КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНОНАЦИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ
- Авторы: Алекешова ЛБ1, Жалмуханова ЗТ1, Кабдулова ГМ1
-
Учреждения:
- Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова
- Выпуск: № 5 (2015)
- Страницы: 222-229
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/polylinguality/article/view/13033
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Конец XX - начало XXI вв. характеризуется возрастанием интереса в различных сферах социума к проблеме культуры. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в инонациональной аудитории, взятый для исследования, является актуальной проблемой на современном этапе. Материалом для исследования послужила этнокультуроведческая лексика русского и родного языков в сопоставительном аспекте, так как влияние родной культуры при обучении русскому языку - предмет большого внимания и растущего интереса исследователей. Основными целями лингвокультуроведения являются развитие духовно-нравственного мира обучающегося, национально-личностного самосознания, признания и понимания им ценностей другой культуры, уважения к ней через изучаемый язык. Сложность реализации этой программы, с точки зрения авторов, обусловливает поиск оптимального соотношения между материалом по русской и родной для студентов культуре. Второе и важное: необходимо выработать методику, в соответствии с которой сведения о национальной культуре вводились бы в учебный процесс органично, становясь необходимым дополнительным средством для более глубокого освещения реалий русской культуры и их адекватного понимания студентами-казахами. Введение материала по родной культуре должно способствовать также расширению кругозора и знаний учащихся в своей стране, повышению мотивации обучения. При формировании и коррекции коммуникативной компетенции студента необходимо учитывать своеобразие тех социокультурных и языковых обстоятельств, в которых ведется обучение русскому языку. Учебный процесс должен протекать в условиях культурно-языкового контакта изучаемого русского и родного языка студента и представлять собой целенаправленную регламентированную форму осуществления такого контакта.
Ключевые слова
Об авторах
Л Б Алекешова
Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова
З Т Жалмуханова
Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова
Г М Кабдулова
Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова
Список литературы
- Абузяров Р.А. Краеведение и лингвострановедение как источник дидактического материала для работы по развитию речи учащихся казахов. Алма-Ата, 1980. С. 56
- Ушинский К.Д. Избр. Педагогические произведения. М., 1945. С. 81.
- Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 136.
- Шейман Л.А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. Фрунзе, 2001. С. 26.
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Изд. 4-е. М., 2008.