Том 23, № 3 (2024): Этничность и власть в России: история и современность
- Год: 2024
- Статей: 10
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-history/issue/view/1805
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2024-23-3
Весь выпуск
ЭТНИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Балканские колонисты в Приазовье: многообразие идентичностей и слом этнической парадигмы
Аннотация
Анализируется влияние государственной идеологии и культурных кодов на этническую и национальную самоидентификацию переселенцев из Юго-Восточной Европы в российском Приазовье. Выясняется степень влияния различных факторов, способствовавших устойчивому сохранению либо утрате этнической, региональной, языковой и религиозной идентичностей в рамках развития отдельной полиэтничной территории. Источниковой основой исследования стали документы Государственного архива Ростовской области и материалы комплексных экспедиций, Архива Музея антропологии и этнографии РАН и других архивохранилищ. Автор пришел к выводу, что в современной ситуации большинство жителей сел, основанных на берегах Таганрогского залива, прекрасно осведомлены об истории своих населенных пунктов, многие готовы утверждать, что имеют греческие/арнаутские корни, а потому решительно декларируют свою «автохтонность». Попыток ревитализации традиционной культуры, возрождения праздников - «как в Греции или Албании» (как то происходит в Запорожской и Донецкой областях) - здесь не отмечается. Приобщенность к своим, родившимся и живущим здесь, воспринимается как более значимый маркер, чем этническое происхождение, этническая самоидентификация и декларирование этнических преференций.
Административно-полицейское регулирование положения мусульманской женщины в Русском Туркестане
Аннотация
Рассматривается проблема правового регулирования положения мусульманских женщин на присоединенных к России территориях Средней Азии (Русском Туркестане) в двух контекстах: с одной стороны, общего состояния женского вопроса в Российской империи, а с другой, - обеспечения прав всего местного населения региона. Исследуется роль имперской полиции в регулировании правового положения мусульманской женщины. При этом подчеркивается, что в различных областях России положение женщины имело свою региональную специфику, но особенно сложным оно было в исламской Средней Азии. Отмечается, что, в отличие от Бухарского и Хивинского ханств мусульманские женщины Русского Туркестана получали поддержку со стороны администрации и полиции, помогавших им противостоять традиционным положениям обычного права и шариата. Рассматриваются нормы, согласно которым женщины могли обращаться за защитой своих прав к русским властям. Выявляется значение принятого в 1886 г. нового «Положения об управлении Туркестанским краем», ухудшившего условия жизни женщины и оставившей ей возможность защищать свои права только через принятие христианства (православия). На основании различных источников доказывается, что положение женщины в регионе при русском правлении заметно улучшилось по сравнению с доимперским периодом.
Немцы Санкт-Петербурга в 1860-х - 1914 гг.: численность, размещение, хозяйственные занятия
Аннотация
Рассматривается положение немецкого сообщества в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале ХХ в. Источниковой основой исследования стали опубликованные материалы городских переписей населения 1869 и 1900 гг. и Первой всеобщей переписи населения 1897 г. по г. Санкт-Петербургу, а также медицинские описания торгово-промыш- ленных заведений столицы; делопроизводственные документы, в том числе прошения ремесленников и иных лиц, переписка органов городского самоуправления с центральными ведомствами, контракты на выполнение заказов, выявленные в хранилищах центральных и региональных архивов Российской Федерации. Проведенное исследование показало, что в 1860-1900-е гг. произошло перемещение основной массы немцев-горожан из центральных частей Санкт-Петербурга в новые районы, что было вызвано экономическими причинами. В промышленных частях города женщины-немки составляли большинство в своей этнической группе. В конце XIX - начале ХХ в. немцы продолжали играть важную роль в системе межэтнического разделения труда. В образовании, медицине, кредитных учреждениях они занимали доминирующие позиции. Несмотря на бурное развитие крупной промышленности, в городской экономике продолжали играть важную роль ремесленники, среди которых немцы сохраняли заметное влияние.
Взаимодействие центральных и местных органов власти с казахским населением Степного края в области землепользования в конце ХIХ - начале ХХ в.
Аннотация
Исследуются практики взаимодействия центральных и местных органов власти разных уровней с казахами Степного края на рубеже XIX-ХХ вв. в области землепользования; раскрываются проблемы в данной области, порожденные массовой миграцией крестьянского населения в регион и процессом изъятия земель для создания переселенческих участков. Цель - реконструировать нормативную базу обращений казахского населения в органы власти по вопросам землепользования, процедуру их рассмотрения и механизмы принятия решений. Источниковой базой статьи выступили ходатайства и прошения казахов, а также делопроизводственные материалы - межведомственная переписка, протоколы заседаний, отчеты, постановления и указы - Правительствующего сената, Департамента земледелия и государственных имуществ МВД, Министерства юстиции, областных правлений Акмолинской и Семипалатинской областей Степного генерал-губернаторства, выявленные в Российском государственном историческом архиве. Показано, что основной формой взаимодействия центральных и местных органов власти с казахами Степного края по вопросам землепользования выступали прошения и ходатайства. В случае отрицательного решения по обращениям казахов они пользовались правом подачи апелляции в Правительствующий сенат, МВД и Государственную думу. В таких случаях проводились служебные разбирательства, длившиеся до нескольких лет. Решения по ним обязательно сообщались истицам. Авторы пришли к выводу, что казахи активно использовали предоставленные законодательством инструменты, связанные возможностью решения вопросов землепользования. Авторами выявлено, что в большинстве случаев центральные органы власти подтверждали правомочность решений региональной администрации по изъятию земельных участков. Однако сам факт значительного количества прошений и ходатайств свидетельствует о равных, наряду с остальными подданными Российской империи, возможностях, которые были предоставлены казахам в вопросах отстаивания своих экономических интересов.
Некоторые вопросы федеративного строительства РСФСР в 1920-е гг.
Аннотация
Анализируются проблемы взаимоотношений между разноуровневыми органами власти и управления, центром и национальными автономиями в РСФСР как самого сложно устроенного иерархического конструкта СССР. Выясняется место и значение так называемого частного совещания национальных работников (ноябрь 1926 г.) и обсуждения его итогов на местах в решении ключевых вопросов нациестроительства и советской модернизации многоэтничной страны. Источниковой основой исследования служат опубликованные материалы, а также архивные документы о совещании в Москве в ноябре 1926 г. и его обсуждении в автономиях: Российский государственный архив социально-политической истории, РГАСПИ (Ф. 17 - ЦК РКП(б)-ВКП(б), ф. 78 - М.И. Калинин) и Архива Президента Республики Казахстан, АП РК (Ф. 141 - Казахский краевой комитет РКП(б) - ВКП(б), Государственный архив Российской Федерации, ГА РФ (Ф. 3316 - ЦИК СССР). Автор делает вывод, что федеративное строительство сопровождалось напряженными поисками баланса, а дискуссии представителей центра и автономий касались определения статуса автономий, наладки механизма управления, распределения полномочий и взаимодействия общероссийских и автономистских структур, роли центра и этнополитических элит в реализации задач этнонациональной политики, укрепления государственности.
Каким мог быть и почему не был создан цыганский национальный район в Поволжье в 1930-е гг.
Аннотация
Рассматривается политика в отношении цыганского населения, направленная на его вовлечение в сельскохозяйственную кооперацию и создание цыганских колхозов на территории Поволжья в 1930-е гг. В этот период даже небольшие по численности народы получали свои автономии в виде республик, округов и даже районов. Поэтому вопрос, почему в СССР не было создано территориальной автономии для цыган, выглядит довольно актуальным. Между тем в 1936-1937 гг. в РСФСР в рамках политики оседания цыган проект по созданию цыганского национального района в Куйбышевском крае всерьез обсуждался и рассматривался. Автор исследует обстоятельства и устанавливает причины неудачи реализации проекта по созданию цыганского национального района в Поволжье. Источниковой базой для исследования стали впервые вводимые автором в научный оборот архивные материалы из фонда Всесоюзного переселенческого комитета Российского государственного архива экономики. В фондах содержится немало сведений и докладных записок с подробным описанием цыганских колхозов, включая этнографический материал. Автор приходит к выводу, что проект по созданию цыганского национального района был стратегически важным для советского руководства и власти прикладывали большие усилия для его реализации. К началу 1937 г. все необходимые условия для создания района были созданы. Однако нежелание низовых властных структур иметь цыганское население, начавшиеся репрессии, ликвидация Всесоюзного переселенческого комитета и изменение трендов в национальной политике не позволили проекту реализоваться.
ИСТОРИЧЕСКАЯ УРБАНИСТИКА
От имперских столиц к мегаполисам: Санкт-Петербург и Москва во второй половине XIX века
Аннотация
Рассматривается эволюция российских столиц Петербурга и Москвы в мегаполисы под влиянием индустриализации второй половины XIX в. Анализируются урбанизационные процессы в этих городах и те вызовы, с которыми они столкнулись. Источниковой базой стали материалы статистики, публицистики, путеводителей. В статье показано, как во второй половине XIX в. в условиях быстрой индустриализации обе столицы становятся крупнейшими промышленными и торговыми центрами, что способствовало быстрому росту населения этих городов и урбанизации их пространства. Обе столицы столкнулись с острыми проблемами больших городов: жилищным вопросом, загрязнением воды и воздуха, что становилось причиной высокой заболеваемости и смертности. При этом обнаруживались новые градостроительные тенденции, в частности зонирование городского пространства, и оба города имели уже немалые достижения в модернизации своей инфраструктуры: оборудовались конно-железные дороги, проводилось газовое, керосиновое и даже электрическое освещение, осуществлялась очистка воды. Таким образом, во второй половине XIX в. обе российских столицы проходили через то чистилище, из которые уже выходили европейские столицы. Но ни Москва, ни даже Петербург еще не стали достаточно привлекательными, чтобы притягивать к себе потоки туристов, желающих познакомиться с достопримечательностями современного мегаполиса. Свою притягательность в качестве мегаполисов обе столицы будут обретать уже в начале ХХ в.
Первые отечественные фирмы по асфальтированию
Аннотация
Рассматривается опыт внедрения в практику содержания дорог Санкт-Петербурга новых способов дорожного покрытия. Очевидно, для современных городских органов власти небезынтересен этот опыт. Целью исследования является определение степени развития асфальтовой отрасли производства и методов привлечения фирм и компаний по изготовлению дорожных покрытий в городской среде Российской империи. Исследуемая тема и практически не рассматривалась российскими и зарубежными историками. Источниковой базой для написания статьи стали документальные материалы из петербургских архивов. Сведения о деятельности предприятий по производству асфальта и дорожных работ были почерпнуты из фондов Петербургской конторы Государственного банка России, городской управы столицы, правлений асфальтовых предприятий. Современные методы асфальтирования российских городских улиц имеют относительно непродолжительную историю. Они широко стали внедряться в городскую среду в крупных экономических центрах дореволюционной России лишь в последней четверти XIX в. Первые подобные мостовые появились в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе и других российских городах. Отметим, что отрасль асфальтового производства в Российской империи в силу разных причин оказалась сабо развитой, а в годы Первой мировой войны пережила глубочайший кризис. Последующие события в России окончательно свернули асфальтовое производство в стране, которое смогло возродиться лишь к 1930-м годам.
СТАТЬИ
Велико-Восточный вопрос: развитие проевразийского миропонимания Исмаила Гаспринского в начале ХХ века
Аннотация
Реконструируются взгляды российского тюрко-мусульманского деятеля, просветителя Исмаила Гаспринского в 1908-1914 гг. Рассматривается, в каком направлении в условиях обострения внутренних и международных проблем начала ХХ в. происходила эволюция взглядов И. Гаспринского в отношении концепта русско-восточного соглашения. На материале публицистики газеты «Терджиман» выявлено, что Гаспринский расширил свой взгляд до «Велико-Восточного вопроса» и углубил концепт восточного соглашения, с учетом центрального положения России и Турции, славян и тюрков. Однако к началу ХХ в. восточный вопрос трансформировался из славяно-турецкого в славяно-германский. По убеждению Гаспринского, выход заключался в создании славяно-тюркской «плотины» против «волны» германизма. На новом этапе он не отступил от своих базовых идей, остался сторонником российско-мусульманского сотрудничества. Автор приходит к выводу, что миропонимание Гаспринского являлось по содержанию проевразийским, а концепт восточного соглашения был развит в начале ХХ в. до уровня концепции, что стало существенным вкладом в раннеевразийскую общественную мысль, в интеллектуальное развитие России и тюркского мира в целом.
Проблемы транспортировки нефти Урало-Эмбинского нефтяного района: правительственная дискуссия 1920-1921 гг.
Аннотация
Исследуется процесс организации транспортировки нефти Урало-Эмбинского нефтяного района с опорой на материалы дискуссии, проходившей в советском правительстве в 1920-1921 гг., относительно целесообразности возведения новых транспортных коммуникаций - железной дороги и нефтепровода - от нефтепромыслов к центральным промышленным районам страны. С опорой на широкую источниковую базу, представленную комплексом опубликованных законодательных и нормативно-правовых документов, а также архивных делопроизводственных материалов, часть из которых впервые вводится в научный оборот, рассматриваются меры, принимавшиеся руководством страны для разрешения топливного кризиса 1918-1919 гг.; причины принятия решения о строительстве железной дороги Александров Гай - Эмба и нефтепровода Эмба - Саратов; основные аргументы участников дискуссии о необходимости продолжения стройки; сложности, возникшие в процессе строительства, которые привели к свертыванию проекта. В условиях отсутствия доступа к другим нефтяным районам в начале 1920 г. значительные капиталовложения в освоение Урало-Эмбинского нефтяного района являлись для правительства политически и экономически обоснованными. Восстановление контроля над Бакинским и Грозненским нефтяными районами весной - летом 1920 г. вызвало дискуссию среди представителей различных ведомств об оправданности продолжения дорогостоящего строительства. Автор приходит к выводу, что в числе причин заморозки возведения эмбинских объектов были отсутствие у советского правительства опыта реализации больших экономических проектов в военных условиях, недостаточная квалификация руководителей и кадровых специалистов профильных ведомств, а также отсутствие выстроенной системы подготовки и планирования строительства.