Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Электронный учебник, ориентированный на обучение различных пользователей, изучающих русский язык, рассматривается в качестве инструмента формирования новой информационной образовательной среды по русскому языку. Цель статьи - путем анализа и обобщения научных исследований, апробации онлайн-курсов по русскому языку выявить основные проблемы педагогического конструирования, обосновать педагогические требования к организации онлайн-обучения с помощью электронного учебника. Для реализации поставленной цели использовались следующие методы: анализ и обобщение результатов научных исследований, изучение опыта создания электронных учебников по русскому языку, анкетирование и опросы пользователей курсов, экспертные оценки качества онлайн-обучения. В основе исследования лежат подходы, используемые в теории и практике преподавания языков: коммуникативный, социокультурный, проблемный, компетентностный. Материалом исследования послужили электронные учебники, дистанционные учебные курсы по русскому языку как иностранному. В ходе проведенного исследования была проанализирована теория и практика создания и использования онлайн-курсов в обучении иностранным языкам, описаны различные типы электронных учебников по русскому языку как иностранному, сформулированы требования к электронным учебникам для различных групп пользователей. Выявлены специфические задачи, выполняемые электронным учебником в ходе учебного процесса, определены условия активизации учебной деятельности и коммуникации на изучаемом языке с помощью электронных учебников, обоснованы направления использования электронных учебников в учебном процессе, раскрыты возможности поддержки аудиторной и самостоятельной учебной деятельности учащихся при изучении русского языка как иностранного. Намечены перспективы создания и использования электронных учебников.

Об авторах

Эльхан Гейдарович Азимов

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: azimov@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в системе повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 4. С. 67-74
  2. Азимов Э.Г., Жильцов В.А. Использование технологий виртуальных миров в дистанционном обучении РКИ // Русский язык за рубежом. 2016. № 4. С. 111-116
  3. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Коптелов А.В., Харламова М.В. Технология электронного обучения иностранным языкам: состояние и перспективы. М.: МГПУ, 2018. 262 с.
  4. Берарди С., Буглакова Л.М., Петанова А.Ю. Роль культурологической составляющей в преподавании РКИ: опыт интеграции современных инновационных технологий в университетах Италии и России // XIII Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры» (Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.). 2015. Т. 10. С. 129-134.
  5. Босова Л.Л. Электронный учебник: вопросы разработки и оценки качества // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 4 (82). С. 47-57.
  6. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15. № 2. С. 195-209.
  7. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 81-98.
  8. Кожевникова Е.В., Вязовская В.В, Трубчанинова М.Е. Учебник русского языка как иностранного: на перекрестке путей, мнений, интересов // Русистика. 2019. T. 17. № 1. C. 46-62.
  9. Мангус И. Давай! Русский язык как иностранный для школьников: учебник русского языка как иностранного для основной школы (с 6-го класса) и гимназии (с дигитальной учебной средой). СПб.: Златоуст, 2019. 180 с.
  10. Мещерякова О.И. Технологии MOOCs и их использование при организации смешанного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 3. С. 18-29.
  11. Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализации электронного учебнометодического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа. М.: РУДН, 2009. 332 с.
  12. Русецкая М.Н., Ельникова С.И., Павличева Е.Н., Рублева Е.В. Дистанционное образование в обучении РКИ: положительный опыт использования ресурсов портала «Образование на русском» // Русский язык за рубежом. 2017. № 4. С. 6-11.
  13. Сысоев В.П., Хмаренко Н.И. Модели дистанционного обучения. Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. научных трудов. Вып. 3. М.: МГГУ имени М.В. Шолохова, 2015. С. 44-48.
  14. Титова С.В. Принципы проектирования и структура веб-программы курса // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 93-99.
  15. Титова С.В., Александрова К.В. Теоретико-методические основы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 113-123.
  16. Clandfield L., Goldstein B., Hendra L.A., Ibbotson M., Jones C., Kerr P., O’Dell K. Evolve. Student’s Book. Cambridge University Press, 2016. 160 pp
  17. Hockly N. Blended Learning // ELT Journal. 2018. Vol. 72. Issue 1. Pp. 97-101.
  18. Hockly N., Dudeney G. Current and Future Digital Trends in ELT // RELC Journal. 2018. Vol. 49. Issue 2. Pp. 164-178.
  19. Hromalik C.D., Tiffany A. Koszalka T.A. Self-regulation of the use of digital resources in an online language learning course improves learning outcomes // Distance Education. 2018. Vol. 39. Issue 4. Pp. 528-547.
  20. Kagan O., Akishina T., Robin R. Russian for Russians”. Slavica Publishers, 2002. 308 p.
  21. Kudyma A., Frank J., Miller F.J., Kagan O. Beginner's Russian with interactive online workbook: a basic Russian course. New York: Hippocrene Books, 2015. 383 p.
  22. Lubensky S., Odintsova I., Paperno S. Advanced Russian: From Reading to Speaking. Interactive multimedia DVD. An interactive multimedia language course. Slavica Publishers, 2011. 610 p.
  23. Mehring J. Technology as a Teaching and Learning Tool in the Flipped Classroom // Digital Language Learning and Teaching. Research, Theory, and Practice / ed. by M. Carrier, R.M. Damerow, M. Kathleen 1st ed. Routledge, 2017. Pp. 235-246
  24. Rifkin B., Kagan O., Yatsenko A., Borisov N. Advanced Russian through history. Дела давно минувших дней. CD included. New Haven - London: Yale University Press, 2007. 264 p
  25. Schulze M., Scholz K. Learning trajectories and the role of online courses in a language program // Computer assisted language learning. 2018. Vol. 31. Issue 3. Pp. 185-205
  26. Tilbury А., Clementson Т., Hendra L.А., Rea D. English Unlimited B1. Pre-intermediate: Coursebook with e-Portfolio DVD-ROM. Cambridge University Press, 2016. 160 p
  27. Walter C., Bartram M. Navigate: coursebook. Oxford University Press, 2016. 177 p
  28. Wu Y. Factors impacting students' online learning experience in a learner-centred course // Journal of Computer Assisted Learning. 2016. Vol. 32. Issue 5. Pp. 416-429

© Азимов Э.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах