РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ - КОМПОНЕНТЫ ТЮРКСКО-ИНОФОННОГО ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДОШКОЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Авторы: Джусупов М1
-
Учреждения:
- Ташкентский государственный университет мировых языков
- Выпуск: № 3 (2015)
- Страницы: 54-66
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/polylinguality/article/view/13107
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается система полиязычного образования в Казахстане и Узбекистане на основе содержания государственных документов, касающихся языкового образования и языковой политики; описываются место и роль русского и английского языков в образовательной системе в целом и в дошкольном языковом образовании; отмечаются его особенности психолингвистического, лингвоконтрастивного и социолингвистического характера.
Список литературы
- Алпатов В.М. 150 языков и политика. 1917-2000. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М.: КРАФТ, 2000.
- Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. VI. М.: Прогресс, 1972.
- Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и перспективы исследования. Киев: Выща школа, 1979.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: МГУ, 1969.
- Дешериев Ю.Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе. М., 1966.
- Джусупов М. Звуковые системы русского и казахского языков. Слог. Интерференция. Обучение произношению. Ташкент: Фан, 1991.
- Джусупов М. Полилингвизм и двуязычное образование в республиках Центральной Азии // Электронный сборник тезисов докладов Международной научной конференции «Двуязычное образование: теория и практика». Хельсинки, Финляндия, 26-28 апреля 2011 г.
- Джусупов М. Русский и английский языки в системе языкового образования республик Центральной Азии // Проблема межкультурной коммуникации и ее реализация в системе непрерывного образования Республики Узбекистан: сб. материалов Республиканского семинара-совещания. Ташкентский государственный юридический институт, Ташкент, 2011.
- Джусупов М. Социолингвистические и лингводидактические проблемы языка как средства общения и предмета из учения // Русистика в СНГ. СПб., 2002.
- Джусупов М. Социолингвистика, лингводидактика, методика (взаимосвязь и взаимообусловленность) // Русский язык за рубежом. 2012. № 1.
- Закон Республики Казахстан о языках в Республике Казахстан. Алматы, 2001.
- Закон Республики Узбекистан о государственном языке (в новой редакции) // Газета «Народное слово». Ташкент, 1995.
- Каримов И.А. Постановление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» / Газета «Народное слово». 11.12.2012. № 240 (5630).
- Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1998.
- Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 1992.
- Культурный проект «Триединство языков» / Приложение к приказу № 441 Министерства образования и науки Республики Казахстан от 22.07.2008.
- Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире». Астана. Akorda. 28.02.2007. URL: http://www.kazarhemb.org.il/?CategoryID=250&ArticleID=551&Page=1
- Назарбаев Н.А. Указ Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «О Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы». 29.06.2011. URL: http://ru.government.kz/docsu11000001102011629.htm [Дата обращения 5.06.2015].
- Поливанов Е.Д. Опыт частной методики преподавания русского языка узбекам. Ташкент; Самарканд, 1935.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Ленинград: Наука, 1972.
- Хасанов Б.Х. Казахско-русское двуязычие (социально-лингвистический аспект). Алма-Ата, 1987.
- Хасанов Б.Х. Национальные языки. Двуязычие и многоязычие: поиски и перспективы. Алма-Ата: Казахстан, 1989.
- Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1977.
- Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2006.