№ 2 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/831
Статьи
ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОЙ ПАРАДИГМЫ
Аннотация
В статье обсуждается проблема системной обусловленности самореализации личности. Обосновывается перспективность системного подхода в исследовании данного феномена в противовес устоявшимся аналитическим стратегиям в отечественной и зарубежной психологии. Приводятся системные составляющие самореализации и структурные характеристик данного психологического образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):7-13
7-13
СТИГМАТИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И БОРЬБА С НЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В работе анализируются проблемы стигматизации психически больных людей, рассматриваются различные объяснительные модели стигмы, предпочтение отдается теории социальных представлений. Обсуждаются пути дестигматизации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):14-23
14-23
ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОСТИ И ЛИДЕРСТВА У СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье представлен теоретико-эмпирический анализ гендерных исследований компонентов инновационного поведения. Теоретические исследования инновационного поведения рассматривают его отдельные составляющие: специфика выработки и принятия решений, гибкость способов действий, отношение к риску, мотивация достижения и ценностно-мотивационное отношение к деятельности, лидерство. На основе теоретического анализа компонентов инновационного поведения авторами статьи представлено эмпирическое исследование гендерных особенностей про- явлений инновативных качеств личности и лидерских способностей у студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):24-30
24-30
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Статья посвящена актуальной теме развития детей из детского дома в приемной семье, показано значение личностной зрелости приемных родителей. Авторами представлены результаты исследования, доказывающего, что между отдельными критериями личностной зрелости приемных родителей и процесса социализации-индивидуализации детей из детского дома существует взаимосвязь.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):31-37
31-37
СОСТОЯНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье обсуждается актуальное состояние методологии научных психологических исследований. Обосновывается мысль о необходимости выделения методологии исследовании личности в отдельную область научных знаний. Формулируется и раскрывается основной методологический принцип, который должен быть положен в основу методологического анализа состояния психологических знаний и практики воздействия на личность. Это принцип согласованности положений теории с результатами экспериментальных исследований и практикой воздействия на личность (психотерапия личности).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):38-46
38-46
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СУБЪЕКТ» И «СУБЪЕКТНОСТЬ» В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
Англоязычные литературные источники постмодернистского периода принадлежат авторам, малоизвестным отечественному психологу. Дана критика современных подходов. Рассмотрены пути решения проблемы противопоставления детерминизма субъектности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):47-53
47-53
ПРОЦЕСС ПОИСКА ПРИ СВОБОДНОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ СОЗДАЕТ ОШИБКИ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ, НО НЕ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Аннотация
Анализ ошибок свободного воспроизведения показывает, что процесс поиска в кратковременной памяти сопровождается непрерывным линейным ростом количества ошибок, что ставит под сомнение модели кратковременной памяти, предполагающие последовательное «опустошение» (очищение) ее ячеек. Частота ошибок возрастает по экспоненте примерно на 1% в секунду при условии, что воспроизводимые единицы тесно связаны между собой. Это приводит к ситуации«принципа неопределенности Гейзенберга»: чем больше единиц воспроизводится, тем меньше точность их воспроизведения. Так как вероятность ошибки не достигает плато и не зависит от времени, прошедшего до начала воспроизведения, предполагается, что сам процесс поиска продуцирует ошибки в кратковременной памяти. В отличие от этого в долговременной памяти вероятность ошибок остается постоянной, что свидетельствует об одном хранилище и отсутствии ошибок, индуцированных поиском. Распределение ошибок при воспроизведении из кратковременной памяти аналогично распределению правильных ответов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):54-66
54-66
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме университетского образования - организации внеаудиторных занятий студентов по учебным дисциплинам. В публикации представлены материалы, характеризующие организацию различных форм внеаудиторной работы по учебным дисциплинам и сотрудничество преподавателя и студента в данной работе. Определены формы и методы совместной деятельности; выделены особенности взаимодействия педагогов и студентов во внеаудиторной работе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):67-77
67-77
ДИДАКТИКА И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Аннотация
В предлагаемой статье определена ключевая миссия учебной дисциплины «Методология и методы социально-психологического исследования» в профессиональной подготовке психолога посредством систематизации уже имеющейся теоретико-прикладной подготовки и опыта практической деятельности, а также предоставления реальной возможности для осмысления/переосмысления дальнейшего собственного профессионального и личностного пути. В этом контексте раскрыты дидактические и практические аспекты реализации дисциплины (целесодержательные, компетентностные, учебно-содержательные, структурно-организационные, образовательно-технологические, учебно-информационные, образовательно-рефлексивные, информационно-методические).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):78-88
78-88
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы определения специфики и места нравственного воспитания будущего медицинского работника в контексте профессионального образования, а также поиска эффективной модели профессионального воспитания. Центральной идеей данной статьи является утверждение необходимости аксиологической модели профессионального воспитания будущего медицинского работника, в контексте которой возможно интегрировать выявленные модели.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):89-97
89-97
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому. Представлены методы и результаты исследования взаимосвязи направленности личности с мотивацией и саморегуляцией. Изложены возможности использования полученных результатов на практике.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):98-103
98-103
К 75-ЛЕТИЮ В.П. ШЕЙНОВА
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):104-105
104-105
НАШИ АВТОРЫ
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015;(2):106-107
106-107