Многословные идеологемы в фокусе русской лингвокультуры: корпусное исследование
- Авторы: Стародубец С.Н.1, Пронченко С.М.1, Белугина О.В.1
-
Учреждения:
- Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
- Выпуск: Том 23, № 1 (2025)
- Страницы: 63-80
- Раздел: Лингвокультурология: теоретические и прикладные аспекты
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/44248
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2025-23-1-63-80
- EDN: https://elibrary.ru/VHQHEP
- ID: 44248
Цитировать
Аннотация
Актуальность исследования обусловливает связь общественных идеологических ориентиров с национальной культурой и государственным языком, являющимся как средством межнационального общения, так и инструментом постижения социумом ценностных и идеологических приоритетов. Лингвокультурологическое исследование идеологем позволяет осуществить фиксацию актуальных в плане формирования концептуальной и языковой картин мира аксиологических ориентиров. Цель исследования - изучение специфики смыслового поля и определение коммуникативного значения ранее не выступавших в качестве предмета научного изучения идеологем, репрезентированных посредством трехкомпонентных составных наименований русское национальное сознание , русская национальная культура , русский национальный гимн / флаг. Анализ плана выражения и плана содержания данных идеологем в современном русском языке выполнен на материале текстов основного корпуса системы «Национальный корпус русского языка». Учет синтагматики контекста и парадигматики политического дискурса помог выявить репрезентативные инварианты и варианты. Применение методики фреймовой репрезентации позволило установить план содержания анализируемых составных наименований. Так, идеологема русское национальное сознание в плане выражения представлена тремя орфографическими вариантами, русская национальная культура - тремя, русский национальный гимн / флаг - двумя. План содержания этих языковых единиц определяется соответственно коммуникативными значениями: 1) ‘процесс отражения действительности в сознании человека сквозь призму русских национальных взглядов’; 2) ‘совокупность русских национальных достижений сквозь призму историософских, культурологических, религиозных и политических взглядов’; 3) ‘музыкальное произведение - символ русской национальной государственности’ / ‘полотнище - символ русской национальной государственности’. Дана характеристика смысловых полей трехкомпонентных идеологем, выявлены оценочные экспликаторы (безоценочные, мелиоративные и пейоративные), сформулированы коммуникативные значения. Намечены перспективы исследования, предполагающие выявление актуальных идеологем и анализ механизмов идеологизации семантики широкого спектра составных наименований, репрезентируемых ментальной и знаковой картинами мира современной русской языковой личности.
Полный текст
Введение
В связи с закономерными изменениями в социальном мироустройстве многие наименования понятий, включающих в свою структуру идеологическую составляющую, нуждаются в уточнении, а подчас и в переосмыслении элементов семантики. Так, конкретизация семантического наполнения языковых единиц, номинирующих важнейшие политические, социологические, философские и этические явления, а также разъяснение терминов «мировоззренческого характера», по мнению Ю.А. Бельчикова, сопровождает «развитие русской общественной мысли» (Бельчиков, 2001: 19).
Данный факт обусловливает актуальность исследования особенностей преобразования семантики идеологических понятий, а также анализа непосредственного процесса идеологизации лексического наполнения как отдельных слов, так и составных наименований, с учетом сопровождающих это явление факторов.
Взаимовлияние таких сложных категорий как идеология и язык находит свое выражение прежде всего в идеологемах, т.е. языковых единицах, которые, по определению А.П. Чудинова[1], включают в себя идеологический компонент, представленный «посредством идеологической оценочности (в ядре) либо идеологической коннотации (на периферии)» (Cтародубец, Дариков, 2024: 145).
Само понятие «идеологема», введенное в лингвистическую науку М.М. Бахтиным (Бахтин, 1975) и являющееся непосредственным языковым отображением идеологического концепта, выступает как полипарадигмальное явление и включается в фокус исследовательского интереса не только языкознания, но и многих других гуманитарных дисциплин, в частности философии, культурологии, социологии и др.
Теория идеологемы разрабатывалась во многих научных исследованиях, посвященных как описанию природы идеологически значимых единиц, так и анализу различных аспектов их языковой репрезентации:
- идеологема как «ментально-стилистический феномен, идеологический концепт» (Клушина, 2014);
- исследования теории идеологемы в рамках лингвокогнитивного направления (Малышева, 2009).
- идеологема как знаковая форма выражения идеологических установок и социальных процессов (Бойко, 2015: 29);
- определение идеологемы в фокусе собственно лингвистического направления (Нахимова, 2011);
- идеологема как сложный мыслительный комплекс с целостным идеологическим значением, социально значимый в культурном и историческом аспектах (Пионтек, 2012).
Кроме того, актуальными представляются работы, связанные с исследованием идеологем в интерперсональном аспекте (Иванов, Катышев, 2023); анализом идеологем в качестве средства информационного манипулирования (Михайловская, 2021) и проявления национальной ментальности (Романова, 2019); специфики функционирования в речи идеологизированной лексики в интернет-дискурсе (Ляшева, 2020) и виртуальных текстах (Кондратенко, Кружилина, 2019).
В нашем исследовании дан анализ содержания идеологем, ранее не выступавших в качестве предмета научного изучения. Рассмотренные языковые единицы представляют собой продуктивные трехкомпонентные составные наименования с этнонимом русский и атрибутом национальный и являются результатом вторичной номинации, которая обусловлена синтаксической мотивацией.
Среди трехкомпонентных составных наименований с этнонимом русский и атрибутом национальный к базовым относятся неоднословные соединения, построенные по модели: русский + (национальный + опорное существительное). Компоненты «составных наименований выступают в качестве маркеров дифференциальных свойств обозначаемого, в связи с этим каждый из них несет долю итогового смысла» (Стародубец, Белугина, Колегова, 2023: 350). Полагаем, что соединение двух атрибутов русский и национальный в сложное словосочетание является семантически и синтаксически обоснованным.
Составные наименования русское национальное сознание, русская национальная культура, русский национальный гимн / флаг, на наш взгляд, представляют собой неоднословные образования, репрезентанты одноименных идеологем, имеющих этнокультурный фокус.
Цель исследования — изучить специфику смыслового поля и определить коммуникативное значение идеологем, репрезентированных посредством трехкомпонентных составных наименований русское национальное сознание, русская национальная культура, русский национальный гимн / флаг.
Методы и материалы исследования
Материалом для исследования выступили тексты основного корпуса системы «Национальный корпуса русского языка» (НКРЯ)[2], включающие трехкомпонентные составные наименования с атрибутами русский национальный и варьирующимся опорным компонентом.
Всего было зафиксировано 672 контекста, содержащих 1027 примера словоупотребления анализируемого составного наименования.
На начальном этапе анализа языкового материала мы применили индуктивно-дедуктивный, статистический, корпусный, дефиниционный и сопоставительный методы.
Из основного корпуса НКРЯ извлечены контексты, в которых проанализированы план выражения и план содержания отобранных идеологем с учетом синтагматики контекста и парадигматики политического дискурса, определены инварианты и варианты репрезентации.
Составляющие смысловых полей идеологем описаны с применением методики фреймовой репрезентации знаний, относящейся к определенной предметной области (Dijk, 1995; 2000).
Смысловое поле очерчено посредством ключевых (базовых) частных составляющих и периферийных оценочных маркеров (= экспликаторов), безоценочных, положительных и отрицательных.
Коммуникативные значения идеологем сформулированы с применением коммуникативно-семантического анализа (Стернин, 2013: 5–9) составных наименований.
Результаты
В основном корпусе НКРЯ идеологема русское национальное сознание в плане выражения представлена тремя орфографическими вариантами: русское национальное сознание, Русское национальное сознание, русское «национальное сознание», среди которых в количественном отношении преобладает первый вариант. План содержания определяется коммуникативным значением ‘процессы отражения действительности в сознании человека сквозь призму русских национальных философских, религиозных, исторических и политических взглядов, жизненного и творческого пути значимых представителей русской культуры’. Смысловое поле орфографических вариантов представлено:
- русское национальное сознание — нейтральными, мелиоративными и пейоративными лексическими экспликаторами, среди которых доминируют последние,
- Русское национальное сознание — минимальным количеством мелиоративных и пейоративных лексических экспликаторов, среди которых преобладают также последние,
- русское «национальное сознание» — минимальным и приблизительно равным количество безоценочных и отрицательных экспликаторов.
План выражения идеологемы русская национальная культура определен вариантами: русская национальная культура / «русская национальная культура» / Русская национальная культура, среди которых преобладает первый. План содержания идеологемы очерчен коммуникативным значением ‘совокупность русских национальных достижений сквозь призму историософских, культурологических, религиозных взглядов, в со- и противопоставлении с культурами других народов, а также личного творческого пути выдающихся русских ученых, писателей, художников, архитекторов, скульпторов, режиссеров, театральных деятелей’. Смысловое поле орфографического варианта русская национальная культура содержит нейтральные, мелиоративные и пейоративные лексические экспликаторы, среди которых преобладают мелиоративные и пейоративные (их приблизительно равное и значительное количество), у варианта «русская национальная культура» выделены безоценочные и пейоративные экспликаторы, среди которых преобладают последние. Анализ смыслового поля орфографического варианта Русская национальная культура позволил выделить минимум безоценочных маркеров.
План выражения идеологемы русский национальный гимн стабильно единый. План содержания определяется коммуникативным значением ‘музыкальное произведение — символ русской национальной государственности с глубинной патриотической миссией, духовной самобытной культурой и этнической историей’. Смысловое поле орфографического варианта русский национальный гимн содержит нейтральные, мелиоративные и пейоративные лексические экспликаторы, среди которых преобладают мелиоративные экспликаторы.
