№ 3 (2013)
- Год: 2013
- Статей: 21
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/481
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2013-3
Статьи
Развитие информационной личности в деятельности: энвайронментальная составляющая
Аннотация
В центре исследования — энвайронментальная составляющая развития информационной личности в деятельности, отражающая исходное основание для определения содержания данного процесса (система «личность — среда — деятельность»). Рассматривается феномен Интернета как пространственного окружения человека, информационной и образовательной среды. В процессе теоретических рассуждений авторы приходят к сущностной и структурно-функциональной характеристике гипотетического конструкта, который обозначен как «информационная личность»; формулируют принципиальные теоретические позиции, отражающие аспекты ее развития в информационно-коммуникационной деятельности в условиях интернет-среды.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):5-13
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Гражданский патриотизм как основа ценностно-мотивационной активности личности в инновационной деятельности
Аннотация
Развитие инновационной деятельности личности невозможно представить вне целей, ценностей и мотивов самореализации. В статье представлены теоретический анализ и обоснование социально-психологической роли гражданского патриотизма для развития ценностно-мотивационной активности личности, а также сформулированы основные направления развития гражданского патриотизма в практике современного высшего образования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):14-21
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Соотношение индивидуально-типических особенностей настойчивости и свойств темперамента студентов
Аннотация
В статье рассмотрена проблема выявления индивидуально-типических особенностей настойчивости в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова. Представлены основные количественные и качественные характеристики инструментально-смыслового, избирательного, мотивированно-агармонического и слабомотивированного типов настойчивости, рассматриваемой как системно-функциональной черты личности. Проанализирована специфика данных типов в соотношении с особенностями темперамента, которая уточняет их психологические характеристики, а также конкретизирует возможности психокоррекционной работы с представителями каждого из типов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):22-30
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Направленность в структуре личностных свойств студентов различных профилей обучения
Аннотация
В статье анализируются результаты диагностики личностной направленности студентов творческих и нетворческих специальностей (профилей обучения). В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов дневного и заочного отделений, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная (Республика Казахстан).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):31-36
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Возрастные схемы самости подростков
Аннотация
В работе приводятся результаты эмпирического исследования структуры и содержания возрастных схем самости подростков. Результаты показывают, что базовыми компонентами возрастной схемы подростков являются обобщенные представления о возрасте, которые связаны с взаимоотношениями с противоположным полом, внешностью и планами на будущее. Ведущей тенденцией возрастной схемы самости является построение жизненной перспективы. Доказывается взаимосвязь силы возрастной схематизации и субъективного возраста.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):37-43
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Возрастные особенности профессиональной самореализации личности (на примере специалистов-маркетологов из КНР)
Аннотация
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке специалистов маркетологов в Китае. Анализируются возрастные аспекты профессиональной самореализации респондентов. Исследование выполнено в рамках полисистемной концепции самореализации личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):49-54
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Психологические особенности самореализации китайских студентов
Аннотация
В статье обсуждаются эмпирические результаты исследования, посвященного проблеме самореализации студентов из Китая, анализируется специфика выраженности отдельных переменных в структурной организации данного феномена
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):55-59
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Массаж как средство терапии посттравматического стрессового расстройства, травмы и тревоги
Аннотация
В последние годы психологи, а также специалисты в области психического здоровья и смежных медицинских профессий вновь обращают внимание на потенциал нетрадиционной и альтернативной медицины для поддержания здоровья и благополучия. Одним из видов такой медицины является массажная терапия. В данной статье рассматривается целесообразность применения массажа для терапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), травмы и сопутствующих состояний, включая тревогу.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):60-66
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Модели различения цветных геометрических фигур разного размера
Аннотация
В статье описаны результаты двух экспериментов, в которых в качестве стимулов использовали цветные геометрические фигуры разного размера. На основе полученных экспериментальных данных были построены конфигуративная и категориальная модели различения, отличающиеся формальными и содержательными характеристиками. Они отражают разные способы формирования образа: на основе аддитивного и неаддитивного принципов объединения мозговых механизмов, анализирующих зрительные признаки изображения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):67-76
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Социально-психологические детерминанты электорального поведения избирателя
Аннотация
В статье проводится анализ основных моделей электоральной активности, который выявляет необходимость поиска интегрального социально-психологического фактора электорального поведения. В качестве такого фактора предлагается рассматривать общественное мнение. Приводятся результаты исследования, цель которого — изучение влияния установок общественного мнения на электоральное поведение.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):77-84
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Кросскультурные различия в восприятии пациента студентами медицинского университета
Аннотация
В работе анализируются качественные характеристики отношения русских и иностранных студентов-медиков к пациенту. Раскрываются особенности восприятия пациента и контакта с ним как результат оценки интервью студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):85-90
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Содержание образования для устойчивого развития
Аннотация
В статье раскрыта сущность, сформулировано определение образования для устойчивого развития (ОУР). Обозначены основные подходы к формированию, предложены критерии отбора содержания ОУР. Показана целесообразность применения компетентностного подхода.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):91-96
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Межкультурное взаимодействие студента: резервы высшей школы
Аннотация
В статье представлены основные аспекты использования резервов высшей школы в формировании у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия (коммуникативный, когнитивный, мотивационный, управленческий, эмоциональный); определены возможности использования интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий для развития у будущих специалистов опыта межкультурного взаимодействия, потребности в межкультурном диалоге.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):97-104
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Современные подходы к развитию воспитания школьников: поиск теоретико-методических инвариантов
Аннотация
В статье раскрываются современные подходы к развитию воспитания школьников, которые обогащают школьную практику, исходя из вариативности воспитательных систем, появления различных программ воспитания в деятельности школ, организации социальных проектов, создания условий для творческой деятельности детей и взрослых и т.д.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):105-110
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Воспитание как общественное явление и его связь с образовательной средой
Аннотация
В статье анализируются исторически сложившиеся теории воспитания. Рассматриваются вопросы взаимосвязи учебного и воспитательного процессов, а также обобщенная структура процесса воспитания в современном общеобразовательном учреждении.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):111-115
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Психологическое отношение студентов к информационно-компьютерным обучающим средам
Аннотация
В статье проводится анализ психологического феномена отношения к компьютеру, представлены результаты эмпирического исследования особенностей отношения студентов к информационно-компьютерным обучающим средам.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):116-122
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Специфика учебного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студента в контексте обоюдного личностно-творческого самоопределения
Аннотация
Статья посвящена исследованию учебного взаимодействия преподавателя и студента в контексте личностно-творческого самоопределения. Авторами предложены приемы педагогического воздействия, способствующие устранению взаимоотношений формального характера в учебной группе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):123-128
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Чтение как диалог: о творческих диалоговых заданиях на уроках литературы в 7-м классе
Аннотация
В статье обсуждается соответствие существующей модели чтения требованиям стандарта ФГОС ООО, получает обоснование перспективная модель чтения, предполагающая интерактивный диалог между автором и читателем, освещаются актуальные вопросы преподавания литературы и психологии чтения. Автор предлагает описание системы диалоговых заданий на уроках литературы в 7-м классе и приводит образцы наиболее удачных ученических работ как пример образования обратной связи в системе автор — читатель.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):129-134
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Особенности организации и развития творческой технической деятельности учеников учителями технологии
Аннотация
Рассмотрена проблема творчества в обучении и воспитании как проблема сотворчества учителя и обучающегося, в ходе которых формируются социальные, профессиональные, моральные и другие качества личности. Определены процессы решения творческой задачи и психологическое осмысление механизма творчества, проанализированы современные методы поиска новых технических решений и разработка психологически обоснованных приемов обучения им.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):135-141
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(3):142-144
![pages](/img/style/pages.png)
![views](/img/style/views.png)
![](/img/style/loadingSmall.gif)