О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из широко обсуждаемых проблем в процессе международной интеграции отечественного образования является сохранение национальных ценностей образования. Судьба российских образовательных традиций во многом зависит от отношения к ним научно-педагогического сообщества. Цель статьи - обозначить позицию представителей данной социально-профессиональной группы относительно ценностей отечественного образования, определить их роль в процессах модернизации отечественного образования. В качестве основного эмпирического материала статьи выступает современный отечественный научно-образовательный дискурс - статьи и монографии, посвященные исследованию ценностей отечественного образования, а также их роли в процессах международной интеграции образования. Ключевой метод исследования - качественный контент-анализ широкого массива научно-исследовательских текстов. По итогам анализа современного научно-педагогического дискурса выделено три основных подхода к традициям отечественного образования: нигилистический, апологетический и реалистический. Авторы подчеркивают контрпродуктивность как однозначно позитивного, так и однозначно негативного отношения к этим традициям и отмечают креативный потенциал реалистического - критико-аналитического - подхода. Авторы утверждают ценность разностороннего (многопрофильного) образования, фундаментального, целостно-системного, элитарного образования, ценность единства образования и воспитания и ценность патриотически ориентированного образования. Специфика названных ценностей раскрывается через соотнесение с их антиподами: узкопрофильным, ограниченно-прикладным, эклектично-фрагментарным, массовым, нравственно и патриотически нейтральным образованием. Конкурентоспособным утверждается образование, ориентированное на получение не утилитарно-технологических, а креативно-научных компетенций.

Об авторах

Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев

Тюменский государственный университет

Email: shafranov-kutsev@utmn.ru
доктор философских наук, академик Российской академии образования Ул. Ленина, 25, Тюмень, 625000, Россия

Елена Николаевна Яркова

Тюменский государственный университет

Email: yarkovaeleni@yandex.ru
доктор философских наук, профессор кафедры философии Ул. Ленина, 25, Тюмень, 625000, Россия

Список литературы

  1. Ashin G.K. Elitnoe obrazovanie [Elite education]. Obschestvennye Nauki i Sovremennost. 2001; 5: 82-99 (In Russ.).
  2. Boguslavsky M.V. Konservativnaja strategija modernizacii rossijskogo obrazovanija v XX - nachale XXI veka [The conservative strategy of modernization of the Russian education in the 20 - early 21 century]. Problemy Sovremennogo Obrazovaniya. 2014; 1: 5-11 (In Russ.).
  3. Chetverikova O.N. Perestrojka obrazovanija i vospitanija v Rossii skvoz prizmu geopolitiki [Reconstruction of the Russian education through the prism of geopolitics]. Vestnik Eletskogo Gosudarstvennogo Universiteta im. I.A. Bunina. Serija: Pedagogika. 2015: 3-30 (In Russ.).
  4. Egorychev A.M. Nacionalnaja tradicija zhizni i socialnoe obrazovanie v Rossii [National tradition of life and social education in Russia]. Alma Mater. 2016; 10: 20-28 (In Russ.).
  5. Gilbo E.V. O vysshem obrazovanii v SSSR i RF [On the higher education in the USSR and Russia]. http://shel-gilbo.livejournal.com/99182.html (In Russ.).
  6. Gritsenko I.A. Klipovoe myshlenie - novy etap razvitija chelovechestva [Clip thinking as a new stage in the development of humankind]. Uchenye Zapiski. 2015; 4: 71-74 (In Russ.).
  7. Kharseeva N.V., Yanko E.V. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitanija v sovremennoj Rossii [Problems of spiritual-moral education in contemporary Russia]. Aspectus. 2015; 2: 59-65 (In Russ.).
  8. Hedstrom P., Ylikoski P. Causal mechanisms in the social sciences. Annual Review of Sociology. 2010; 36: 49-67.
  9. Karypov A. Fundamentalnoe obrazovanie kak glavnoe konkurentnoe preimuschestvo [Fundamental education as a key competitive advantage]. Pervy Ekonomichesky. 2016; 58: 56-58 (In Russ.).
  10. Khorova P.A. K voprosu o tradiciyah rossijskogo obrazovaniya [On the traditions of the Russian education]. Khorova P.A., Vishnevsky Yu.R. (Eds.) Innovacionny potencial molodezhi: globalizaciya, politika, integraciya. Ekaterinburg; 2016. Pp. 507-511 (In Russ.).
  11. Kolin K.K. Informacionnaja antropologija: pokolenie next i novaja ugroza rassloenija chelovechestva v informacionnom obshhestve [Information anthropology: Generation ‘next’, and a new risk of the stratification of humankind in information society]. Vestnik Chelyabinskoj Gosudarstvennoj Akademii Kultury i Iskusstv. 2011; 4 (28): 32-36 (In Russ.).
  12. Kopkas J. Is the casting of utilitarian as discordant with arts education philosophy justified? Journal of Thought. 2013; 5: 52-72.
  13. Maleeva A. Shkolny standart [The school standard]. Mashiny i Mekhanizmy. 2011; 9: 28-35 (In Russ.).
  14. Matveeva S.V., Filinova N.V., Matveev P.A. Patrioticheskoe vospitanie kak faktor formirovanija cennostnyh ustanovok v vysshej shkole [Patriotic education as a factor of the values formation in the higher school]. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya. 2016; 51: 270-276 (In Russ.).
  15. Mironov V.V. Bolonsky process i nacionalnaja sistema obrazovanija [The Bologna process and the national system of education]. Vestnik OGU: Gumantarnye Nauki. 2005; 2: 4-8 (In Russ.).
  16. Nadeeva M.I. Obrazovatelnye cennosti i formirovanie obschekulturnoj kompetencii studentov tehnologicheskogo universiteta [Educational values and the formation of the students’ general cultural competence in the technological university]. Vestnik Kazanskogo Tekhnologicheskogo Universiteta. 2011; 22: 333-337 (In Russ.).
  17. Newcombe N.S., Ambady N., Louis Gomez J., Klahr D., Linn M., Miller K., Mix K. Psychology’s role in mathematics and science education. American Psychologist. 2009; 64 (6): 538-550.
  18. Novikov A.M. Chto takoe elitarnoe obrazovanie [What the elite education is]. Narodnoe Obrazovanie. 2004; 1: 62-66 (In Russ.).
  19. Ogurtsov A.P. Postmodernistsky obraz cheloveka i pedagogika [The postmodernist image of man and pedagogy]. Chelovek. 2001; 3-4: 18-27 (In Russ.).
  20. Patsukevich O.V. Massovizacija vysshego obrazovanija kak sledstvie globalizacii [Massivization of the higher education as a consequence of globalization]. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/ 32264/1/klo_2015_124.pdf (In Russ.).
  21. Prokhorov V.A. Fundamentalnost - osnovnoj princip postroenija inzhenernogo obrazovanija [Fundamental basis as a key principle of the engineering education]. Inzhenernoe Obrazovanie. 2012; 11: 82-84 (In Russ.).
  22. Schoenebeck von H. Antipadagogik im Dialog: eine Einfiihrung in antipadagogische. Basel; 1989.
  23. Sharonova S.A. Gumanitarnaja sostavljajushhaja fragmentarnogo obrazovanija [The humanitarian component of the fragmentary education]. E.A. Zeletdinova (Ed.). Socialno-gumanitarnoe obrazovanie vysshej shkoly Rossii v XXI veke. Astrakhan; 2009. Pp. 38-45 (In Russ.).
  24. Mahmoudi S., Jafari E., Nasrabadi H.A., Liaghatdar M.J. Holistic education: An approach for 21 century. International Education Studies. 2012; 5 (2): 178-186.
  25. Starr D. China and the Confucian Education Model. Durham University; 2012.
  26. Tarrant I., Tarrant J. Satisfied fools: Using J.S. Mill’s notion of utility to analyze the impact of vocationalism in education within a democratic society. Journal of Philosophy of Education. 2004; 38 (1): 107-120.
  27. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Istoricheskaya pamyat i grazhdanskoe samosoznanie [Conception of the Patriotic Education in Russia. Historical Memory and Civil Self-Conscience]. Moscow; 2014 (In Russ.).
  28. Upasana K. A comparative study of traditional education & education with special reference to India. International Journal of Research in Management & Business Studies. 2014; 2 (5): 149-162.
  29. Vakhitov D.R. Obrazovatelnye sistemy SSSR i Zapada: sravnitelny analiz preimuschestv i nedostatkov [Educational systems of the USSR and the West: A comparative analysis of advantages and disadvantages]. Vestnik TISBI. 2015; 1: 216-235 (In Russ.).
  30. Zapesotsky A.S. Ideya kulturocentristskoj modeli obrazovaniya [The idea of culture-centered model of education]. A.S. Zapesotsky (Ed.). Kulturno-antropologicheskie osnovy obrazovatelnoj deyatelnosti: k voprosu o razrabotke kulturocentristskoj modeli vysshego obrazovaniya. Saint Petersburg; 2009. Pp. 11-26 (In Russ.).
  31. Zharenova O.A., Kechil N.V., Pakhomov E.Yu. Intellektualnaja migracija rossijan. Blizhnee i dalnee zarubezhie [Intellectual Migration of Russians. The Near and Far Abroad]. Moscow; 2002 (In Russ.).

© Шафранов-Куцев Г.Ф., Яркова Е.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах