Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология
Главный редактор: Юрий Михайлович Почта, д.ф.н., профессор.
Индексация: РИНЦ, RSCI, ВАК, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, IPSA, WorldCat, East View, Cyberleninka, DOAJ, Dimensions, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs, British Library, Bodleian Libraries (University of Oxford), Ghent University Library
Открытый доступ: Open Access
Издается с 1999 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально).
Рецензирование: двойное слепое. Плата за публикацию: не взимается.
ISSN: 2313-1438 (Print) ISSN: 2313-1446 (Online)
Издатель: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Научный журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология» издается с 1999 г. За период с 1999 по 2006 г. было издано восемь номеров. С 2007 г. издаются по четыре номера ежегодно. Журнал входит в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук», определяемый Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России.
В журнале публикуются оригинальные статьи и рецензии российских и зарубежных исследователей по тематике научной специальности 23.00.00 «Политические науки» Номенклатуры научных специальностей ВАК РФ. Целевой аудиторией журнала являются российские и зарубежные специалисты-политологи, а также аспиранты и докторанты, обучающиеся по направлениям политология и международные отношения.
История журнала
Объявления
Анонс номеров 2023 годРазмещено: 21.12.2022
№1 за 2023 — идеи, идеологии и общественное согласие (приглашенный редактор А.А.Ширинянц) №3 за 2023 - город и село в политических исследованиях (политическая урбанистика и руралистика) (приглашенный редактор Е.В.Морозова) |
Анонс номеров 2022-2023Размещено: 10.02.2022
№3 за 2022 — цифровые трансформации в политике (до 15.04) |
Методологический семинарРазмещено: 31.03.2021
Методологический семинар «Развитие гражданской идентичности на постсоветском пространстве» |
Ещё объявления... |
Текущий выпуск
Том 26, № 4 (2024): Политические смыслы, теория идентичности и история идей
- Год: 2024
- Статей: 21
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/issue/view/1827
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-4
Весь выпуск
От редакции
Политические смыслы, теория идентичности и история идей: представляем номер
Аннотация
Очередной номер журнала посвящен широкому спектру вопросов, связанных с историей идей, проблемами идентичности, многополярностью мира, а также трансляцией ценностных смыслов и социокультурными размежеваниями. В статьях рассматриваются ключевые аспекты формирования и развития различных идеологических течений, их влияние на современные общественные процессы и культурные трансформации. Особое внимание уделено вопросам идентичности как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, анализу механизмов ее конструирования и роли в условиях глобализации. Также обсуждаются проблемы, связанные с многополярной структурой современного мира, где сосуществуют различные политические, экономические и культурные системы. Важное место занимают исследования по теме трансляции ценностно-смысловых нарративов, которые раскрывают механизмы передачи культурных ценностей через поколения и между различными социальными группами. Рассматриваются вопросы социокультурных размежеваний и ценностных расколов, что позволяет глубже понять причины конфликтов и напряженности в современном обществе. Материалы номера представляют интерес для исследователей в области философии и истории политики, специалистов в области идентитарных исследований, а также всех, кто стремится к более глубокому пониманию современных социальных процессов и вызовов.


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Многополярный мир: современная политическая повестка
Аннотация
Либеральные ценности, выработанные западной идеологией и политической наукой на протяжении трех столетий, составляли методологическую базу в политике многих стран, ориентированных на свободу и демократию, при решении сложных социально-политических и политико-философских проблем. На их основе коллективным Западом строился однополярный мир с безусловной гегемонией определенных идеологических установок. В силу исчерпанности этих установок сегодня и отсутствия новых, которые поддерживали бы доминирующее положение западных стран на международной арене, против стран, выбравших политический вектор, основанный на иной системе ценностей, ведется информационная война. В современных условиях мирового тренда на многополярность создаются союзы государств, ориентированные на сохранение самоидентичности и конструктивный диалог со всеми, кто признает ее. Объективные причины данного тренда обусловлены прежде всего глобализационными процессами, происходящими в мировой экономике. В связи с развитием логистических технологий естественно возникла необходимость выработки новых форм сотрудничества. Одним из способов такой регламентации отношений издавна было объединение в ассоциации, альянсы, союзы и т.п. В этой связи для России - трансконтинентального государства, занимающего частично территории Европы и Азии, наиболее перспективным стратегическим направлением является парадигма евразийства, имеющая уже столетнюю историю, главной целью которой является гармонизация межрегиональных отношений. В статье проводится параллель между мыслителями евразийства - мировоззренческого движения, возникшего в среде русской эмиграции начала прошлого века, - и современностью с целью выработки наиболее приемлемых политических ориентиров в стремительно меняющемся глобализированном мире, основанных не только на экономических стратегиях государств, но и общих базовых ценностях культуры.


