ОППОЗИЦИЯ «ЗАПАД-НЕЗАПАД» В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ: PRO ET CONTRA

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется феномен противопоставления социального знания в форме оппозиции «Запад-Незапад» и его социально-политические и идентификационные последствия. Изучается история вопроса и рассматриваются пути преодоления порожденного им научного и социального противостояния. В этом аспекте рассматривается природа концептуальной оппозиции социальных доктрин Запада и Востока и возможности их конвергенции. Необходимость конвергенции западного и восточного социального знания существует давно, но особую остроту она приобрела в ходе распада колониальной системы, когда возникшие на ее обломках страны Латинской Америки, Азии и Африки стремились утвердить свою национальную и государственную идентичность не только в политической, но и в научной сфере. Такая последовательность (от политики - к науке) объясняет попытки объявить социальные и социально-политические доктрины, декларируемые или реализуемые в бывших колониальных странах, явлением уникальным и не имеющим надежных аналогов в западном научном знании. В силу этого установление методологической значимости концепции «незападных» теорий представляется весьма актуальным. Для решения этой задачи особенности социально-политического знания стран Азии, Африки и Латинской Америки сравниваются с социальными ценностями стран Западной Европы, Китая и других стран. В частности, сравнивается аксиологическая триада Т. Хойса (демократия, римское право, христианская этика) и китайская диада (воля народа (minxin suoxiang) - три устоя (sāngāng)). В контексте оппозиции «Запад-Незапад» рассматриваются западноевропейские, китайские, японские, индийские, африканские, латиноамериканские социально-политические конструкты. Анализируется продуктивность некоторых категориальных оппозиций и контаминаций, принятых в сфере социального знания. Показывается теоретическая несостоятельность концепции мультикультурализма. Исследуются проблемы европоцентризма и западноевропейского мессианизма на примерах соотнесения с китаецентризмом, концепциями африканского и латиноамериканского национализма. В рамках этих сопоставлений категории «Запад» и «Незапад» описываются как пример метатеоретического инструментария (и в силу этого они могут быть легко объяснены в парадигме социального конструирования реальности). В результате исследования делается вывод, что понятия Запада и Незапада не имеют подлинно научного статуса. Они выступают как своеобразные маркеры социальных ценностей, претендующие на особое идентификационное значение, т.е. имеющие прямое отношение к самопредставлению. Это - своеобразные политические декларации, а не свидетельство эпистемологических различий основ социального знания в разных частях земного шара.

Об авторах

К В Радкевич

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: radkevich@rambler.ru
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

А В Шабага

Российский университет дружбы народов

Email: schabaga@gmail.com
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  2. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.
  3. Внешняя политика России XIX и начала XX века // Документы Российского министерства иностранных дел. Серия 1: 1801-1815. Т. VIII. М., 1972.
  4. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
  5. Ивановский З.В. Боливарианский альянс для Америки: достижения и трудности альтернативной модели развития. Введение // Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы. М., 2012.
  6. Кузнецов А.М., Козинец А.И. Незападные теории международных отношений - от маргинальности к признанию // Ойкумена. 2016. № 4.
  7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 13. М., 1959.
  8. Махабхарата. Книга вторая: Сабхапарва или книга о собрании. М., 1992.
  9. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. О духе законов. М., 1999.
  10. Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. М., 2000.
  11. Пятаков А.Н. Венесуэла как основа Боливарианского альянса для Америки // Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы. М., 2012.
  12. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.
  13. Чжао Тинян. Современный взгляд на китайскую мечту // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2.
  14. Чугров С.В. Существует ли незападная политология («Политическая теория» Т. Иногути) // Политические исследования. 2016. № 4.
  15. Штраус Л. Классическое образование и ответственность // Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.
  16. Berger R. Europas Werte, Europas Wirtschaft // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 21.07.2013.
  17. Dieterich H. Der Sozialismus des 21. Jahrhunderts: Wirtschaft, Gesellschaft und Demokratie nach den globalen Kapitalismus. Berlin, 2006.
  18. Hulin M. Hegel et l’Orient. Paris, 1979.
  19. Kipling J.R. The ballad of East and West // Rudyard Kipling and his World. L., 1975.
  20. Non-Western International Relations Theory: Perspectives on and Beyond Asia. L.-N.Y., 2010.
  21. Ren Xiao. Toward a Chinese school of international relations? // China and the New International Orders. N.Y., 2008.
  22. Stead W.T. The Last Will and Testament of Cecil J. Rhodes. L., 1902.

© Радкевич К.В., Шабага А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах