Методика обучения русской лексике на основе учебно-методического комплекса «Новый сувенир 1» в Танзании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования связана с необходимостью поиска эффективных форм работы с лексическими единицами в практике преподавания иностранных языков в условиях изменяющейся образовательной среды. Охарактеризована система обучения лексике в учебно-методическом комплексе (УМК) «Новый сувенир 1», ориентированном на взрослых обучающихся (уровень А1-А2). Специфика данного УМК состоит в вариативности презентации учебного материала: печатный вариант (учебник, рабочая тетрадь, гайдбук) и онлайн-версия, предназначенная для дистанционных уроков. Цель исследования - описать методику работы с лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному, которая одинаково эффективна для очных и онлайн-уроков в группах взрослых танзанийских обучающихся. Были применены методы анализа, систематизации, описания, обобщения и эксперимента. Материалом исследования стали печатные издания УМК серии «Русский сувенир» и переработанного, обновленного и усовершенствованного аналога 2024 г., получившего название «Новый сувенир 1». Описанная система прошла апробацию в группах взрослых англоговорящих обучающихся в рамках интенсивных курсов русского языка в Танзании (2023 г., 4 группы по 10 человек). В результате эксперимента было выявлено, что занятия с использованием УМК «Новый сувенир 1» можно эффективно проводить в условиях как дистанционного, так и очного обучения; заучивание новых слов на занятии помогает учащимся в запоминании новой лексики и облегчает выполнение домашней работы, высокая повторяемость пройденной лексики и ее минимизация способствует усвоению пройденного лексического материала. По окончании курса обучающиеся успешно выполнили финальный тест, проверяющий не только усвоенную лексику, но и ее использование в разных видах речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, аудирование). Было доказано, что система работы с лексическим материалом в УМК «Новый сувенир 1» способствует эффективному усвоению лексики в курсе русского языка как иностранного в группах англоговорящих (танзанийских) обучающихся.

Полный текст

-
×

Об авторах

Светлана Станиславовна Микова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mikova_ss@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0003-3874-7110
SPIN-код: 9790-7760

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, филологический факультет

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Ирина Владимировна Катаева

Российский университет дружбы народов; Denis’ School; Санкт-Петербургский государственный университет

Email: irina.mozelova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9080-9035
SPIN-код: 9790-8814

аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания, филологический факультет, Российский университет дружбы народов; преподаватель русского языка как иностранного, Denis’ School; методист центра языкового тестирования, Санкт-Петербургский государственный университет

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2; Российская Федерация, 115162, г. Москва, ул. Лестева, д. 18, этаж 6; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9

Манету Ндяй

Дакарский университет имени Шейха Анта Диопа

Email: taamanet@yahoo.fr
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка факультета науки и технологии образования и обучения Республика Сенегал, Дакар, авеню Хабиба Бургиба, а/я 5036 Дакар-Фанн

Список литературы

  1. Аль-Кайси А.Н., Кутсони О.М., Руденко-Моргун О.И. Использование мнемонических приемов и опор в процессе обучения русскому языку билингвов // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2018. Т. 15. № 4. С. 564-572. https://doi.org/ 10.22363/2618-897X-2018-15-4-564-572
  2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учеб. пособие для преподавателей и студентов. М. : РУДН, 2007. 185 с
  3. Барышникова Е.В., Кажуро Д.В. Дидактическая функциональность интернационализмов // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19. № 2. С. 164-169. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-164-169
  4. Бренчугина-Романова А.Н. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в условиях полиэтнической школы // Наука и школа. 2016. № 3. С. 124-127
  5. Калиш Е.Е. Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 1. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2017.8(1).19
  6. Ковалева А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ // Вестник ВГУ. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 231-233
  7. Коздра М. Каким должен быть учебник по русскому языку как иностранному для взрослых учащихся // Русистика. 2019. Т. 17. № 1. С. 78-89. https://doi.org/10.22363/26188163-2019-17-1-78-89
  8. Маркова Е.М., Краев А.Ю. Дигитализация учебника по русскому языку как иностранному : опыт словацких русистов // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 163-180. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-163-180
  9. Попова Т.И., Колесова Д.В. Обучающая модель заданий на взаимопроверку в онлайнкурсе русского языка как иностранного // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 181-195. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-181-195
  10. Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» : учеб. пособие. М. : РУДН, 2008. 198 с
  11. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном : учеб.-метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. 2-е изд., стереотип. М. : Русский язык. Курсы, 2015. 784 с
  12. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА, 2018. 508 с
  13. Al Ghazali F. Reinforcing Students’ Collocational Competence in EFL Classrooms // International Journal of Bilingual & Multilingual Teachers of English. 2015. № 03 (02). Pp. 105-116. https://doi.org/10.12785/ijbmte/030205
  14. Choe A.T. A critical review of Pimsleur language learning programs // Hawaii Pacific University TESOL Working Paper Series. 2016. № 14. Pp. 108-120.
  15. Finnie S., Bourdais D. Timesaver. Vocabulary Activities (Elementary). Southam : Scholastic Ltd. Mary Glasgow Magazines, 2009.
  16. Harmer J. The practice of English language teaching, the fourth edition. London : Pearson Longman, 2001-2008.
  17. Lewis M. The lexical approach. London : Language Teaching Publication, 1999.
  18. Scrivener J. Learning teaching. A guide book for English language teachers. The second edition. Oxford : Macmillan, 2005
  19. Tan K.H., Nurul A.A. Collocational Competence as a measure of ESL / EF Competency : A Scoping Review // 3L : The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2020. Vol. 27. № 1. Pp. 115-128. http://doi.org/10.17576/3L-2021-2701-09
  20. Tornbury S. How to teach vocabulary. Oxford : Pearson Education ESL, 2007. Yuldasheva N.N. Lexical based approach in foreign language teaching // Academic research in educational sciences. 2021. № 2. CSPI conference 2. Pp. 275-278

© Микова С.С., Катаева И.В., Ндяй М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах