ОППОЗИЦИЯ «ЗАПАД-НЕЗАПАД» В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ: PRO ET CONTRA

Обложка

Аннотация


В статье исследуется феномен противопоставления социального знания в форме оппозиции «Запад-Незапад» и его социально-политические и идентификационные последствия. Изучается история вопроса и рассматриваются пути преодоления порожденного им научного и социального противостояния. В этом аспекте рассматривается природа концептуальной оппозиции социальных доктрин Запада и Востока и возможности их конвергенции. Необходимость конвергенции западного и восточного социального знания существует давно, но особую остроту она приобрела в ходе распада колониальной системы, когда возникшие на ее обломках страны Латинской Америки, Азии и Африки стремились утвердить свою национальную и государственную идентичность не только в политической, но и в научной сфере. Такая последовательность (от политики - к науке) объясняет попытки объявить социальные и социально-политические доктрины, декларируемые или реализуемые в бывших колониальных странах, явлением уникальным и не имеющим надежных аналогов в западном научном знании. В силу этого установление методологической значимости концепции «незападных» теорий представляется весьма актуальным. Для решения этой задачи особенности социально-политического знания стран Азии, Африки и Латинской Америки сравниваются с социальными ценностями стран Западной Европы, Китая и других стран. В частности, сравнивается аксиологическая триада Т. Хойса (демократия, римское право, христианская этика) и китайская диада (воля народа (minxin suoxiang) - три устоя (sāngāng)). В контексте оппозиции «Запад-Незапад» рассматриваются западноевропейские, китайские, японские, индийские, африканские, латиноамериканские социально-политические конструкты. Анализируется продуктивность некоторых категориальных оппозиций и контаминаций, принятых в сфере социального знания. Показывается теоретическая несостоятельность концепции мультикультурализма. Исследуются проблемы европоцентризма и западноевропейского мессианизма на примерах соотнесения с китаецентризмом, концепциями африканского и латиноамериканского национализма. В рамках этих сопоставлений категории «Запад» и «Незапад» описываются как пример метатеоретического инструментария (и в силу этого они могут быть легко объяснены в парадигме социального конструирования реальности). В результате исследования делается вывод, что понятия Запада и Незапада не имеют подлинно научного статуса. Они выступают как своеобразные маркеры социальных ценностей, претендующие на особое идентификационное значение, т.е. имеющие прямое отношение к самопредставлению. Это - своеобразные политические декларации, а не свидетельство эпистемологических различий основ социального знания в разных частях земного шара.


К В Радкевич

Лицо (автор) для связи с редакцией.
radkevich@rambler.ru
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

А В Шабага

schabaga@gmail.com
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  • Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.
  • Внешняя политика России XIX и начала XX века // Документы Российского министерства иностранных дел. Серия 1: 1801-1815. Т. VIII. М., 1972.
  • Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
  • Ивановский З.В. Боливарианский альянс для Америки: достижения и трудности альтернативной модели развития. Введение // Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы. М., 2012.
  • Кузнецов А.М., Козинец А.И. Незападные теории международных отношений - от маргинальности к признанию // Ойкумена. 2016. № 4.
  • Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 13. М., 1959.
  • Махабхарата. Книга вторая: Сабхапарва или книга о собрании. М., 1992.
  • Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. О духе законов. М., 1999.
  • Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. М., 2000.
  • Пятаков А.Н. Венесуэла как основа Боливарианского альянса для Америки // Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы. М., 2012.
  • Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.
  • Чжао Тинян. Современный взгляд на китайскую мечту // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2.
  • Чугров С.В. Существует ли незападная политология («Политическая теория» Т. Иногути) // Политические исследования. 2016. № 4.
  • Штраус Л. Классическое образование и ответственность // Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.
  • Berger R. Europas Werte, Europas Wirtschaft // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 21.07.2013.
  • Dieterich H. Der Sozialismus des 21. Jahrhunderts: Wirtschaft, Gesellschaft und Demokratie nach den globalen Kapitalismus. Berlin, 2006.
  • Hulin M. Hegel et l’Orient. Paris, 1979.
  • Kipling J.R. The ballad of East and West // Rudyard Kipling and his World. L., 1975.
  • Non-Western International Relations Theory: Perspectives on and Beyond Asia. L.-N.Y., 2010.
  • Ren Xiao. Toward a Chinese school of international relations? // China and the New International Orders. N.Y., 2008.
  • Stead W.T. The Last Will and Testament of Cecil J. Rhodes. L., 1902.

Просмотры

Аннотация - 290

PDF (Russian) - 560


© Радкевич К.В., Шабага А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.