ОППОЗИЦИЯ «ЗАПАД-НЕЗАПАД» В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ: PRO ET CONTRA
- Авторы: Радкевич КВ1, Шабага АВ1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 1 (2018)
- Страницы: 20-32
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/17823
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-1-20-32
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуется феномен противопоставления социального знания в форме оппозиции «Запад-Незапад» и его социально-политические и идентификационные последствия. Изучается история вопроса и рассматриваются пути преодоления порожденного им научного и социального противостояния. В этом аспекте рассматривается природа концептуальной оппозиции социальных доктрин Запада и Востока и возможности их конвергенции. Необходимость конвергенции западного и восточного социального знания существует давно, но особую остроту она приобрела в ходе распада колониальной системы, когда возникшие на ее обломках страны Латинской Америки, Азии и Африки стремились утвердить свою национальную и государственную идентичность не только в политической, но и в научной сфере. Такая последовательность (от политики - к науке) объясняет попытки объявить социальные и социально-политические доктрины, декларируемые или реализуемые в бывших колониальных странах, явлением уникальным и не имеющим надежных аналогов в западном научном знании. В силу этого установление методологической значимости концепции «незападных» теорий представляется весьма актуальным. Для решения этой задачи особенности социально-политического знания стран Азии, Африки и Латинской Америки сравниваются с социальными ценностями стран Западной Европы, Китая и других стран. В частности, сравнивается аксиологическая триада Т. Хойса (демократия, римское право, христианская этика) и китайская диада (воля народа (minxin suoxiang) - три устоя (sāngāng)). В контексте оппозиции «Запад-Незапад» рассматриваются западноевропейские, китайские, японские, индийские, африканские, латиноамериканские социально-политические конструкты. Анализируется продуктивность некоторых категориальных оппозиций и контаминаций, принятых в сфере социального знания. Показывается теоретическая несостоятельность концепции мультикультурализма. Исследуются проблемы европоцентризма и западноевропейского мессианизма на примерах соотнесения с китаецентризмом, концепциями африканского и латиноамериканского национализма. В рамках этих сопоставлений категории «Запад» и «Незапад» описываются как пример метатеоретического инструментария (и в силу этого они могут быть легко объяснены в парадигме социального конструирования реальности). В результате исследования делается вывод, что понятия Запада и Незапада не имеют подлинно научного статуса. Они выступают как своеобразные маркеры социальных ценностей, претендующие на особое идентификационное значение, т.е. имеющие прямое отношение к самопредставлению. Это - своеобразные политические декларации, а не свидетельство эпистемологических различий основ социального знания в разных частях земного шара.
Об авторах
К В Радкевич
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: radkevich@rambler.ru
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
А В Шабага
Российский университет дружбы народов
Email: schabaga@gmail.com
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Список литературы
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
- Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.
- Внешняя политика России XIX и начала XX века // Документы Российского министерства иностранных дел. Серия 1: 1801-1815. Т. VIII. М., 1972.
- Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
- Ивановский З.В. Боливарианский альянс для Америки: достижения и трудности альтернативной модели развития. Введение // Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы. М., 2012.
- Кузнецов А.М., Козинец А.И. Незападные теории международных отношений - от маргинальности к признанию // Ойкумена. 2016. № 4.
- Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 13. М., 1959.
- Махабхарата. Книга вторая: Сабхапарва или книга о собрании. М., 1992.
- Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. О духе законов. М., 1999.
- Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. М., 2000.
- Пятаков А.Н. Венесуэла как основа Боливарианского альянса для Америки // Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы. М., 2012.
- Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.
- Чжао Тинян. Современный взгляд на китайскую мечту // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2.
- Чугров С.В. Существует ли незападная политология («Политическая теория» Т. Иногути) // Политические исследования. 2016. № 4.
- Штраус Л. Классическое образование и ответственность // Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.
- Berger R. Europas Werte, Europas Wirtschaft // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 21.07.2013.
- Dieterich H. Der Sozialismus des 21. Jahrhunderts: Wirtschaft, Gesellschaft und Demokratie nach den globalen Kapitalismus. Berlin, 2006.
- Hulin M. Hegel et l’Orient. Paris, 1979.
- Kipling J.R. The ballad of East and West // Rudyard Kipling and his World. L., 1975.
- Non-Western International Relations Theory: Perspectives on and Beyond Asia. L.-N.Y., 2010.
- Ren Xiao. Toward a Chinese school of international relations? // China and the New International Orders. N.Y., 2008.
- Stead W.T. The Last Will and Testament of Cecil J. Rhodes. L., 1902.