№ 1 (2011)
- Год: 2011
- Статей: 22
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/issue/view/629
Статьи
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Особенности формирования русской языковой личности в иноязычном социуме (к проблеме специфики учебников для зарубежных школ с русским языком преподавания)
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы создания нового поколения учебников по русскому языку, ориентированных на базовые образцы российских учебников и учитывающих специфику коммуникативного пространства соответствующей страны. Данная специфика влияет на русскую речевую практику и требует концептуального осмысления и системного представления в этих учебниках.
Русистика. 2011;(1):14-20
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Теоретические и прикладные проблемы лексико-семантического описания наименований лиц в русском языке
Аннотация
Целью данного исследования является выявление особенностей семантики языковых единиц, служащих для обозначения наименований лиц и входящих в одноименное лексико-фразеологическое поле в системе языка. Решаются задачи выявления и описания семантических признаков наименований лиц русского языка на уровнях макро- и микрокомпонентов значения.
Русистика. 2011;(1):29-39
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Англо-американские лексические заимствования как отражение тенденций к изменению национально-культурных стереотипов в российском обществе
Аннотация
Статья посвящена проблеме пополнения лексического состава русского языка новейшими заимствованиями из американского варианта английского языка, обусловленного изменением русской национальной системы ценностей. Заимствования рассматриваются в аспекте формальной и лексико-семантической адаптации в русской языковой среде на материале СМИ. Особое внимание уделяется изменению объема понятия иноязычного слова и отношению носителей языка к данной проблеме.
Русистика. 2011;(1):40-44
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Обучение иностранных студентов-филологов русской фразеологии (на материале фразеосемантического поля «деятельность человека»)
Аннотация
Высокий уровень фразеологической компетенции достигается знанием и уместным употреблением в речи фразеологических единиц. В учебниках, учебных пособиях для иностранных учащихся не представлена целостная система обучения фразеологии, в частности, правилам употребления фразеологических единиц, составляющих фразеосемантическое поле «деятельность человека». Актуальна разработка методического комплекса по обучению иностранных учащихся русской фразеологии.
Русистика. 2011;(1):45-51
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Вербализация представлений Л.Н. Толстого о школе синтагматикой ключевого слова
Аннотация
Работа посвящена изучению концепта «школа» в педагогических статьях Л.Н. Толстого. В исследовании автор опирается на утверждение: информацию о процессах концептуализации действительности можно получить в ходе анализа синтагматических отношений между словами. В статье анализируется лексическая сочетаемость ключевого слова концепта «школа» в его узуальном употреблении, а также в текстах Л.Н. Толстого. Результаты интерпретации сравниваются, выявляются значения и смыслы концепта, важные для Л.Н. Толстого.
Русистика. 2011;(1):52-56
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Формирование учебного словника для иностранных студентов-филологов (на примере темы «Мода. Одежда»)
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования учебного словника для иностранных студентов-филологов 2-го сертификационного уровня владения русским языком как иностранным. В статье рассматриваются основные принципы построения учебного словника. Особое внимание уделяется роли лексики тематической группы «Одежда» в процессе обучения русскому языку. В заключение приводится пример словника, включающего наименования одежды.
Русистика. 2011;(1):57-63
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Лингвокультурологическое комментирование текста русской народной сказки в иностранной аудитории студентов-филологов
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам обучения русскому фольклорному тексту (жанру сказки) на занятиях по РКИ в аудитории студентов-филологов. В работе освещены теоретико-методические проблемы организации лингвокультурологического комментирования материала русских народных сказок в процессе обучения, также проанализированы понятия «лакуна» и «лингвокультурема» в лингвокультурологии как элементы, представляющие собой лексические единицы лингвокультурологического содержания и их наличие в текстах русских народных сказок.
Русистика. 2011;(1):64-69
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Методика обобщенного лексикографического описания (на примере слова гость в русском языке)
Аннотация
В статье рассматривается проблема описания лексикографического значения слова как значения, отраженного в совокупности толковых словарей. На материале лексемы гость показано, что лексикографическое значение слова шире значения, представленного в отдельных словарях.
Русистика. 2011;(1):74-78
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Психолого-синтаксические аспекты исследования практики воздействия текстов публичных выступлений
Аннотация
В статье проанализированы тексты, произносимые политиками и хозяйственными руководителями, нацеленные на пропаганду определенных идей, привлечение новых сторонников, достижение своей цели не столько путем объективных рассуждений и логических доказательств, сколько путем апелляции к эмоциям реципиентов.
Русистика. 2011;(1):79-85
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Фразеологическая репрезентация представлений о «своем» и «чужом» средствами мифологического культурного кода
Аннотация
В статье рассматриваются фраземы, когнитивная база формирования фразеологического значения которых связана с мифологическим культурным кодом, содержащим архетипическое противопоставление «свой-чужой». Основной признается пространственная субкатегория, объективированная многочисленными знаками косвенно-производной номинации.
Русистика. 2011;(1):86-91
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Пособие «Русский глагол» в аспекте ТРКИ
Аннотация
В статье представлено учебное пособие по русскому языку как иностранному, направленное на изучение грамматики русского языка через глагольную систему. Материал пособия ориентирован на общеевропейский документ о владении иностранным языком и систему ТРКИ российской образовательной системы РКИ.
Русистика. 2011;(1):103-107
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Взаимосвязь языков и культур русского и украинского народов (на материале медицинской лексики говоров Западной Брянщины)
Аннотация
Рассматривается тематическая группа медицинской лексики в юго-западных говорах Брянской области, освещены семантические процессы, в том числе синонимические и другие связи слов в системе местных говоров, а также происхождение отдельных слов. Исследование раскрывает интересные явления, связанные с взаимодействием местных говоров Брянщины с украинским языком и его говорами.
Русистика. 2011;(1):108-113
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Стернин И.А. Избранные работы. Теоретические и прикладные проблемы языкознания
Русистика. 2011;(1):114-115
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Ю.А. Бельчиков. Язык и культура (материалы спецкурса
Русистика. 2011;(1):116-117
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Инновационные проекты обучения русскому языку как иностранному: Москва - Дакар
Русистика. 2011;(1):118-119
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Особенности изучения русского языка в Болонском Университете (Италия) (Доклад на Межуниверситетском семинаре кафедры русского языка и методики его преподавания)
Русистика. 2011;(1):120-123
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Наши авторы
Русистика. 2011;(1):124-125
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)