Конституция как объект политологического анализа
Аннотация
Конституция выступает, как правило, главным политическим и правовым актом государства и является объектом познания представителей различных отраслей научного знания, в основном права. Внимание политологического сообщества к документу остается ограниченным. Между тем конституция - важный источник сведений, работая с которыми посредством правильно определенного метода, можно составить объективное представление о государстве, генезисе, состоянии и перспективах его политического курса внутри страны и на международной арене. Названные обстоятельства указывают на то, что данный документ является важным объектом политологического анализа. При этом конституция представляет собой доступный и открытый документ, в связи с чем возникает риск ее шаблонного, поверхностного и стереотипного восприятия вследствие игнорирования ряда обстоятельств и процессов, обусловленных учетом условий, в которых она появилась и реализуется. Автор обращает внимание на то, что в общественно-политическом и научном дискурсе в России и за рубежом сложились и функционируют различные трактовки понятия «конституция». Существуют и альтернативные конституции государства представления и концепции относительно ее как документа и понятия. Посредством конституции происходит легализация и легитимизация политического порядка, особенно в чрезвычайных условиях, вызванных сменой власти. В этой связи возникает необходимость выделения в конституциях государств ключевых политических положений. По ряду формулировок документа разворачивается острая борьба между оппонентами, которые представляют обществу и отстаивают свое видение устройства страны. Важным для понимания политического значения конституции является и возможность обнаружения в ней признаков идентичности нации и устойчивой генетической связи настоящего с прошлым и будущим. При соотнесении заложенных в конституцию идеалов и чувственных образов с политической практикой важно считаться с декларативным характером положений документа, их футуристической ориентацией на созидание будущего. При анализе конституции государства следует учитывать широкий событийный, хронологический и иной контекст, воздерживаясь от упрощенного восприятия ее положений.


Трансляция ценностно-смысловых нарративов в публичной цифровой коммуникации: возможности и ограничения
Аннотация
Исследование посвящено рассмотрению роли публичной цифровой коммуникации в процессах формирования и трансляции ценностно-смысловых нарративов в современной политической коммуникации. Авторы рассматривают значение аксиологического пространства государства в управлении общественным и индивидуальным сознанием. Определено, что интернет-коммуникация и цифровые алгоритмы способствуют формированию множества повесток и дискурсов, на которые влияет не только государство, но и новые субъекты политической коммуникации - «цифровые элиты», блогеры и иные пользователи, формирующие публичную цифровую коммуникацию, в том числе из-за рубежа. Традиционные агенты социализации не могут в полной мере формировать мировоззренческие ориентиры человека, а потому граждане могут в большей мере быть подвержены манипулятивным алгоритмическим инструментам цифровых платформ, на которых транслируются деструктивные нарративы, способствующие разрушению мировоззрения и ценностей общества. А потому для сохранения суверенитета государства и противостояния колониализму нового типа, основанному на технологических преимуществах западных стран, необходимо обеспечивать информационную, технологическую и культурную безопасность, что также защитит и целостное аксиологическое пространство, необходимое для консолидации общества.



Функциональная роль исторических аналогий в российском и украинском президентских дискурсах о специальной военной операции
Аннотация
Применение исторических аналогий в российском и украинском президентских дискурсах в начальный период специальной военной операции (24.02-21.09.2022) требует внимательного изучения. Цель исследования - выявление их функциональной роли. Полученные результаты продемонстрировали, что в российском президентском дискурсе сосуществовали две онтологии конфликта. Доминирующая онтология, задаваемая параллелью с Великой Отечественной войной, предполагала в качестве врага коллективный Запад, использующий Украину в качестве «плацдарма». Вторая онтология, описываемая через параллель с Гражданской войной, придавала Украине большую субъектность, отводя коллективному Западу роль третьей стороны, извлекающей выгоду из конфликта. В свою очередь, репертуар исторических аналогий в украинском президентском дискурсе был гораздо шире, однако большая часть из выявленных параллелей опиралась на прецедентные ситуации из зарубежной истории и применялась с целью повлиять на восприятие конфликта в странах коллективного Запада. Отмеченный дисбаланс отчасти обуславливался тем, что неразрешенные структурные конфликты между советским и националистическим нарративами препятствовали украинским элитам эффективно использовать исторические аргументы во внутриполитической коммуникации.