План выражения идеологемы русский национальный флаг также константен. План содержания связан с коммуникативным значением ‘полотнище, имеющее определенное сочетание цветов в истории России, — символ, русской национальной государственности и оплот надежды на спасение Родины в русской эмигрантской среде’. Смысловое поле орфографического варианта русский национальный флаг включает нейтральные, мелиоративные и пейоративные лексические экспликаторы, среди которых преобладают мелиоративные экспликаторы.
Обсуждение
Двусловные идеологемы, как то: русская идея (Стародубец, Белугина, Колегова, 2023), русское оружие (Тимофеев, 2019), русский путь (Колегова, 2022), русский вопрос (Колегова, 2023), русский характер (Амиров, Челышева, 2023), русская весна (Стародубец, Дариков, 2024), описаны исследователями в когнитивном и/или семантическом аспектах (Belugina, Starodubets, Timofeev, 2020).
Наиболее продуктивные (согласно статистике корпуса) трехсловные идеологемы русская духовная культура, русский национальный дух и русский национальный характер рассмотрены в кандидатской диссертации О.Ю. Колеговой «Идеологизированные неоднословные наименования с этнонимом русский в русской концептуальной и языковой картинах мира (корпусное исследование)», выполненной под руководством С.Н. Стародубец (Колегова, 2024). Анализ репрезентации идеологемы национальный образ России в сфере рекламы туристической деятельности осуществлен Е.Е. Меньшиковой (Меньшикова, 2024). Неоднословные идеологемы русская национальная идея и русское национальное самосознание исследованы в работах С.Н. Стародубец (Стародубец, 2024).
В работе «Идеологема «русская идея» в русской концептуальной и языковой картинах мира» мы отмечаем, что идеологический концепт «русская идея, является ядром, вокруг которого иерархически концентрируется доминирующая система понятий, репрезентирующих религиозно-философскую картину мира русского зарубежья первой половины ХХ века» (Cтародубец, Белугина, Колегова, 2023: 351), при этом также подчеркиваем, что и в настоящее время русская идея — ключевой, «зонтиковый» национально-культурный и идеологический концепт, который включает в себя смысловые поля других базовых, национально ориентированных идеологем.
Полагаем возможным установить, что коррелирующими с ключевой идеологемой являются также русское национальное сознание, русская национальная культура, русский национальный гимн / флаг.
На момент проведения исследования в основном корпусе НКРЯ при запросе «русский национальный» зафиксированы 672 текста, 1027 примеров.
Статистика частотности употребления опорных существительных либо опорного компонента (прилагательное + существительное) составных наименований с этнонимом русский (-ая, -ое, -ие) + атрибут национальный (-ая, -ое, -ые) приведена в таблице.
Частотность составных наименований русский национальный + опорное существительное / опорный компонент (прилагательное + существительное) по данным Национального корпуса русского языка
Частотность слово- | Опорное существительное |
Однократное | Ассоциация, база, беда, бедствие безопасность, бестселлер, библиотека, блюдо, богатство, болезнь, вождь, вопрос, воспитание, всесословный союз, вывод, геральдика, город, граница, действительность, демократия, Димитрий Ростовский, достояние, ерунда, зарубежная газета, жанр, жертвенность, живопись. задача, звук, игра, издание, имя, исключительность, исторический жанр, историческое начало, кино, книга, колорит, композитор, красота, кукла, культурная элита, культурный кадр, кухня, лаборатория, литература, личность, мессианизм, мечта, миф, молодежь, мощь, музей, мыслитель, напев, начинание, наше, нива, облик, образец народовластия, обувь, общественно-государственная концепция, общественное мнение, общественность, ограниченность, одежда, опора, оппозиция, ответ, пантеон, партия фашистов, патриотизм, певец, певчий, печать, платье, позиция, поле, политическая организация, понимание, понятие, потеха, право, предмет, проблема, провинциализм, программа, промышленность, пророк, прошлое, публицист, рабство, развитие, реакция, религиозность, рецепт, романтика, рубашка, самодовольство, самочувствие, свободолюбие, своеобразие, святой, святыня, сектор, семья, сервис, склад, совесть, социализм, социалист, союз молодежи, спасение, способ чаепития, старина, ствол, стремление,танец, творение, тема, товар, точка зрения, трагедия, уголовное дело, уголок, условие, учение, ученый, фамилия, художник, цвет, цветок, цель, центр, церковность, церковь, цирк, чудо, шоу, экзотика, элемент, эмигрантская организация, «так и так». |
От 2 до 10 слово- | Акт (4), армия (7), банк (2), быт (2), бытие (2), власть (6), военная доктрина (7), возрождение (5), газета (3), гений (10), герой (5), гордость (6), государственное творчество (2), государственность (3), государство (10), достоинство (7), душа (4), жизнь (7), журнал (2), знамя (2), зодчество (5), идеал (9), идентичность (3), идеология (5), издательство (3), империализм (2), инструмент (2), интеллигенция (2), искусство (10), история (6), катастрофа (2), комитет (4), круг (2), кружок (2), лента (2), лицо (2), менталитет (3), меньшинство (3), мировоззрение (2), музыка (7), мысль (6), направление (5), начало (3), общество (4), община (10), объединение (4), опера (5), опыт (2), орган (2), освобождение (2), особенность (3), партия (10), пейзаж (2), писатель (5), подъем (3), политика (7), почва (2), поэзия (2), поэт (8), правительство (4), правосознание (3), праздник (2), призвание (2), психика (5), психология (4), путь (3), работа (2), революция (4), республика (2), самобытность (2), самолюбие (3), самомнение (2), секретарь (3), сила (7), собор (6), совет (3), союз (8), способность (2), стихия (7), строение (2), строительство (3), строй (4), театр (8), тип (2), традиция (7), уклад (3), философия (2), фонд (2), форма (о языке) (4), фракция (5), фронт (2), целое (3), ценность (3), черта (8), честь (2), школа (8), эмиграция (7), эпос (3), явление (3), ядро (2), язык (2). |
Более 10 слово- | Гимн (15), движение (12), дело (17), дух (28), единство (11), идея (46), интерес (13), костюм (13), культура (41), напиток (11), организация (24), самосознание (39), сознание (32), флаг (23), характер (82), чувство (22), |
Рассмотрим содержание идеологем, которые не становились предметом научного исследования. Это идеологемы, репрезентированные продуктивными трехкомпонентными составными наименованиями русское национальное сознание, русская национальная культура, русский национальный гимн / флаг.
I. Идеологема русское национальное сознание ↔ составное наименование русское национальное сознание
В «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой номинация сознание описывается как многозначная лексема с четырьмя лексико-семантическими вариантами (ЛСВ).
СОЗНА2НИЕ ср.
- Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека. // Осознание общественной жизни человеком как представителем определенных общественных классов, слоев.
- Восприятие и понимание окружающего, свойственное человеку; ум, разум. // Способность осмысленно воспринимать окружающее (противоп.: беспамятство).
- Ясное понимание чего-л.
- Мысль о чем-л., чувство, ощущение чего-л.[3]
Значение трехкомпонентного составного наименования опирается на первый ЛСВ.
В основном корпусе НКРЯ — 25 текстов, 32 примера.
Значение анализируемого составного наименования инвариантно: русское национальное сознание (94 %) / Русское национальное сознание (3 %) / русское «национальное сознание» 3 %.
Коммуникативное значение: процесс отражения действительности в сознании человека сквозь призму русских национальных философских, религиозных, исторических и политических взглядов, жизненного и творческого пути значимых представителей русской культуры.
<...> Все серьезные исследователи русского национального сознания говорят о его глубоком кризисе. <...>[4];
<...> ...мы можем составить себе представление о стихийной силе возрождающегося Русского национального сознания. <...>[5];
<...> Каким же образом наше русское «национальное сознание» может отказаться от подобной очевидности? <...> [6] и др.
Компоненты смыслового поля идеологемы: единство русской веры, единство русского народа, философия и русский социум, философские книги, включение религиозных диссидентов в русскую национальную жизнь, протестантизм в России / русские протестанты, ответственность за судьбы родины, протестантский патриотизм, протестантская инкультурация, кремлевский патриотизм, культурная и информационная политика правительства, российский патриотизм, годы путинского президентства и патриотизм, творчество А.С. Пушкина, антисоветская политика, отношение русских к четырем мировым стихиям, язычество в православии, неприемлемость уроков иной государственности, интеллигенция и своеобразие русской культуры, непримиримые национализмы внутри России, превращение монгольской государственной идеи в государственную православно-русскую идею, отказ Иоанна III платить дань татарам, туранский элемент в русской культуре, славянофильство, мировоззрение Ф.М. Достоевского, русское еврейство, византийские традиции в русской культуре.
Вариант русское национальное сознание:
безоценочные экспликаторы: неизбежная полюсность рационалистического и религиозного миропонимания, покорение ордынских земель под властью русских царей, рамка сознания, подсознательная база всей душевной жизни, туранские этнопсихологические элементы;
мелиоративные экспликаторы: протестанты, протестантская субкультура, изначальное божественное дружество [четырех стихий], неразрывная связь стихий между собой, логика Мандельштама, комплекс Гамлета, типично русский «гамлетизм», соединение нравственной силы дохристианских народных воззрений с мощью христианства, распространение русского влияния на Балканах, идея православия, русская церковь, идея единства русского народа, соединение России с Ордой под властью русского царя, Иоанн Грозный, Христианство, Православная вера;
пейоративные экспликаторы: рационалистическое сектантство, микроб, разлагающий национальное единство, кремлевский патриотизм, воспроизводство российских миллиардеров, идея «государственничества», перестать чувствовать себя хозяевами в собственной стране, потеря веры в национальное будущее, разжигание антирусских настроений, разжигание национальной ревности, стереотип обделенности русского народа в СССР, карикатура на русского патриота, шляхетство, Рыжебородый [о Сергии Радонежском], кризис, противо-российские национализмы, загнано в подполье, жидовин, сарацин, сыроядцы-татары, дегенерация, татарщина, нездоровый абсолютизм последних царствований [в России].
Вариант Русское национальное сознание:
мелиоративные экспликаторы: почитание Ломоносова;
пейоративные экспликаторы: власть, рожденная из отрицания всей Русской Национальной истории, вельможи власти, стихийная сила.
Вариант русское «национальное сознание»:
безоценочные экспликаторы: продолжение византийских преданий, чада византийской культуры;
пейоративные экспликаторы: самообман из-за слов, забвение дела.
II. Идеологема русская национальная культура ↔ составное наименование русская национальная культура
В «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой номинация культура описывается как многозначная лексема с пятью ЛСВ.
КУЛЬТУ2РА ж.
- Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. // Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.
- Уровень развития каждой из областей — интеллектуальной, общественной и производственной — жизни. // Конкретные результаты такого развития.
- Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.
- Сфера человеческой деятельности, связанная с областью литературы, искусства, архитектуры и т.п.
- Искусственно созданный человеком мир, жизнь в котором определяется его — человека — и???????деалами[7].
Коммуникативное значение трехкомпонентного составного наименования формируется на базе первого ЛСВ.
В основном корпусе НКРЯ — 37 текстов, 41 пример.
Значение анализируемого составного наименования инвариантно: русская национальная культура (92 %) / «русская национальная культура» (4 %) / Русская национальная культура (2 %). Омоним «Русская национальная культура» 2 %.
Коммуникативное значение: совокупность русских национальных достижений сквозь призму историософских, культурологических, религиозных взглядов, в со- и противопоставлении с культурами других народов, а также личного творческого пути выдающихся русских ученых, писателей, художников, архитекторов, скульпторов, режиссеров, театральных деятелей.
<...> В 1860-х – 1870-х гг. в московском особняке Морозова и в Абрамцеве сформировался «мамонтовский кружок», в который входили художники, архитекторы, скульпторы, искусствоведы; все они мечтали о расцвете русской национальной культуры. <...>[8];
<...> Разве Зощенко, Маяковский, Маршак, Замятин, Мейерхольд, Булгаков, Чуковский, Житков – это не «русская национальная культура»? <...>[9];
<...> ...отец протоиерей Рождественский прочтет лекцию на тему «Православная церковь как основа Русской национальной культуры»... <...>[10] и др.
Отмечена лексическая омонимия в названии объекта — дом «Русской национальной культуры»: <...> На освящение дома «Русской национальной культуры» «Объединение» пригласило меня и… благочинного о. Д. Троицкого. <...>[11].
Семантические компоненты смыслового поля: национальная культура великорусского племени, русская интеллигенция и национальный вопрос, роль русского дворянства ХIХ века в культуре, вхождение в российскую нацию всех народов, населяющих Россию, идея национальной науки, евразийство, роль Александра III, деятельность «мамонтовского кружка», две русские культуры как две модели общения, история России в свете теории цивилизаций, выступления ярких русских поэтов и прозаиков против событий октября 1993 г., Ф.И. Шаляпин как художественное и общественное явление, деятельность министра культуры М.Е. Швыдкого, история русской пикториальной фотографии, патриотическая деятельность русских мыслителей, открытие А.С. Пушкиным мира христианской поэзии, творчество немецких писателей, церковное творчество русских композиторов, национализм в России, творчество Р. Ивнева, отрицание А.И. Солженицыным наличия советской культуры, дневники академика М.В. Нечкиной, развитие гения Ломоносова на народной основе, творчество А. Эфроса, творчество В.В. Дмитриева, работы М.В. Нестерова, А.С. Пушкин в русской культуре, церковное основание русской культуры, русская эмиграция в Китае, австрийская агрессивная ориентация «украинских» партий в Галиции против России.
Вариант русская национальная культура:
безоценочные экспликаторы: традиция православия, центральное ядро российской нации, процесс самоорганизации российской нации, русская нация и культура, русский язык, язык великороссов;
мелиоративные экспликаторы: культурное единство трех восточнославянских народов, храмы Софии, С.И. Мамонтов, художники, архитекторы, скульпторы, искусствоведы, певец выдающегося таланта [Ф.И. Шаляпин], картины М. Нестерова с исторически духовной тематикой, П.А. Флоренский, А.С. Пушкин, Ломоносов, великий гражданин и патриот, ученый огромного таланта, упорство и бескорыстие в труде, самоотверженный патриотизм, гуманистическое устремление творчества, портреты кисти М.В. Нестерова, квинтэссенция души великого русского народа, наука как органическая сила народной жизни и истории, живое дыхание народного духа, величайшая национально-воспитательная сила;
пейоративные экспликаторы: боль и обида, пролитая кровь октября 1993 г., ельцинские репрессии, новое насилие над народом, национализм, книга Эфроса «Профили», клевета на русское классическое искусство, истинные ревнители, беда и разгром России, порабощение и поругание русской Академии, русские ученые как мученики и изгнанники, волна русского варварства и интернационального злодейства, «розановщина», «розановское», «вечно-бабье», шовинизм, бахвальство, духовно-вампирическое отношение к крови, проливаемой русскими войсками, Галиция, «украинство», государственный и культурный сепаратизм, форма малорусского (украинского) движения, отрицающего общерусский язык и общерусскую культуру.
Вариант «русская национальная культура»:
– безоценочные экспликаторы: подобная натуральному хозяйству, домашняя и провинциальная;
– пейоративные экспликаторы: шовинистические кампании, яростно доказывать самобытность отечественной культуры, ее абсолютную независимость от западных влияний, отрицать наличие советской культуры.
Вариант Русская национальная культура:
– безоценочные экспликаторы: Комитет Делового Объединения, чтение лекций и докладов, отец протоиерей Рождественский, П.А. Веденяпин, А.П. Бендерский.
III. Идеологема русский национальный гимн ↔ составное наименование русский национальный гимн
В «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой номинация гимн описывается как многозначная лексема с четырьмя ЛСВ.
ГИМН м.
- Музыкальное произведение или часть его — обычно финал — торжественного характера, прославляющее кого-л., что-л.
- Торжественная песня или мелодия как символ какого-л. государства, какой-л. партии.
- Торжественная хвалебная песня в честь богов и героев (в Древней Греции). // Христианское духовное песнопение.
- перен. Восторженная хвала; прославление[12].
Коммуникативное значение трехкомпонентного составного наименования формируется на основе второго ЛСВ.
В основном корпусе НКРЯ — 15 текстов, 15 примеров.
Значение анализируемого составного наименования определено инвариантом русский национальный гимн (100 %).
Коммуникативное значение: музыкальное произведение – символ русской национальной государственности с глубинной патриотической миссией, духовной самобытной культурой и этнической историей.
<...> С тех пор студенчество не перестает петь разбойничьи песни, и «Дубинушка» делается чуть ли не русским национальным гимном. <...>[13];
<...> ...на первом концерте казаков в роскошном зале «Пекин-отеля», быть может, впервые прозвучал торжественный старый русский национальный гимн «Боже, царя храни». <...>[14];
<...> ...Москва... просит предъявить требование о наказании виновников оскорбления русского национального гимна[15].
Компоненты смыслового поля идеологемы: интерес С. Довлатова к литературным реминисценциям, опера «Иван Сусанин» М. Глинки, Китай и русская эмиграция, Америка и евреи, особенности исполнения русского гимна за рубежом, исполнение гимна при прибытии русских королевских особ, открытие выставки автомобилей, русские офицеры в Лондоне, «Русалка» с участием Шаляпина и Собинова в Мариинском театре, «Бесы» Ф.М. Достоевского.
Вариант русский национальный гимн:
безоценочные экспликаторы: истоки музыки «Славься», народная песня, торжественный русский кант, боевые песни 1812 г., православные галичане, «Боже, Царя храни!», «Жизнь за царя», произведения творца гимна А.Ф. Львова;
мелиоративные экспликаторы: грандиозная сила звучания (хор, оркестр, духовой оркестр на сцене, колокола), ощущение ослепительной радости и торжества, хор, «вся Москва, вся Русь времен Минина и Пожарского», «Боже, царя храни!», Глинка, «Славься», сердечные слова [царя], успех оркестра балалаечников [исполняющих русский гимн] в Лондоне; неописуемый восторг народа, галичане, торжественный, торжественно и гордо, победные звуки, празднование 75-летия гимна, овации публики, бурная патриотическая манифестация, настоятельно требовать исполнения [гимна], восторженные «ура», требование повторения гимна;
пейоративные экспликаторы: увлечение стихией бунта, разбойничьи песни, «Дубинушка», разбойничья воля, национально-черносотенный характер идеологии, некорректное отношение американцев к русскому гимну, исполнение [русского гимна] оркестром балалаечников, наказание виновников оскорбления русского национального гимна, завещать кожу на барабан для выбивания русского гимна.
IV. Идеологема русский национальный флаг ↔ составное наименование русский национальный флаг
В «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой номинация флаг описывается как многозначная лексема с двумя ЛСВ.
ФЛАГ м.
- Одноцветное или нескольких цветов полотнище определенного размера, одной стороной прикрепленное к древку или шнуру (обычно с эмблемой страны или государства). // Употр. как символ государства, нации.
- Кусок ткани определенной формы и окраски, прикрепляемый к древку и являющийся знаком чего-л.[16]
Коммуникативное значение трехкомпонентного составного наименования формируется на основе первого ЛСВ.
В основном корпусе НКРЯ — 22 текста, 23 примера.
Значение анализируемого составного наименования представлено инвариантом русский национальный флаг (100 %).
Коммуникативное значение: полотнище, имеющее определенное сочетание цветов в истории России, — символ, русской национальной государственности и оплот надежды на спасение Родины в русской эмигрантской среде.
<...> Утвержденный Петром I бело-сине-красный флаг почти полтора столетия считался русским национальным флагом. <...>[17];
<...> Столъ президiума былъ покрытъ русскимъ нацiональнымъ флагомъ съ траурнымъ крепомъ... <...>[18];
<...> ...на палаткѣ интерната дѣтьми гимназіи былъ прикрѣпленъ трехцвѣтный русскій національный флагъ съ надписью — «Боже, помоги спасти Россію»[19].
Семантические компоненты: русские полярные экспедиции, расположение и значение полос русского национального флага, фронт в районе Любляны, деятельность архиепископа Александра, день поминовения жертв большевистского режима, день памяти генерала Кутепова в Болгарии, жизнь русской эмиграции в Китае, деятельность Галлиполийской Русской Гимназии, футбольный матч между Англией и Россией, манифестация в Петербурге, вопрос о новом национальном флаге, патриотическая манифестация тифлисских мусульман, решение топить суда, молебен в Карсе.
Вариант русский национальный флаг:
безоценочные экспликаторы: экспедиция Седова, водружение флага, петровское время, древнее понимание мира, утвержденный Петром I, петровские флаги, Русский клуб в Китае, соединение национального трехцветного флага с Императорским штандартом, обсуждение изменения цветов флага, Корнилов;
мелиоративные экспликаторы: значение содружества трех восточнославянских народов, торжественные собрания [в Болгарии], портрет Генерала Кутепова, представители русских военных и общественных кругов, симпатии и преданность делу Кутепова, имя Кутепова, недосягаемый образец и пример жертвенного служения Родине [о Кутепове], флаг с надписью «Боже, помоги спасти Россию», лучшее украшение помещений интерната, победно развиваться, мирно и благоговейно на душе, клики «ура», красота и торжественность;
пейоративные экспликаторы: день убийства царской семьи, траур, снять и бросить флаг на траур.
Заключение
Трехкомпонентные составные наименования являются разновидностью неоднословных средств номинации.
В контексте небезызвестного влияния на языковую ситуацию в целом закона сокращения языковых усилий немаловажным представляется факт продуктивного функционирования в языке многословных (с тремя компонентами и более) составных наименований (русская национальная культура / русская национальная духовная культура и др.).
Лингвокультурологическое корпусное исследование трехкомпонентных составных наименований — репрезентантов одноименных идеологем как ментальных образований позволило нам констатировать: идеологемы русское национальное сознание / русская национальная культура / русский национальный флаг / гимн являются ценностными ментальными категориями (= идеологическими концептами) концептосферы и языковыми знаками (= составными наименованиями) в языковой картине мира социума, коррелируют с «зонтиковой» идеологемой русская идея.
Смысловые поля идеологем представляют собой совокупность ядерных концептуальных составляющих, актуализированных в политическом дискурсе. Амбивалентные фокусы идеологической оценочности фиксируются периферийной частью смыслового поля (оценочными маркерами): русское национальное сознание (доминируют пейоративные экспликаторы оценочности), русская национальная культура (мелиоративные и пейоративные экспликаторы сбалансированы), русский национальный гимн / флаг (преобладают мелиоративные).
Перспективы исследования предполагают выявление актуальных идеологем и анализ механизмов идеологизации семантики широкого спектра составных наименований, репрезентируемых ментальной и знаковой картинами мира современной русской языковой личности.
1 Чудинов А.П. Политическая лингвистика : учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. М. : Флинта, 2020. 254 с.
2 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 06.09.2024).
3 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000. Т. 2 : П – Я. 1088 с. С. 656.
4 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 06.09.2024).
5 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024).
6 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 06.09.2024).
7 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 1 : А – О. М. : Русский язык, 2000. 1209 с. С. 754.
8 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024).
9 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024).
10 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 06.09.2024).
11 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024).
12 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка… Т. 1. С. 309.
13 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024)
14 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024).
15 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 06.09.2024).
16 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка... Т. 2. С. 907.
17 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 06.09.2024).
18 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024).
19 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 09.09.2024).
Об авторах
Светлана Николаевна Стародубец
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Автор, ответственный за переписку.
Email: starodubets.madam@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3135-6678
SPIN-код: 1485-6411
Scopus Author ID: 57189254756
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Российская Федерация, 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14Сергей Михайлович Пронченко
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Email: s.m.pronchenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0382-3059
SPIN-код: 8575-7284
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Российская Федерация, 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14Ольга Владимировна Белугина
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Email: OBelugina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1081-234X
SPIN-код: 9810-5917
Scopus Author ID: 57189254764
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Российская Федерация, 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14Список литературы
- Амиров В.М., Челышева Е.А. Трансформация стратегий репрезентации идеологемы «русский характер» в советских и современных СМИ // Политическая лингвистика. 2023. № 6(102). С. 36–46. EDN: MUHEUW
- Бахтин М.М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. М. : Художественная литература, 1975. 506 с.
- Бельчиков Ю.А. Русский литературный язык: стилистика, лексика, история. М. : МГУ, 2001. 317 с. EDN: OTTISP
- Бойко С.В. Проблемы и перспективы развития общества в современных условиях : коллективная монография. Череповец : Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2015. 29 с.
- Иванов П.К., Катышев П.А. Идеологема в политической коммуникации: интерперсональный аспект // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 3(7). С. 138–143. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-3-138-143 EDN: LFHZMK
- Клушина Н.И. Теория идеологем // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 57–59. EDN: TJAQOV
- Колегова О.Ю. Идеологема «русский путь» в русской языковой картине мира // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2022. № 3 (74). С. 113–128. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.3.113 EDN: QKWVUG
- Колегова О.Ю. Идеологема «Русский вопрос» в русской языковой картине мира // Политическая лингвистика. 2023. № 3 (99). С. 62–71. EDN: QKWVUG
- Колегова О.Ю. Идеологизированные неоднословные наименования с этнонимом русский в русской концептуальной и языковой картинах мира (корпусное исследование) : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2024. 247 с. EDN: NXALDI
- Кондратенко Е.Н., Кружилина Т.В. Особенности функционирования идеологизированной лексики в виртуальном тексте // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2019. № 4 (35). С. 123–131. EDN: KLFKLX
- Ляшева М.Н. Функционирование идеологем в современном развлекательном интернет-дискурсе : дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2020. 173 с. EDN: POBUYB
- Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. № 4 (30). С. 35. EDN: LKFZKN
- Меньшикова Е.Е. Языковая репрезентация идеологемы «Национальный образ России» в рекламном туристическом нарративе // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : сб. материалов XXV Междунар. науч.-практ. конф. М. : Экономическое образование, 2024. С. 333–346. https://doi.org/10.34755/irok.2024.38.16.034 EDN: EWGXYF
- Михайловская М.В. К вопросу о лингвистике информационно-психологической войны : идеологемы как инструмент семантического манипулирования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 3. С. 222–232. EDN: WXDPNL
- Нахимова Е.А. Теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования прецедентных онимов в современной российской массовой коммуникации : автореф. дис. ... д-ра. филол. наук. Екатеринбург, 2011. 44 с. EDN: OPHPON
- Пионтек Б.М. Общеязыковые факторы генезиса идеологемы как категории политической лингвистики (на материале польского и русского языков) : автореф. дис … канд. филол. наук. М., 2012. 24 с. EDN: ZOMAUD
- Романова Т.В. Идеологемы и аксиологемы русского языкового сознания как отражение констант и динамики национальной ментальности : монография. Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2019. 120 с. EDN: GIAJRO
- Стародубец С.Н., Белугина О.В., Колегова О.Ю. Идеологема «русская идея» в русской концептуальной и языковой картинах мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14. № 2. С. 347–364. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-2-347-364 EDN: NGFUAO
- Стародубец С.Н., Дариков А.А. Идеологема «Русская весна» в языковой картине русского мира // Политическая лингвистика. 2024. № 2 (104). С. 144–151. EDN: WXTKZO
- Стародубец С.Н. Идеологема русская национальная идея в концептуальной и языковой картинах мира социума (корпусное исследование) // Лингвокультурологические чтения : сб. статей Междунар. науч.-практ. конференции, провед. в рамках I Междунар. лингвокультуролог. форума «Лингвокультурология и коммуникативная реальность XXI века: новые вызовы — новое осмысление». М. : РУДН, 2024. С. 413–418. EDN: LDSCWJ
- Стернин И.А. Методы описания семантики слова. Ярославль : Истоки, 2013. 34 с. EDN: YQXGMJ
- Тимофеев С.Е. Cоставное наименование русское оружие в современном политическом дискурсе // Известия Смоленского государственного университета. 2019. № 1(45). С. 183–196. EDN: JSNYTH
- Belugina O.V., Starodubets S.N., Timofeev S.E. On the specifics of the ideologization of a composite name in the Russian language // Universidad y Sociedad. 2020. Vol. 12. No. 3. Pp. 185–194. EDN: RPBZIT
- Dijk T.A. van. Discourse analysis as ideology analysis // Language and Peace / eds. C. Schaffner, A. Wenden. Aldershot: Dartmouth Publishin, 1995. Pp. 17–33. https://doi.org/10.1177/0957926595006001001
- Dijk T.A. van. Ideology: a multidisciplinary approach. London : Sage, 2000. https://doi.org/ 10.4135/9781446217856
Дополнительные файлы










