Том 19, № 1 (2021): Дистанционное и онлайн-обучение русскому языку в разных лингвокультурных средах
- Год: 2021
- Статей: 8
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/issue/view/1425
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1
Весь выпуск
Медиадидактика и электронные средства обучения
Моделирование онлайн-курса по русскому языку как иностранному в период эпидемии COVID-19
Аннотация
В марте 2020 года из-за эпидемии коронавируса все вузы Италии перешли на удаленное обучение и смогли обеспечить право на образование всем учащимся. Переход на онлайновое обучение поставил перед преподавателями новые задачи и вопросы, на которые надо было незамедлительно реагировать. Целью исследования стало научно-методическое обоснование моделирования онлайн-курса по русскому языку как иностранному в Болонском университете в качестве экстренной и единственно возможной в данный момент формы обучения во время вынужденного карантина из-за эпидемии коронавируса, эмпирическое определение потенциала информационных технологий и их возможность создать перспективную образовательную среду для обучения русскому языку как иностранному. Для реализации поставленной цели выявлена специфика учебного процесса студентов-политологов бакалавриата и магистратуры Болонского университета в кампусе г. Форли, которые начали изучать русский язык дистанционно. Были определены структура, функция образовательной среды IOL и Virtuale на основе оболочки Moodle, а также средства взаимодействия студентов и преподавателей в ней. Использовались методы анализа научной литературы, а также эмпирические методы наблюдения за коммуникативно-речевой деятельностью итальянских учащихся в процессе прохождения курса русского языка в удаленном формате, психолого-педагогический анализ их учебной деятельности на основе проведенных опросов об отношении студентов к дистанционному обучению в условиях форс-мажора. В ходе исследования были уточнены определения e-learning, рассмотрена когнитивная теория мультимедийного обучения для организации эффективной передачи информации во время учебного процесса и прямой связи со студентами. Теоретическое значение статьи заключается в обосновании возможности создания и использования дистанционных курсов для обучения иностранным языкам, в частности русскому как иностранному. Практическое значение данной работы состоит в разработке практико-ориентированной модульной компьютерной среды для обучения студентов РКИ, видов компьютерного методического обеспечения. Разработаны приемы формирования языковой, коммуникативной и страноведческой компетенций итальянских учащихся; внедрены новые мультимедийные учебные ресурсы в процесс обучения студентов-политологов. Обобщены основные результаты исследования, которые показали положительные аспекты и недостатки организации курса дистанционного обучения, а также дальнейшие перспективы его совершенствования.
Дистанционные образовательные технологии в обучении русскому языку как неродному в начальной школе
Аннотация
Изучаются проблемы применения дистанционных образовательных технологий в обучении инофонов русскому языку как неродному в начальной школе. Современная российская школа является поликультурной, поскольку в ней наравне с русскоязычными одноклассниками обучаются дети, не владеющие русским языком с детства. Особенно много таких учащихся в начальной школе (1-4 классах). Актуальность исследования определяется сложившейся в мире ситуацией, в которой дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса, и недостаточной изученностью потенциала онлайн-ресурсов в обучении русскому языку как неродному в школе. Цель статьи - определить возможности включения в практику преподавания русского языка младшим школьникам-инофонам дистанционных технологий. Материалом послужила научная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, а также интернет-ресурсы, предназначенные для изучающих русский язык как иностранный и как неродной. Исследование проводилось с помощью методов анализа и синтеза, оценки, прогнозирования и опроса. Результаты работы заключаются в выявлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий в современной школе: онлайн-ресурсы применяются фрагментарно, технические возможности школ не используются или используются не в полной мере, на применяемых платформах не представлены материалы по русскому языку как неродному, у учителей отсутствует опыт применения дистанционных образовательных технологий для преподавания русского языка инофонам, а также в определении направлений совершенствования онлайн-обучения младших школьников русскому языку как неродному: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы школьников по программе, представление в дистанционной форме обобщенного материала занятий, языковых и речевых упражнений, материалов для контроля. В заключении содержатся выводы об образовательном потенциале использования дистанционных технологий: определяются возможности с точки зрения обобщения и повторения материала уроков, автоматизации языковых навыков и тренировки речевых умений, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, отмечается активизация познавательной деятельности школьников и компенсация недостатка аудиторного времени, выделяемого на занятия по русскому языку как неродному.
Проект коммуникативного образовательного ресурса по русскому языку как иностранному с использованием технологии v-learning
Аннотация
Описывается проект структуры электронного образовательного ресурса по русскому языку как иностранному на основе системы социального взаимодействия, включающей компонент виртуальной симуляции русской языковой среды. Актуальность исследования продиктована современными тенденциями развития коммуникативно-ориентированного языкового обучения и компьютерных технологий, что обусловливает необходимость изучения и разработки новых эффективных подходов к совершенствованию теории и практики дистанционного обучения русскому языку как иностранному. Целью является теоретическая разработка структуры электронного образовательного ресурса по русскому языку как иностранному с использованием компонента виртуального симулятора русской языковой среды. В качестве основных применялись методы наблюдения за современными тенденциями развития электронных ресурсов, анализа научной литературы, обобщения эмпирического опыта авторов в разработке прототипов систем обучения на основе технологии виртуальных миров и учебно-игровых приложений по русскому языку. Материалами исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные использованию технологий виртуальной реальности в процессе языкового обучения. Проанализированы тенденции развития современных электронных ресурсов, на основании которых выделены основные принципы и практические подходы к формированию электронной языковой среды. Результатом стали положения теоретико-прикладного характера, предполагающие рассмотрение электронного образовательного ресурса по русскому языку как иностранному как живой и саморазвивающейся виртуальной экосистемы. Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы для создания коммуникативно-ориентированного электронного образовательного ресурса по русскому языку как иностранному.
Обучение русскому языку как иностранному с использованием сервиса LearningApps
Аннотация
Описан опыт применения приложений сервиса LearningApps в практике преподавания русского языка как иностранного студентам Института международного образования Хэнаньского университета науки и технологий в 2018-2020 учебных годах. Актуальность выбранной для рассмотрения темы обусловлена отсутствием комплексного описания возможностей тренажеров сервиса LearningApps в традиционном и дистанционном обучении иностранцев. Цель исследования - показать возможности применения тренажеров сервиса LearningApps в качестве сопровождающего электронного ресурса в преподавании разных аспектов русского языка как иностранного. Изучение возможностей сервиса проводилось с помощью анализа научной литературы и функционала сервиса, наблюдения и обобщения педагогического опыта, бесед со студентами и преподавателями. В ходе исследования выявлены положительные и отрицательные стороны рассматриваемого ресурса. Для студентов его достоинства заключаются в интерактивности, индивидуальной траектории выполнения задания, возможности получения оперативной консультации и многократного выполнения упражнений, игровой форме, наличии большого количества разнообразных шаблонов заданий. Преимущества ресурса для преподавателя - простота освоения, отсутствие привязки упражнений к определенной обучающей платформе, что позволяет включать их в печатные и электронные учебные пособия, возможность использовать готовые упражнения в базе общего доступа или делать на их основе новые, использовать материалы с разными методическими целями: для демонстрации, информационного поиска, формирования навыков и умений в разных видах речевой деятельности, интенсификации обучения лексике и грамматике, организации контроля, проведения индивидуальной работы с учащимися в зависимости от уровня владения языком. К недостаткам следует отнести невозможность оперативного оценивания с помощью балльной системы, отсутствие кириллицы в некоторых шаблонах и исчезновение определенных шаблонов в базе. Перспективы использования ресурса LearningApps связаны с необходимостью развития удаленного обучения русскому языку как иностранному.
Проектирование образовательных интернет-курсов по русскому языку в Финляндии
Аннотация
При переходе к онлайн-обучению возникает вопрос о целесообразности, методах, форме перевода существующих учебных материалов в Интернет и создании новых. Цель исследования - показать, какими возможностями обладает электронная образовательная среда ViLLE, разработанная в Финляндии, для обучения русскому языку как иностранному и как второму домашнему. Материалом послужили созданные в этой среде упражнения, а методами были различные программные и педагогические решения, направленные на внедрение методики. В ходе исследования, начиная с 2017 года, ViLLE позволила русскому языку найти и занять свое место в цифровой системе преподавания языков в Финляндии. Создавались разные курсы, с разными наборами заданий и упражнений, которые могут использовать преподаватели и учащиеся любого учебного заведения. Некоторые из курсов, в том числе адресованные билингвам, дают возможность самостоятельного ознакомления с включенным в них теоретическим материалом. Овладев необходимыми минимальными навыками использования ViLLE, любой преподаватель имеет возможность самостоятельно модифицировать задания и упражнения, комбинировать их в нужной последовательности и объеме и таким образом создавать курсы, приспособленные под потребности своих учеников. Наличие интегрированной системы анализа успеваемости делает работу легче, позволяя сосредоточиться на решении конкретной языковой задачи. Анализ результатов показал, что из существующих электронных образовательных ресурсов именно обучающие платформы и среды представляют собой наиболее существенные инструменты для преподавания иностранного/второго языка, так как только они дают преподавателю возможность самостоятельно планировать и структурировать весь учебный процесс, управлять им, использовать существующие материалы и создавать новые, автоматизировать определенные функции, комбинировать различные учебные события, общаться с учениками. Критерии, по которым платформу можно оценивать и сравнивать, можно разделить на две категории: 1) общие критерии, к которым относится многофункциональность, набор функций, которые предоставляет среда, и совместимость в отношении кодировки и формата учебных материалов и других компонентов систем; 2) потребности конкретных преподавателей и учеников и их ресурсы, администрирование платформы, создание заданий и курсов, управление учебным процессом и его мониторингом. В будущем предполагается осуществить широкий мониторинг эффективности включения системы в обучение школьников и студентов.
Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному
Аннотация
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возможностями онлайн-обучения в неопределенной критической ситуации, вызванной пандемией. Новые условия жизни заставили по-другому взглянуть на модель обучения русскому языку как иностранному: изменилось не только качество и количество изучаемого материала, но и форма общения активных субъектов образовательного процесса, сама стратегия преподавания. Цель исследования - проанализировать особенности онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вынужденной ситуации всеобщей «технологизации» процесса обучения в вузах РФ. С одной стороны, современные информационно-коммуникационные технологии открывают широкие возможности выбора модели обучения в зависимости от целей обучения русскому языку как иностранному, с другой - создают негативные стереотипы в организации учебного процесса. Для реализации поставленной цели были избраны комбинации методов исследования: а) методы, применяемые на эмпирическом уровне, - анализ научной литературы, научное наблюдение и обобщение педагогического опыта; б) методы, используемые на теоретическом уровне - абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция. Материалом исследования послужили теоретические труды ученых-лингвистов, методистов, преподавателей-практиков, а также реальное онлайн-обучение. Проанализированы теория и практика онлайн-обучения русскому языку как иностранному, определены требования к эффективному онлайн-обучению, раскрыты специфические задачи в онлайн-обучении, стоящие перед преподавателями русского языка как иностранного. Определено, что для эффективного онлайн-обучения необходимы: 1) понимание его отличительных особенностей и того, какие информационно-коммуникативные технологии подходят для решения конкретных дидактических задач, - от этого будет зависеть содержание учебного материала, принципы, методы и стратегии обучения; 2) учет специфики предмета «Русский язык как иностранный», его трудности, дидактические задачи, которые нужно решить в процессе обучения. Выявлено, что построение эффективной модели онлайн-обучения РКИ возможно в соответствии с современными научными рекомендациями методистов, лингвистов, психологов, специалистов в области использования компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. Онлайн-обучение формирует вариативную (гибкую) модель обучения русскому языку как иностранному в постоянно меняющихся условиях жизни, условиях «шокового обучения». Намечены перспективы создания эффективного онлайн-обучения русскому языку как иностранному и использования всех дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ
Аннотация
Пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в образовательный процесс почти во всех странах мира. Методы и подходы, приемы и технологии, которыми преподаватели пользовались в офлайн-обучении, оказались неэффективными. Особую актуальность приобрели вопросы, связанные с онлайн-обучением русскому языку как иностранному, так как многие студенты вынуждены были покинуть Россию и изучать язык только в онлайновом формате. Цель исследования заключается в рассмотрении перспектив (ближайших и дальнейших) онлайн-обучения русскому языку иностранцев в вузах РФ. Материалами исследования послужили результаты анкетирования, проведенного среди магистрантов 1-го года обучения по направлению 45.04.01 «Русский язык как иностранный» филологического факультета РУДН (г. Москва), а также опыт работы автора, который преподает русский язык иностранцам в режиме онлайн на платформах ТУИС и Microsoft Teams. В результате исследования выявлены плюсы и минусы онлайн-обучения русскому языку как иностранному, внесены предложения по повышению его эффективности в российских вузах, определены ближайшие перспективы, которые предполагают реализацию актуальных компонентов педагогического инструментария в онлайн-обучении РКИ: современных педагогических технологий, принципов индивидуализации и дифференциации, коммуникативного метода обучения. К дальнейшим перспективам отнесено обучение русскому языку иностранцев только в смешанном формате. Основные проблемы, препятствующие качественному обучению РКИ в режиме онлайн, лежат в области формирования коммуникативной компетенции, отсутствия русскоязычной среды, организации контроля, трудностей в развитии навыков письменной речи учащихся. В перспективе следует ожидать реализацию нового подхода в системе мирового образования, поскольку пандемия не пройдет бесследно, а повлияет на рынок образовательных услуг во всех странах мира.