Авторитаризм и демократия как ключевое противоречие в подходах к изучению политического лидерства
Аннотация
Рассматриваются современные тенденции исследований политического лидерства в контексте теоретико-методологических споров относительно ключевых дихотомий: личность vs институт, авторитаризм vs демократия. В большинстве научных публикаций, особенно зарубежных авторов, данные понятия трактуются не столько содержательно, сколько идеологически, превращаясь в маркеры приверженности к консервативным или либеральным нарративам. «Демократический транзит» посредством «цветных революций» в условиях интенсивного информационного обмена усиливает разнонаправленные тенденции глобализации и глокализации, вводя в сферу публичной политики лидеров с сомнительной субъектностью, которые не оправдывают надежды ни зарубежных бенефициаров, ни местных элит, ни населения. Попытки выстроить политические институты, где решения принимают не лидеры, а элиты, в странах, не входящих в круг западных демократий, оказываются нежизнеспособны. Цель исследования - отделение идеологических клише от дефиниций, обратившись к проблематике авторитарной личности в контексте политического лидерства. Делается вывод о том, что основополагающим в изучении данной феноменологии является персонологический подход, подразумевающий рассмотрение набора личностных черт политика в процессе реализации им властных полномочий. Это делает возможным отход от некорректного оценивания лидера по модели «демократ vs автократ» в сторону разработки аналитико-ориентированного метода. Поскольку в настоящее время на Западе принято считать «демократией» политический строй в тех государствах, которые соответствуют категории WEIRD (по начальным буквам слов « western », « educated », « industrialized », « rich », « democratic » - «западных, образованных, индустриальных, богатых, демократических»), то форма правления в иных регионах может характеризоваться представителями «коллективного Запада» как автократия, независимо от системы выборов, регламента осуществления власти, ее смены и других факторов. Подобный взгляд является пережитком представлений «однополярного мира», демонстрируя ригидность и агональность, что противоречит концепции многополярности, которого придерживается Россия и ее партнеры по разным объединениям, включая БРИКС. Данная статья вносит вклад в изучение многоаспектного феномена политического лидерства с точки зрения снятия ряда концептуальных и методологических противоречий.



ИЗ ИСТОРИИ ИДЕЙ
У истоков чартизма: Джеймс О’Брайен
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с причинами формирования чартистской идеологии в Англии XIX в., а также влиянием этого движения на последующее развитие европейской социально-политической мысли. Отдельно анализируются оценки чартистского движения в отечественной и зарубежной историографии. Особое внимание уделено жизненному пути, творческому наследию Джеймса О’Брайена (1805-1864), одного из ярких чартистских лидеров, публициста, журналиста и реформатора, чья деятельность и радикальная позиция воинствующего ирландца задавали тон всему рабочему движению Англии. Еще одна неоспоримая заслуга О’Брайена состоит в его вполне удачной попытке теоретико-идеологического обоснования чартистского движения, которую никто из его современников не пытался предпринимать. Наиболее подробно авторы останавливаются на содержании его фундаментального труда «Подъем, прогресс и фазы человеческого рабства: как оно пришло в мир и что нужно сделать, чтобы оно ушло». Именно в этой работе можно найти не только яркие призывы к борьбе, но и проследить связь его идей не только с парламентской историей Британии, но и со всеобщей историей рабочего движения.



Социология знания Карла Мангейма и методологические основания истории социально-политических идей
Аннотация
Методологические принципы социологии знания К. Мангейма и поныне обладают фундаментальной значимостью для исследования истории идей (и в частности истории политических учений). Такая значимость определяется, во-первых, критической установкой , наследуемой Мангеймом от марксистской традиции. В данном случае, однако, критика не нацелена на упрощенно-линейное «разоблачение» социальной направленности идей, где содержание последних объясняется как простая функция от авторских пристрастий и групповых интересов, определяющих эти пристрастия, а искомый источник идейного содержания концепции, следовательно, может быть найден в сфере «закономерного» действия общих социальных причин. В рассматриваемом случае критический анализ ориентирован на понимание «экзистенциальной» укорененности идей; и такой анализ предполагает, что теория - это не только и не столько идеи сами по себе, но еще и проживаемое отношение автора к конкретным историческим условиям своего существования. Именно выявление такого рода укорененности не позволяет свести содержание авторской позиции к чисто субъективным, психологическим моментам переживаемого. Демонстрируется, что концептуализация этой укорененности может быть осуществлена на основе категорий герменевтического круга и антиципации в хайдеггеровски-гадамеровском «онтологическом» их истолковании, а также - через применение категории жизненного мира в интерпретации Шюца. В конечном счете, по мнению авторов, именно в свете эвристических возможностей подобных интерпретаций может быть выявлен и понят необязательно осознаваемый самим создателем концепции ее действительный социокультурный смысл, насыщенный нормативно-оценочным, субъективным содержанием, но привязанный к объективной традиции. Кроме того, в добавление к сказанному заявлена - как перспективная исследовательская задача - возможность усиления методологической полноты социологии знания историко-понятийным подходом Р. Козеллека, что обеспечило бы более основательную увязку социальнонормативной традиции с проблематикой конкретной теории.



У истоков азиатизма: маньчжурская утопия Сугиямы Сигемары
Аннотация
Сугияма Сигемара (1864-1935) - один из идеологов внутренней и внешней политики периодов Мэйдзи, Тайсё и раннего Сёва. Известно, что он был одним из ближайших соратников азиатиста Тоямы Мицуру (1855-1944), возглавлявшего праворадикальное политическое общество Гэнъеся и считавшегося одним из наиболее влиятельных людей Японии конца XIX - начала XX в. Как и за Тоямой, за Сугиямой закрепилось звание «куромаку», никогда не занимавшего политических должностей «серого кардинала» и участника «закулисных игр». Вместе с тем Сугияма являлся и политическим мыслителем, оставившим после себя творческое наследие и имевшим собственный взгляд на будущее развитие Японии. Одной из тем его творчества, несомненно, стал «русский вопрос». Цель исследования - проанализировать наследие Сугиямы и сформулировать предложенный им вариант развития русско-японских отношений. Объект - социально-политическая доктрина Сугиямы. Предмет - проект Сибирской Республики, изложенный философом в работе «Политика гражданской войны». В качестве методов были использованы историко-политологический и политико-текстологический анализ. Исследование содержит научную новизну, так как раскрывает малоизученные аспекты и особенности японской политической мысли конца XIX - начала XX в.; вводит в научный оборот тексты, ранее не переведенные на русский язык.



Лингвистический контекстуализм Кембриджской школы: проблема идеи как исторического действия
Аннотация
Исследование посвящено критическому анализу лингвистического контекстуализма Кембриджской школы с акцентом на работах Джона Покока и Квентина Скиннера с целью выявить ограничения данного подхода в написании интеллектуальной истории. Автор ставит под вопрос постулируемую Кембриджской школой первостепенность лингвистического контекста в интерпретации текста, предлагая рассматривать движение идей не только как неотъемлемую часть порождающих их речевых актов, но и при этом детерминированных, в первую очередь, социальными условиями. Подробно рассматриваются основные положения лингвистического контекстуализма: концепция дискурса как системы языковых конвенций, определяющих границы возможного высказывания; роль речевого акта как инструмента изменения дискурса и осуществления политического действия; значение авторского намерения в интерпретации текста. Анализируя ключевые работы Покока и Скиннера, автор выявляет ряд проблемных моментов в их методологии. В частности, подвергается критике идея об автономии языка, которая, по мнению автора, не позволяет в полной мере учесть влияние социального контекста на формирование и развитие идей. Опираясь на концепцию речевого акта как формы социальной практики, основанной на принципах диалектического материализма, автор предлагает расширить методологический инструментарий Кембриджской школы. В частности, он настаивает на первостепенной необходимости анализа материальных и социальных условий, в которых происходит производство дискурса. Это позволит, по мнению автора, преодолеть ограничения лингвистического контекстуализма и создать более адекватный инструмент для написания интеллектуальной истории. В заключение статьи автор намечает перспективы дальнейших исследований в данном направлении, подчеркивая важность последовательного критического синтеза продуктивных методологических подходов для более глубокого понимания взаимосвязи языка, мышления и социальной реальности.



ИДЕНТИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАЗМЕЖЕВАНИЯ
Этническая идентичность в переписях как инструмент институциональных изменений: теоретический аспект
Аннотация
Проводя политику в сфере управления политико-территориальной гетерогенностью, государства вынуждены учитывать сложносоставной характер обществ. Для фиксации данных о проявлении тех или иных идентичностей ведется этническая статистика, осуществляемая чаще в формате переписи. Изменения, фиксируемые переписями, отражают отношение к наиболее значимым категориям, к их иерархии, а также способу группировки этих категорий. Цель исследования - охарактеризовать перепись как инструмент конструирования этнических групп, использование которого приводит к институциональным изменениям в самих представлениях о принадлежности, а также обуславливает реформирование политических институтов. На основе теоретического фундамента социально-конструктивистского подхода показано, что перепись не только и не столько отражает социальную реальность в ее этническом аспекте, сколько конструирует ее. Зафиксирована перформативная сила категорий идентичности, используемых для классификации людей по признакам этнической принадлежности. Государственная практика этнического подсчета и классификации придает этническим категориям их институциональную форму. Предложено рассматривать этнические категории в контексте концепта институционализации этничности, смысл которого заключается в укоренении этнических категорий в политическом процессе. Через утвержденные категории государственные органы получают возможность зафиксировать статистику, определить перечень принадлежности, использовать данные критерии признаков в управленческих практиках. Ключевые решения связаны с реформами административно-территориального деления и системы органов власти, предоставлением автономии и различных преференций.



Кино как зеркало идентичности, идентичность в зеркале кино
Аннотация
Влияние кинематографа на формирование национальной, цивилизационной, политической идентичности, на утверждение гражданской идентичности как ресурса общественного развития входит в сферу интереса политической науки. Анализ построен на принципах идентитарного подхода, использованы компаративные методы; эмпирическую базу составляет фильмография по общественно-политической тематике, примеры отобраны методом целевой выборки. В центре внимания - произведения художественного кино, которые предоставляют богатый материал не только для изучения тенденций современного политического развития через их отражение в художественном творчестве, но и для осмысления восприятия политики и политического развития современниками сквозь призму обыденного сознания. На примере кинопродукции разных стран авторы выявляют механизмы, которые используются заказчиками и создателями кинофильмов для воздействия на идентичность и политическую картину мира аудитории. Показано, что киноискусство оказывается эффективным инструментом создания и пересмотра исторических нарративов и продвижения новых образов и смыслов, фиксируя разрывы и преемственность памяти поколений, и видение перспектив развития. Особое внимание уделено жанру биографического кино (биопикам), значимость которого связана с ролью персонифицированных идентификаторов в лице политических лидеров и личностей, воплощающих национальный идеал. На основе проведенного анализа авторы актуализируют проблему ожидания героя в современном кинематографе, рассматривая ее как неудовлетворенный общественный запрос.



Идентичность и социально-политическое самоопределение народности эве в Гане и Того
Аннотация
Вопрос политической идентичности эве является крайне актуальным, так как обе страны имеют пестрый этнический состав населения и автономия либо отделение крупной этнической группы способны дестабилизировать политическую ситуацию, подтолкнуть иные этнические группы к самоопределению и в целом поставить вопрос о правомерности постколониальных государственных границ, актуальный для большинства стран Западной Африки. В данной связи цель исследования заключается в анализе исторического процесса формирования политической самоидентификации эве после обретения странами независимости и констатации современного образа их идентичности с опорой на исследования самоидентификации. Современный образ идентичности эве в Гане и Того анализируется на основе социологического исследования Д. Зормело в 2020 г. и аналогичного исследования автора данной статьи в 2024 г. Работа строится на базе конструктивистского подхода с применением ретроспективного и историко-системного методов. В статье констатируется, что проблема формирования этнической идентичности связана с тем, что эве, несмотря на наличие общего языка и культурной традиции, всегда были разрознены и до сих пор характеризуются кланово-племенной структурой самоуправления, которая существует параллельно с государственной вертикалью власти. В то же время обретение Ганой и Того независимости в 1950-е гг. вовлекло эве в конкурентную борьбу с другими этническими сообществами, претендовавшими на государственную власть и ресурсы. В 1970-е гг. противостояние находилось в острой фазе, но в последние десятилетия перешло в латентную фазу. Как показал проведенный в двух странах социологический опрос, эве безусловно признают наличие у них общей культурной и языковой идентичности, но общности политических целей сегодня не существует, хотя этническая идентичность выступает эффективным инструментом политической спекуляции на теме региональной стабильности.



Российская цивилизационная идентичность как основа ценностной целостности и государственной политики
Аннотация
Обращение к цивилизационной парадигме исследования политического процесса позволяет инкорпорировать более устойчивые социокультурные и ценностные основания в интерпретацию политики. Акцент на данной проблематике высвечивает и риски расколов из-за гипертрофированных неравенств в российском обществе, недостатка справедливости, неравномерности регионального развития. Беспокойство связано с поляризацией различных, несводимых к единому знаменателю, сегментов российского общества, что ставит вопрос о схожести или различии ценностно-нормативных сред. Следствием является поиск универсального основания для снятия интенций к онтологизации частностей, одним из действенных вариантов обеспечения единства представляется ценностная целостность. Именно приверженность «своей концепции бытия», концентрирующаяся в ценностных ориентациях и проявляющаяся в поведенческих стереотипах коррелирует с заявляемыми в статье методологическими установками на социокультурную легитимацию самостоятельности политического мировидения. Как общее ценностное ядро, смысловой узел общей цивилизационной идентичности предлагается рассматривать историю, культуру и государство. Центральным акцентом исследовательской методологии является понимание цивилизационной идентичности как основы социокультурного суверенитета. Приверженность большинства населения к сохранению своих традиционных ценностных представлений, своей «концепции бытия и мировидения», формировавшейся на протяжении веков поддерживает устойчивость цивилизационной идентичности. Перетекая в политико-инструментальную область данное положение становится основанием государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей При давлении линейной модернизационной дихотомии традиционное/современное налицо безусловная поддержка выбранной государственной стратегии по сохранению и продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей, что свидетельствует об объединительном и глубинном характере традиционного резервуара ценностей как смыслового ядра российской цивилизации. Статья написана на основе эмпирических данных, полученных в ходе онлайн опроса студенческой молодежи 6 Федеральных округов ( N = 1696).



«Москвич» - «немосквич»: от дихотомии противопоставления к поиску тождества
Аннотация
Рассматривается роль Москвы как столицы РФ, как мегаполиса в изменении и поддержке ценностно-цивилизационной специфики российского общества, ее влияния на процесс становления российской цивилизационной идентичности, обеспечивающей полноту суверенитета страны. Методология работы включает цивилизационный анализ, концепции, разрабатываемые в рамках идентитарных исследования, признание политизации цивилизационных смыслов, признание цивилизационного смысла идентичности как ключевого фактора, признание множественности путей политического развития в противовес линейной нормативной модели. Динамичный процесс становления российской идентичности рассматривается на примере Москвы в социокультурном, экономическом, политическом планах. Дан анализ итогов опросов студентов в фокус-группах по тому, про кого они могут сказать «мы», по проблеме распределения ресурсов между Москвой и регионами, по препятствиям на пути улучшения взаимопонимания между Москвой и регионами, по тому, что объединяет москвичей и остальных россиян. Показано, что студенты отдают приоритет общегосударственной гражданской идентичности и ценности образа жизни, связанного с этой идентичностью. Большое внимание молодежи привлекает проблема социальной справедливости в отношениях Москвы и регионов. Обоснована рекомендация о необходимости практики создания единого ценностного поля (институциональные средства, роль религиозных организаций, использование дискурса внешней угрозы) для устойчивой системной связи Москвы и всей страны в контексте политики идентичности.



Позитивное развитие идентичностей в условиях перемен
Аннотация
Классическая теория размежеваний уже не может корректно использоваться для анализа актуальной политики. При этом тенденции трансформации идентичностей, появления новых акторов и увеличения конфликтов между группами только усиливаются. В связи с этим актуализируется необходимость превентивного определения возможных размежеваний, которые могут иметь онтологический статус по отношению к акторам. Автор выделяет две тенденции, которые имеют структурный характер в актуальной политике: сужение пространства публичной сферы и секьюритизация памяти. На основании этих двух тенденций определяется два потенциальных размежевания: «элиты/не элиты» и размежевание по линии исторической памяти. Первое размежевание основывается на неучтенных требованиях к политической системе. Второе размежевание основывается на усилившейся трансформации идентичностей и помогает новым политическим группам ответить на вопросы о своем прошлом, своем будущем и политическом настоящем. Преодоление первого размежевание включает разрушение дихотомического деления общества на элиту и неэлиту через поиск объединяющих ценностных установок и расширение публичной сферы. Преодоление второго размежевания включает создание таких проектов памяти, которые формируют общий мемориальный ландшафт, основанный на ценностном единстве общества. Делается вывод о том, что для конструктивного развития идентичностей в России необходимо создавать позитивные проекты общего блага с акцентом на развитии государства.



Стратегия государства по укреплению российской макрополитической идентичности в цифровом пространстве: динамика и перспективы
Аннотация
Цель исследования - выявление динамики и перспектив коммуникационной стратегии государства в цифровом пространстве, направленное на укрепление и повышение устойчивости российской макрополитической идентичности в центре внимания научного проекта, результатом которого стало это исследование. Угрозы и риски устойчивости макрополитической идентичности в цифровом пространстве обусловлены как самой спецификой функционирования цифровой среды, так и актуальными реалиями глобального информационно-когнитивного противостояния, в котором находится сегодня российское государство. Проанализирована динамика трансформации структуры цифровых коммуникаций и цифрового медиапотребления россиян в последние два года, а также определены роль и место, которое занимает проблема макрополитической идентичности в указанной структуре. По результатам исследования предложены перспективные подходы к выстраиванию эффективной стратегии государства по обеспечению устойчивости российской макрополитической идентичности.



Социально-политические размежевания в российском обществе: восприятие молодежи
Аннотация
Современное российское общество характеризуется сложной и динамичной социально-политической структурой, отражающейся в многообразии взглядов и ценностных ориентаций. Особое значение в понимании этих процессов приобретает изучение молодежи - поколения, формирующего будущее страны и активно участвующего в общественной жизни. Исследование посвящено анализу социально-политических размежеваний в российском обществе, сфокусированному на восприятии этих процессов молодежью, и опирается на теорию социально-политических размежеваний (cleavage theory). Автор выделяет три ключевых разделения в российском обществе, которые могут усиливаться со временем: «сверхбогатые / остальные», «мегаполис / город / деревня» и «Москва / не Москва». Наличие этих разделений было подтверждено фокус-групповыми исследованиями и массовым опросом среди студентов. Эмпирические исследования показали большую остроту этих размежеваний по сравнению с другими потенциальными линиями конфликтов. Процесс самоидентификации внутри этих разделений продолжается, а потенциал для политической мобилизации оценивается как высокий.



СТАТЬИ-РЕЦЕНЗИИ
Идеологическая аргументация внешнеполитической идентичности Соединенных Штатов Америки
Аннотация
Идеологическая аргументация внешнеполитической идентичности США может быть проанализирована с опорой на разработанный в отечественной науке категориальный аппарат. Эмпирический материал представлен опубликованными в 2024 г. работами российского и американского авторов, которые анализируют представления о роли, месте и статусе США в контексте политического дискурса об американской идентичности. По мнению автора, эти публикации дают аналитический и фактологический материал для разработки проблематики идентичности во внешнеполитическом контексте.






Либеральный образ жизни как политико-философская проблема: размышления над книгой: Lefebvre A. Liberalism as a Way of Life. Princeton ; Oxford : Princeton University Press, 2024. 285 p.
Аннотация
Книга Александра Лефевра, профессора политологии и философии Сиднейского университета, далеко не случайно вызвала в западном академическом мире и политической публицистике довольно сложную гамму впечатлений сразу же после ее опубликования университетским издательством Принстонского университета. Ученых, несомненно, привлекала и одновременно несколько озадачивала представленная автором нетрадиционная интерпретация феномена либерализма. Если судить по контексту более ранних работ А. Лефевра, то его обращение к проблемам либерализма выглядит довольно неожиданно. Причина внезапного поворота ученого к теме либерализма вызвана рядом теоретических соображений политико-философского характера. Центральную роль в «стратегии» А. Лефевра играют заимствованные из библейской политической риторики понятие и образ «христианского царства» (Christendom). «Либеральное царство» (Liberaldom) представляет собой, по мнению А. Лефевра, смесь либерализма и других идеологий и систем, включая капитализм (с его индивидуализмом, материализмом и инструментализмом), демократию (с ее скрытым популизмом), национализм и интернационализм (с их патриотизмом и часто шовинизмом), меритократию (с ее расчетами ценности и вознаграждения), а также откровенно нелиберальные силы. Такой характер аргументации Лефевра вряд ли может быть воспринят позитивно многими реальными и потенциальными союзниками либерализма. В целом книга А. Лефевра отличается от многих апологетических сочинений, прежде всего, тем, что представленная в ней апология либерального образа жизни спонтанно приобретает откровенно консервативный оттенок.


