Опыт научной школы А.Д. Дейкиной: концептуальность аксиологического подхода в процессе преподавания русского языка

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются проблемы аксиологической лингводидактики на примере методических исследований научной школы А.Д. Дейкиной: лингвистическое обоснование аксиологического аспекта в преподавании русского языка, культурологический компонент ценностных ориентаций школьников, новые технологии развития аксиологических умений на уроке русского языка, формирование ценностных ориентаций студентов-филологов как аспект профессиональной деятельности. Выявлены концептуальные черты в исследованиях научной школы: ориентация на процесс развития личности, обретения ею социального опыта, формирования готовности к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В трудах научной школы отражена разработка концепции лингвометодической подготовки учителя русского языка, нацеленная на повышение учебно-познавательной мотивации школьников и достижение ими личностных, метапредметных и предметных результатов. Подчеркнута научная новизна анализируемых исследований, определяемая ведущей идеей антропоцентричности, интегративностью сущностных составляющих аксиологической методики, многогранностью подходов, отражённых в модели изучения языка на основе принципа текстоцентризма. Результаты анализа исследований научной школы свидетельствуют о развитии методики преподавания русского языка в первые десятилетия ХХI в. Обоснована значимость достижений научной школы А.Д. Дейкиной для современного этапа школьного образования, основанная на том, что аксиологическая лингвометодика отвечает за формирование национальнокультурной идентичности будущих граждан России.

Об авторах

Ольга Владимировна Алексеева

Воронежский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alekseevaov@list.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86

Список литературы

  1. Алексеева О.В. Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка: дис. … д-ра пед. наук. М., 2010. 372 с.
  2. Алексеева О.В. Современный урок морфологии в школе: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2015. 168 с.
  3. Алексеева О.В. Функциональный подход в деятельностной парадигме современного образования // Наука и школа. 2016. № 6. С. 130-134.
  4. Асеева Д.В. Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы над эстетической функцией грамматических форм (5-7 классы): дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2015. 245 с.
  5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941. 248 с.
  6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990. 176 с.
  7. Дейкина А.Д. Великий учитель Ф.И. Буслаев (к 180-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 1998. № 3. С. 56-60.
  8. Дейкина А.Д. Истоки методики русского языка (к 90-летию Первого Всероссийского съезда преподавателей русского языка средней школы) // Русский язык в школе. 2007. № 1. С. 48- 51.
  9. Дейкина А.Д. Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): материалы международ. науч.-практ. конф. (19-20 марта 2009 г.) / науч. ред. и сост.: А.Д. Дейкина, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова, В.Д. Янченко. М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2009. 496 с.
  10. Дейкина А.Д. Полифония методических подходов к обучению русскому языку: материалы международ. науч.-практ. конф. (15-16 марта 2012 г.) / отв. науч. ред. А.Д. Дейкина. М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2012. 500 с.
  11. Дейкина А.Д. Стратегия развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. М.: ФОРУМ, 2015. 512 с.
  12. Дейкина А.Д. Открытая методика: аксиологичность в современных исследованиях и школьных учебниках по русскому языку // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: Коллективная монография. М.: Изд-во «Спутник+», 2017. С. 35- 40.
  13. Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 212 с.
  14. Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: дис. … д-ра. пед. наук. М., 2017. 474 с
  15. Исаева Н.А. Современные стратегии лингвометодической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Русский язык»): дис. … д-ра. пед. наук. М., 2016. 479 с
  16. Кулаева Г.М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку: дис. … д-ра. пед. наук. М., 2008. 454 с
  17. Лёвушкина О.Н. Лингвокультурологическая характеристика текста в школьном обучении: теория и практика: дис. … д-ра. пед. наук. М., 2014. 511 с
  18. Скрябина О.А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как текстооформляющей деятельности (10-11 классы): дис. … д-ра. пед. наук. М., 2010. 463 с
  19. Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д. Дейкиной): коллективная монография / под ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко. М.-Пермь: ОТ и ДО, 2014. 280 с
  20. Рябухина Е.А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода: дис. … д-ра. пед. наук. М., 2013. 537 с
  21. Янченко В.Д. Научно-методическое наследие последней трети ХХ века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников: дис. … д-ра. пед. наук. М., 2012. 523 с

© Алексеева О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах