, как лингвополитология, лингвоконфликтология, лингвоперсонология. Анализ политических концептов, мифологем, фреймов обыденного сознания, задействованных в имиджевых текстах, позволяет выявить определенные тактики и стратегии, используемые кандидатом для создания ожидаемого эффекта. Примеры из телевизионных дебатов, выступления кандидатов в других средствах массовой информации взяты из предвыборной кампании 2016 года в Беларуси.

Полный текст

1. ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития политической системы и науки, ее описывающей (политологии), требует новых подходов к анализу и интерпретации взглядов, идей, убеждений и т.д. Как и другие науки, политология нуждается в интеграции с другими науками, которые расширяют ее методологическую базу. Это позволяет специалистам не только изучать политические процессы в обществе, но и выявлять их предпосылки. Одним из эффективных методов такой работы является лингвопортретирование, в частности описание языковой личности политика. Закономерно, что на стыке политологии и лингвистики возникла лингвополитология (современная политическая лингвистика), представителями которой являются Н.Д. Голев, А.П. Чудинов, В.Н. Базылев, В.И. Карасик и др. Данное научное направление апеллирует к наивному знанию коллективного адресата, выражающемуся в дискурсивных практиках и закрепляющемуся в языковой системе на уровне лексико-семантических фрагментов. Н.Д. Голев рассматривает обыденную политологию в русле когнитивной лингвистики, лингвоконфликтологии, лингвоперсонологии, лингвистики текста и прикладной лингвистики [1. С. 66]. Проанализируем важность для политологии данных направлений на примере агитационного этапа выборов депутатов в Национальное собрание Республики Беларусь в 2016 году. Отметим, что обыденное политическое сознание проявляется прежде всего в речевой практике, языковом материале и языковой системе. Эти составляющие можно наблюдать и анализировать на материале политических текстов кандидатов в депутаты. Материалом для наблюдений послужили следующие виды средств массовой информации: республиканские газеты «Беларусь сегодня» и «Звезда», городская газета «Витьбичи», тексты выступлений на телевидении и радио. Кроме того, в качестве материала наблюдений были использованы тексты выступлений кандидатов перед трудовыми коллективами предприятий и учреждений Витебска. Намеренно формируя свой имидж, кандидат в депутаты в своих текстах доносит до рядовых носителей языка политические идеи, фиксирующиеся в политических концептах, мифологемах, фреймах обыденного сознания. Перечислим основные. 46. Наиболее частотными в проанализированных нами выступлениях являются концепты «политика», «сильное государство», «власть», «справедливость», «социальное государство» (из 30 фрагментов данные концепты встречаются в 30). Это свидетельствует о том, что первый план имиджа кандидата составляет его интеллектуальная характеристика, которая наиболее полно проявляется именно в языке, потому что языковая личность, по мнению многих лингвистов и философов, начинается не с нулевого вербально-семантического уровня, а с лингвокогнитивного. Этот уровень в языковом имидже свидетельствует о том, что политические взгляды того или иного кандидата формируются и проецируются на электорат через наличие субъективной иерархии ценностей и личностного предпочтения. Значит, белорусский кандидат в депутаты Национального собрания 2016 года имеет собственное когнитивное пространство, собственное коммуникативное поведение. 47. Использование в своих речевых произведениях мифологем свой-чужой, пятилетка, национальная идея, открытое образование и др. в демократической атмосфере выборов в Беларуси позволяет ряду кандидатов прибегать к данным политическим мифологемам как способу «приглаживания» проблем, реально существующих в обществе и требующих быстрого разрешения. Однако, используя мифологемы, кандидат стремится продемонстрировать, что он профессионально подготовлен к общественной и политической деятельности, общению и сотрудничеству с людьми. Вместе с тем такие имиджевые маркеры не всегда удачно характеризуют профессиональный, деловой, эмоциональный уровень кандидата и являются средством проведения публичной политики вместо общенародной, а политико-мифологические представления того или иного кандидата имеют дезориентирующий характер. Здесь уместен будет пример, выявленный нами в дискуссии на Витебском областном телевидении. Так, первым вопросом после эмоционального и уверенного выступления кандидата N был следующий: «А вы верите в то, что сейчас говорите?» Кандидат не смог привести конкретных фактов и аргументов в доказательство своих выводов, речь его стала нелогичной, и он повторил то, что было им сказано ранее. Вопрос касался открытости образования и необходимости вхождения Республики Беларусь в Болонский процесс. Как кандидаты могли бы избежать включения неоправданных политических мифологем в тексты своих выступлений во время PR-мероприятий? Мы предлагаем насыщать выступления социально-политической информацией и избегать чрезмерного употребления мифов и утопий, соблюдая при этом «имиджевую безупречность», что приведет к «организации всеобщего коммуникативного пространства как основе взаимосогласования интересов общества, государства, социальных групп, слоев и гражданской общности людей» [2. С. 11]. 48. Семья, семейные отношения, работа и отдых, занятость населения, пенсионное обеспечение, денежная политика, налоговая система и др. Фреймы обыденного сознания воплощались посредством следующих способов: через лексемы и их вторичные значения, метаязыковые смыслы, прецедентные тексты и ассоциативные поля. Структура обыденного сознания является сложной, разноаспектной и многомерной, поскольку включает в себя «бытовые, производственные, гуманитарные по содержанию знания и умения… здравый смысл, позитивный опыт… вербализованные и неявные, латентные элементы и т.п.» [3. С. 113]. Например, семейные отношения выступают в речах кандидатов как статистическая картина стереотипной ситуации. В такую стереотипную ситуацию в выступлениях политиков включается информация о субъектах, объектах воздействия, психологическом, эмоциональном состоянии членов семьи (отсюда и появляются такие ассоциативные поля, как здоровье человека, здоровье нации, традиционные семейные ценности, непринятие европейского взгляда на отношения в семье). Акцентуация православного феномена взаимоотношений в браке свидетельствует о том, что в сфере семейных отношений упор делается на лексические репрезентации, которые атрибутированы оценочно-экспрессивными коннотациями. Как пишет Н.Н. Болдырев, «формирование оценочных смыслов у лексических единиц обеспечивается процессами концептуальной деривации, которая определяется как мыслительный процесс, направленный на формирование нового смысла в результате определенного способа интерпретации исходного вербализованного знания» [4. С. 5]. В зависимости от контекстов перечисленные нами фреймы обыденного сознания в текстах выступлений кандидатов характеризуются наличием большого количества метафор (здесь приведены эпитеты), например: жесткая налоговая политика, деликатная политика, мудрый правитель. Они свидетельствуют об образном переносе смысла из одной семиотической реальности в другую, а это значит, что обыденное мышление строится на ассоциативных, но не на смысловых связях. Кроме этого, данные политические дискурсы представляют собой несколько гибких взаимопересекающихся и дополняющих друг друга стратегий и подходов. Функциональный подход позволил нам в данных контекстах выделить основание существующей социальности. Структурный подход фокусирует внимание на тексте кандидата, на способах построения социокультурных форм и часто употребляемых формул (например: налоговая политика должна измениться). Аксиологический подход сконцентрировал внимание на ценностной наполняемости выступлений кандидатов (например: традиционные белорусские ценности - основа сильного и процветающего государства). Таким образом, изучение объективных (диктум) и субъективных (модус) мнений кандидатов позволяет политологу фиксировать истоки формирования различных сообществ, политических и социальных институтов, а политические тексты и лексика предоставляют лингвисту возможность делать выводы о культуре речи, индивидуальных языковых особенностях, богатстве и выразительности языка и прагматических установках кандидата в депутаты. 1. ОБСУЖДЕНИЕ Компоненты речевого имиджа кандидата в депутаты Актуальным является также изучение языковой личности кандидата в депутаты. И здесь такие термины, как «коммуникативный имидж», «речевой портрет», «языковая личность» помогают составить обобщенный портрет личности кандидата в депутаты. Существует большое количество определений имиджа, представленных в политических, социологических и толковых словарях. Здесь мы приведем дефиницию из словаря М.А. Василика и М.С. Вершинина «Политология: словарь-справочник»: «Имидж политический - образ политического лидера, деятеля партии, который складывается в общественном мнении» [5. С. 292]. Авторы справочника определяют три уровня, на которых складывается имидж политика: § рациональный (мы назовем его прагматическим) - языковые средства используемые кандидатом в депутаты для аргументации своих позиций и убеждения собеседника и аудитории в их правомерности; § эмоциональный (или психолингвистический) - подразумевает определенные психоречевые тактики, которые использует кандидат для стимулирования ожидаемых реакций собеседника либо аудитории; § чувственный (невербальный) - содержит оценку аудиторией невербальных средств общения собеседников. Для чего кандидату нужен имидж? Очевидны следующие цели: приобрести общественную популярность, реализовать политическую программу, донести собственные взгляды на решение общественных и политических проблем. О.И. Гордеева пишет, что люди воспринимают «определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтении электората» [6. С. 17]. С учетом приведенных нами уровней создания имиджа политика (прагматический, психолингвистический, чувственный) мы уточняем приведенное определение О.И. Гордеевой: «…взятые в единстве политических, мировоззренческих, биографических, внешних и коммуникативных функций» (дополнено нами - Авт.). Т.В. Романова приписывает имиджу три основные коммуникативные функции: «Первая - облегчить аудитории восприятие информации о политике. Вторая функция - обеспечить режим наибольшего благоприятствования восприятию личности политика, проецируя на аудиторию те его характеристики, которые являются наиболее предпочтительными в конкретной электоральной среде. Третья функция - подготовить почву для формирования установки на избрание именно этого кандидата» [7. С. 110]. Языковые объекты интерпретации (слова, тексты, дискурсы) с точки зрения цели различных средств и, что самое важное, результата наиболее полно проявляются в лингвоконфликтологическом аспекте дискуссии (дебатов) кандидатов на страницах печатных средств массой информации и белорусского телевидения. В таком коммуникативном жанре соприкасаются два основных направления - социолингвистическое и лингвокогнитивное. В качестве повестки дня таких дискуссий на этапе предвыборной агитации ставятся вопросы, касающиеся политических программ развития страны, направлений социально-экономической политики, совершенствования политической системы, злободневные вопросы образования, экономики, здравоохранения, пенсионного обеспечения и пр. На таких встречах демонстрируются новые оценочные нюансы, требующие осмысления, и реализовываются задачи воздействия на коллективного адресата с помощью различных форм аргументации. Т.В. Анисимова различает три такие формы - доказательство, внушение, убеждение: «Доказательство - понятие преимущественно логическое. Это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Тем самым, задача доказательства - уничтожение сомнений в правильности выдвинутого тезиса. Внушение - понятие психологическое. Это навязывание готового мнения адресату путем воздействия на подсознание. Тем самым, задача внушения - создать у адресата ощущение добровольности восприятия чужого мнения, его актуальности, привлекательности. Убеждение предъявляет как рациональные аргументы, так и эмоциональные, обращается к разуму, но влияет и на чувства аудитории, апеллирует как к истине, так и к мнению слушателей, показывает все возможности, выгоды и преимущества своего варианта решения проблемы, добивается, чтобы аудитория поверила сказанному и восприняла его как руководство к действию» [9. С. 18]. В нашем случае материалом для анализа языкового политического имиджа претендентов, их умений доказывать, внушать и убеждать послужили дебаты кандидатов в депутаты, представляющих избирательные округа по Витебской области (А.С. Виноградов, А.Л. Дединкин, А.В. Цецохо) на телеканале «Витебск». Каждому из них было отведено семь минут эфирного времени. Здесь мы отметим, что дебаты кандидатов в депутаты для Беларуси не являются традиционными и начинают свою историю с 2010 года. Дискуссия включает два этапа. На первом этапе каждый кандидат выступает с первичным посланием. В нем, как правило, присутствуют языковые штампы: белорусская государственность в своем развитии проходит важный этап;этоважное событие в жизни государства; социальная политика государства; депутатский корпус - это опора; моя программа отличается от программы… и др. Тем самым предлагается стереотипная картина мира/социума, на которой представлены «поля аргументации». Основными языковыми средствами создания речевого имиджа кандидата в этом случае являются следующие: § имплицитные и эксплицитные комиссивы (Мы знаем, как сделать вашу жизнь лучше; Мы покончим с коррупцией; Мы построим с вами новую страну); § эмпатические маркеры (лексические средства/дискурсивные тактики со значением соучастия) (Мы думаем о нуждах конкретного человека; Мы поможем эффективно вложить ваши деньги; Мы создадим рабочие места для нашей молодежи); § предостережения (Если вы не реалисты, то вас… может повести по неверному пути; Не доверяйте пустым обещаниям; Помните, что историю забывать нельзя); § стилистически маркированные синтаксические конструкции (Ведем себя, как стадо; И снова будем плестись в хвосте); риторические и контрастные вопросы (Вы хотите так жить?! Вам не хочется, чтобы ваши дети жили в европейской стране? и др.). Последующий текст формируется в ходе дебатов на втором этапе обсуждения основных вопросов между модератором и кандидатом, двумя или несколькими кандидатами, кандидатом и зрителями. Эти вопросы способствуют генерированию последующего текста, так как требуют от говорящего уточнения собственной позиции, более эксплицированной оценки происходящего, частичного выявления собственных ценностных установок. В обоих речевых произведениях (первичном и последующем текстах) отмечаются радиальные и цепочечные связи. Такие коммуникационные связи предполагают наличие аргументов к заявленным тезисам. И.В. Култышева систематизировала такие типы риторических аргументов, как аргументы к реальности, аргументы к авторитету, аргументы к аудитории [8. С. 105]. Проанализируем речевые произведения с точки зрения особенностей аргументации. В ходе одной из дискуссий на Витебском областном телевидении, отвечая на вопрос телезрителя об отношении политика к повышению пенсионного возраста, кандидат № 1 сказал следующее: «Прежде всего, необходимы самые эффективные меры на рынке труда. Это нужно для будущего страны. И хотя достаточно избитый вопрос “Что делать?” вроде бы и не нуждается в подробном ответе, все же позволю привести некоторые аргументы в поддержку повышения пенсионного возраста. Во-первых, это позволит обеспечить достойный размер пенсий для лиц, которые уже имеют работу и всю свою трудовую жизнь работают не покладая рук. Во-вторых, реальная ситуация в бюджете области свидетельствует о том, что выплачивать пенсию скоро будет нечем, а значит, забота о старшем поколении - приоритет власти. В-третьих, если не повысить пенсионный возраст, то нечем будет выплачивать пенсию будущим поколениям…» Кандидат № 1 использовал радиальную связь: ядром его выступления был тезис, что «Это нужно для будущего страны», а аргументационное основание включало: аргумент общественной пользы («Это позволит обеспечить достойный размер пенсий»); аргумент долга - («Забота о старшем поколении - долг каждого гражданина»); аргумент социальной необходимости («Если не повысить пенсионный возраст, то нечем будет выплачивать пенсию будущим поколениям»). Аргументация кандидата № 2 была построена по принципу цепочной (последовательной) связи и апеллировала к так называемой «личной истории». В начале своего выступления кандидат № 2 обратился к собственной биографии, привел пример небольшой пенсии своих родителей, обратился к опыту других стран в вопросе пенсионного обеспечения. Далее выступающий перешел к тезисам своей программы; кандидат пришел к выводу о необходимости изменения законодательства в этом вопросе. Наиболее, на наш взгляд, «слабое звено» в данной дискуссии составляет дисбаланс в использовании прецедентных текстов, когда цитаты и отсылки используются либо слишком часто, либо полностью игнорируются адресантом. Так, кандидат № 1 использует в качестве «вставочных аргументов» тексты выступлений А.Г. Лукашенко о том, что будет справедливо, если повышение пенсионного возраста коснется всех. Апелляция к авторитету - одна из тактик усиления значительности сказанного; тем не менее в последующем тексте эта тактика не используется вовсе. Интертекстуальная организация речи кандидата № 2 построена по принципу отсылки к традиционной народной мудрости с привлечением многочисленных паремиологических единиц и прецедентных текстов. 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Имидж современного белорусского кандидата в депутаты слагается в том числе и из его речевого (шире - языкового) портрета. Задача лингвиста - определить, как именно организован речевой поток говорящего; какие средства речевой манипуляции задействованы в достижении необходимого эффекта на аудиторию; какова прагматическая трактовка текста и соответствует ли она его изначальным целевым установкам. Главной целью формирования имиджа остается привлечение коллективного адресата на свою сторону, создание широкой референтной группы. В этом случае имидж выступает своего рода механизмом аттракции. Вот почему его правильная организация, последовательность реализации, продуманность имеют большое практическое значение.

×

Об авторах

Денис Васильевич Берёзко

Белорусский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: berezkodv@tut.by

заведующий сектором правовой работы

Республика Беларусь, 220030, Минск, ул. Ленинградская, 8

Список литературы

  1. Голев Н.Д. Обыденная лингвополитология: проблемы и перспективы // Современная политическая лингвистика. 2011. № 4. С. 66-69.
  2. Почепцов Г.Г. Паблик-рилейшиз для профессионалов. М.: РЕФЛ-БУК; К.: Ваклер, 2000.
  3. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004.
  4. Болдырев Н.Н., Панасенко Л.А. Когнитивная основа лексических категорий и их интерпретирующий потенциал // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 2 (35). С. 5-12.
  5. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: словарь-справочник. М.: Гардарики, 2001.
  6. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. С. 158-171.
  7. Романова Т.В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. 2009. № 1 (27). С. 110-118.
  8. Анисимова Т.В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2000.
  9. Култышева И.В. Особенности аргументации в предвыборных теледебатах (на примере теледебатов агитационной кампании в Областную думу Законодательного собрания Свердловской области 2010 года) // Политическая лингвистика. 2011. № 3 (37). С. 103-107.

© Берёзко Д.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах