Том 24, № 2 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1211
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-2
Весь выпуск
Литературоведение
Христианские мотивы в рассказе о народном ополчении 1611-1612 гг. в «Новом летописце»
Аннотация
Рассказ о народном ополчении 1611-1612 гг. в составе Нового летописца (1630) пронизывает идея очищения Московского государства, тесно связанная с идеей защиты истинной православной веры. Специфика рассказа о событиях 1611-1612 гг., наблюдаемая в Новом летописце, нашедшая выражение в сочетании мотивов, отражающих реальные действия по организации ополчения, и мотивов упования на Божью помощь и помощи Бога и чудотворцев свидетельствует о том, что сравнительно недавнее прошлое вполне сознательно превращается автором в конструируемый в определенной системе текст, в котором все элементы подчинены двум главным идеям. Не случайно и в личностях организаторов ополчения 1611-1612 гг. автор Нового летописца подчеркивает исключительно качества, характеризующие их как людей, глубоко верующих и поступающих в непростых событиях Смутного времени в соответствии с основами и правилами православной культуры. В целом Новый летописец отразил в рассказе о событиях 1611-1612 гг. утвердившуюся к 30-м гг. XVII в. трактовку событий, превратив историю народного ополчения в символический «знак»: победа оказалась возможна благодаря «вразумлению» людей, возвращению «падшего народа» к основам добропорядочного православного поведения, которое и было освящено помощью Бога и чудотворцев.
«Поэтика выживания»: опыт первых месяцев эмиграции в сборнике Н.А. Тэффи «Стамбул и солнце»
Аннотация
В статье анализируются очерки и рассказы из сборника Н.А. Тэффи «Стамбул и солнце» (1921). Доказывается, что заметной содержательной особенностью ее «стамбульской прозы» является трактовка эмпирической реальности как иллюзии или сна наяву. Авторы приходят к выводу, что один из сквозных лейтмотивов творчества Тэффи - восприятие жизни как сна - получает в стамбульских этюдах двуединый статус «социокультурного диагноза» и своеобразного «рецепта выживания» (одновременно эстетического и психологического). С одной стороны, сон будто останавливает течение времени, отменяет для сознания диктат исторического календаря. Жалкое в бытовом смысле существование обездоленных русских в Стамбуле осмысляется писательницей как социальное оцепенение и как мираж, который, впрочем, когда-нибудь может быть развеян. С другой стороны, сон - это переход в мир воображения, в сферу неуязвимой для исторических потрясений сказки, обладающей в системе ценностей Тэффи статусом подлинной реальности.
Влияние Гёте на Мандельштама: «Восьмистишия» как «Стихи о познании»
Аннотация
В статье рассматриваются «Восьмистишия» О.Э. Мандельштама как уникальный жанровотематический комплекс, связанный с литературным и философским влиянием И.В. Гёте на Мандельштама. Доказывается, что Мандельштам вступает в «согласительный» диалог с Гёте, поскольку он так же, как и немецкий классик, страстно увлечен научными теорииями, а именно теорией и историей биологии, причем у Мандельштама это увлечение особенно возрастает к началу 1930-х годов, то есть в период написания исследуемого цикла. Мандельштамовские «Восьмистишия» и стихотворение «Ламарк» сравниваются с работами Гёте-ученого и его научной поэзией, в частности со стихотворением «Метаморфозы растений». Демонстрируется образная гомология обоих поэтов, анализируются схождения их сюжетных и тропеических ходов, что, несомненно, доказывает воздействие на Мандельштама натурфилософских взглядов Гёте, отразившихся в его поэтической идеологии и идеопоэтике. Показывается, как чувство духовного родства, которое испытывал Мандельштам к Гёте, в особенности после путешествия в Армению (и знакомства с биологом Б. Кузиным), претворяется в эстетические установки и принципы поэтики, особенно ярко проявившиеся в лирической онтологии таких восьмистиший, как «И Шуберт на воде…», «Когда, уничтожив набросок...», «О бабочка, о мусульманка…», «И клена зубчатая лапа...».
Трансформация образа дома в дневниках Ирины Кнорринг
Аннотация
В статье на материале дневников поэта-эмигранта первой волны Ирины Кнорринг (1906- 1943) проводится подробный контекстный анализ, направленный на выявление разнообразных модификаций одного из ключевых образов повествования - образа дома. В ходе анализа становится очевидным смысловое расширение образа: от родовой усадьбы до большого города, от него - к России как огромной стране-дому, и далее - к миру как земному шару, в космическом, планетарном значении. Авторское переосмысление архетипического понятия «дом» происходит постепенно под влиянием меняющихся общественно-политических и историко-культурных обстоятельств в России первой половины XX века. В результате становится понятным особое тяготение поэта к дневниковым жанровым формам не только в прозе, но и в поэзии, ставшей, по утверждению современников И. Кнорринг, «дневником ее женской души».
Философский аспект в литературно-критическом творчестве И.Б. Роднянской
Аннотация
В большинстве литературно-критических статей И.Б. Роднянской вне зависимости от первоначально избранной темы рассуждения затрагивают законы человеческой природы вообще. Объяснение этого устойчивого интереса к философскому аспекту можно найти в методологических установках Роднянской, а именно в приверженности к направлению, избранному В.С. Соловьевым в литературной критике. Сущность такого подхода заключается в соотнесении наблюдений за эстетической стороной произведений с истиной в высшем смысле этого понятия. Метод Соловьева оценивается положительно, поскольку ему удалось указать на отсутствие противоречий между внимательным изучением художественного аспекта и прочтением текста в философском ракурсе. Цель настоящей статьи - выявить закономерности, которые свидетельствуют о влиянии творчества Соловьева на методологию литературной критики Роднянской в целом и поэтику статей в частности. Обращение к литературно-критическому творчеству Соловьева во многом представляется возможным признать продолжением осмысления задач самой Роднянской. Пристальное внимание к философской критике одного из шестидесятников наталкивает на мысль: в эпоху Оттепели в литературной критике возрождается философское направление.
Еvent-среда как коммуникативная площадка для современного поэта
Аннотация
Авторы статьи исходят из убеждения в необходимости презентации творческих достижений современного поэта на разнообразных коммуникативных площадках. Рассматриваются и характеризуются различные типы таких площадок, мотивируется необходимость их конвергентного использования в системе стратегических коммуникаций. Эффективность наиболее востребованных коммуникативных площадок выявляется с опорой на оценки поэтов-миллениалов, перед которыми стоит сложнейшая задача выявления собственной авторской идентичности в условиях альтермодерного дискурса. Выделены следующие типы коммуникативных площадок: телешоу, толстый литературный журнал, фестиваль-праздник, фестиваль с конкурсной составляющей, школа писательского мастерства, поэтическая блогосфера и личный бренд. Данные площадки при сочетании предлагаемых ими коммуникативных возможностей позволяют интегрировать традиции и новации, модерн и постмодерн, универсальное и партикулярное, массовое и элитарное начала в культуре, преодолевая отрицательные тенденции каждого дискурса в отдельности: изоляционизм и коммерциализацию, догматизм и симуляцию, закрытость для собеседника и девальвацию ценностей высокой поэтической культуры. В исследовании выдвигается гипотеза о том, что поэт-миллениал выбирает искусство совмещать как наиболее эффективную коммуникативную стратегию, позволяющую автору проявить свою идентичность.
Компаративистика
Восприятие А.А. Ахматовой и ее творчества в Китае
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению восприятия А.А. Ахматовой и ее творчества в Китае. В современном ахматоведении восприятию произведений поэтессы за пределами родины уделялось недостаточно внимания, а анализ китайских литературоведческих работ об ахматовском поэтическом наследии и существующих оценок ее поэзии вообще осуществляется впервые. Авторы обнаруживают, что рецепция творчества Ахматовой в Китае проходила несколько этапов. Первое знакомство китайской публики со стихами поэтессы состоялось в конце 1920-х гг., но настоящее открытие ее поэзии произошло только в 1980-е гг., однако на рубеже ХХ-ХХI вв. наблюдается уже подлинный бум ахматоведения, начавшийся с изучения ее биографии и ранней лирики, а затем «подключивший» анализ зарубежных исследований ее творчества и учет переводческих стратегий поэтессы в качестве ретранслятора китайской поэзии в русском поэтическом пространстве. Также значимым оказывается обнаружение ее влияния на китайскую поэтическую культуру. Обращено внимание и на работы сопоставительного характера в рамках сходства «женских голосов» в поэзии. Авторы намечают перспективу развития китайского ахматоведения, которое видится ими как поле более тесного взаимодействия и дискуссий китайских ученых в сфере изучения наследия поэтессы.
Русская символистская драма и театр в китайском научном контексте
Аннотация
Статья написана на основе материала, представленного авторами на Международной научной конференции «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества». В ней обобщается опыт исследования драматургии и театра русского символизма в современной китайской филологической науке, а также обсуждается перспективность переводов и постановки этого материала на китайской сцене. Один из авторов статьи - переводчик и издатель ряда пьес русских символистов, поэтому проблемы адаптации и рецепции русской символистской драмы в современном китайском контексте оказываются в фокусе исследования. Делается вывод о возрастающем интересе филологов-русистов в КНР не только к явлению русской новой драмы последних десятилетий, но и к художественным инновациям в драматургии и театре прошлого рубежа веков, в которых, по наблюдениям ученых, обнаруживаются и следы влияния традиционного китайского театрального и изобразительного искусства.
Рецепция романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» в Китае - образ главного героя
Аннотация
В статье рассматриваются особенности интерпретации образа главного героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» китайскими литературоведами и критиками. В частности, исследуются вопросы, связанные с представлением главного героя - Юрия Живаго - как сына Божьего (апостола Христа), «лишнего человека» или юродивого. Отмечается, что фигура Живаго воспринимается и оценивается неоднозначно, на что указывает наличие определенных разногласий в трактовке фигуры доктора Живаго китайскими исследователями. На основе проведенного анализа, утверждается, что ни одно из направлений, рассматриваемых исследователями, не стало исчерпывающим объяснением жизни и поведения героя, что говорит о сложности образа, его неоднозначности и многогранности.
Журналистика
Медиастратегии презентации благотворительных организаций: функциональные и аксиологические проблемы
Аннотация
В статье рассматриваются основные современные модели медиапрезентации благотворительной деятельности, которые иллюстрируют процессы медиаконвергенции и трансформации функций журналистики - совмещение информационно-аналитических и рекламных целей, появление пиар-журналистики. Медиапрезентация благотворительности тесно связана как с медиатекстом социальной тематики, так и с рекламными и пиар-задачами, что вызывает определенные сложности при формировании медиастратегий благотворительных организаций. Первая базовая модель медиастратегии строится по принципу «горизонтальных связей» - информация распространяется точечно через социальные сети без специальных маркетинговых затрат. Вторая базовая модель предполагает широкое использование профессиональных медиаресурсов: журналистские тексты и пиар-кампании, создание медиапорталов для расширения аудитории жертвователей. В современном отечественном медиапространстве использование бизнес-схем благотворительными организациями вызывает общественную полемику о кредите доверия и формах отчетности благотворителя перед социумом. В создании медиаобраза благотворительности огромную амбивалентную роль играет медиапространство социальных сетей. Оно, с одной стороны, осуществляет интерактивную связь между благотворителем и обществом, но, с другой, предъявляет к благотворителю и его медиадеятельности особые аксиологические требования.
Внушение в рекламе: особенности коммуникативного механизма
Аннотация
В статье исследуется коммуникативный механизм вербального внушения в телевизионной рекламе. Внушение рассматривается как медийно сконструированный вид коммуникации, субъектом которого выступает рекламное сообщение, включающее в свое содержание эмотивный нарратив, возбуждающий желание реципиента купить рекламируемый продукт, и директивные речевые акты в форме установки, направляющей действия потребителя в интересах бренда. Особое внимание уделяется коммуникативным приемам, специфике речевых высказываний, характерным лексико-грамматическим конструкциям, реализующим стратегию внушения. Коммуникативный механизм суггестии раскрывается на примерах российской телевизионной коммерческой рекламы. Исследование внушения как специфического процесса коммуникации отвечает современным запросам брендов, рекламирующим свой продукт в условиях товарного изобилия и снижения потребительского спроса.
Стереотипизация и мифологизация образа России в современных испанских газетах
Аннотация
В статье рассматриваются стереотипизация и мифологизация образа России, выявленные в результате анализа современной испанской прессы. Эмпирическую базу исследования составляют статьи электронных версий общественно-политических газет ABC, El Pais, Mundo в период с 2014 по 2018 год. Рассматриваемый временной интервал связан с существенными изменениями международных отношений и возникновением разногласий между Западом и Россией по ключевым вопросам ее внешней и внутренней политики. Незамедлительный отклик международного сообщества на действия России способствовал кардинальным изменениям представлений о ней в мировом медиапространстве. Важной составляющей образа мира в медиасфере является образ государства, который создается преимущественно с помощью средств массовой информации. Он формируется на основе актуальных событий окружающей действительности, отражает их динамику, выражает общественное сознание и воздействует на него. Создавая медиаобраз России, испанские газеты опираются на существующие на Западе стереотипные представления и мифы о ней, а также принимают участие в создании новых. Стереотипизация и мифологизация формируют специфическую негативную матрицу восприятия, что отрицательно сказывается на образе России и демонизирует его.
Люксембургская ежедневная пресса: степень политической ангажированности
Аннотация
В статье рассматривается связь четырех ежедневных газет Великого Герцогства Люксембург - «Люксембургер ворт», «Тагеблатт», «Летцебургер журналь» и «Цайтунг фум летцебургер фоллек» - с партийной системой. Научная новизна исследования заключается в том, что люксембургская пресса никогда не изучалась российскими учеными ни в целом, ни с точки зрения политической ангажированности, проявления которой авторы проанализируют в четырех аспектах: историческом, содержательном, экономическом и аудиторном (в данном случае речь идет о медиапредпочтениях политиков - членов партий). Отмечается положительная сторона политической ангажированности люксембургских изданий: связь с партиями способствует поддержанию разнообразия газетного ландшафта Люксембурга.
Рубрика «Истории» информационного портала Meduza: традиции и инновации
Аннотация
В статье исследуется рубрика «Истории» интернет-портала Meduza как яркий образец процессов, происходящих в новых медиа, - конвергенции классических жанров, использования новых технических и коммуникативных инструментов. Цель исследования - выявить содержательные и жанровые черты, репрезентирующие специфические свойства и характеристики материалов рубрики «Истории» как инновационного жанра интернет-СМИ. Особое внимание уделено сторителлингу как базовой технологии создания текстов рассматриваемой рубрики. В работе были изучены не только публикации, размещенные в рубрике «Истории», но и интернет-ресурсы, которые освещали создание и процесс функционирования онлайн-издания. В результате исследования было установлено, что материалы рубрики «Истории» имеют как общие для большинства интернет-изданий черты, так и специфические, что дает основание определить данную рубрику как особый жанр интернет-СМИ. Результаты лингвистического исследования рубрики «Истории» имеют большое значение в изучении особенностей сетевой инфосферы и практике создания интернет-контента. Материалы исследования могут быть использованы непосредственно в работе журналистов онлайн-изданий, а также при разработке учебных курсов для студентов направления подготовки «Журналистика».
Медиатизация грузино-индийских отношений на современном этапе
Аннотация
В статье рассматривается частный случай медиатизации современной социокультурной реальности посредством информационно-коммуникационных технологий на примере современных грузино-индийских отношений. Проведен контент-анализ двух ведущих изданий Индии и Грузии - англоязычной газеты The Times of India и русскоязычного информационного агентства «Sputnik Грузия», в ходе которого изучены 30 материалов индийского средства массовой информации и 43 материала грузинского информационного агентства за период с января 2013 по февраль 2019 года включительно. Сделан вывод, что медиатизация политических и экономических процессов в двусторонних отношениях требует тесного взаимодействия органов власти и СМИ, так как недостаток информации приводит к искаженному восприятию медиасообщений.
Специфика творчества Ху Шули в условиях нового этапа реформ и открытости
Аннотация
На сегодняшний день Китайская Народная Республика, образованная 1 октября 1949 г., находясь на отправной точке в новую историческую эпоху, продолжает с успехом проводить политику реформ и открытости, инициатором которой является великий государственный деятель Дэн Сяопин (邓小平 (1904-1997 гг.)). В статье представлен анализ основных тенденций функционирования финансово-экономической прессы Китая на примере творчества одного из самых ярких ведущих представителей СМИ КНР Ху Шули. На протяжении почти 20 лет она по праву считается эталоном качественной аналитической журналистики, на который равняется новое поколение журналистов.
Совмещение деятельности шеф-редактора и ведущего информационных программ: новая региональная специфика (на примере ГТРК «Владивосток»)
Аннотация
Универсальность находит новые воплощения в практической журналистской деятельности. В региональных редакциях появляется иной тип универсальности, выражающийся в совмещении деятельности шеф-редактора и ведущего информационной программы. В статье анализируется опыт Государственной телерадиокомпании «Владивосток», вещающей на территории Приморского края. Проблема появления новой тенденции в журналистике пока остается малоизученной. В настоящее время шеф-редактору, отвечающему за работу всего коллектива и формирующему новостную программу, необходимо совмещать различные журналистские коммуникативные роли, в том числе обладать техническими и управленческими навыками. Опираясь на сравнительный анализ должностных инструкций, автор изучает совместимость этих двух профессий с точки зрения прав и функциональных обязанностей и их принципиальные различия. При рассмотрении двух должностных инструкций становится понятным, что работа шеф-редактора по сути вбирает в себя обязанности ведущего, а значит, позволяет совмещать редакторскую деятельность с ведением эфиров.
Рецензии. Обзоры
Семиосфера акмеизма. Рецензия на книгу: Кихней Л.Г. Под знаком акмеизма: избранные статьи. М.: Азбуковник, 2017. 608 с
Аннотация
В статье рассматриваются основные особенности рецензируемой книги, выявляются методологические ориентиры издания, анализируется его композиционная структура. Показано, что главным постулатом автора является установка на рассмотрение феномена акмеизма в широкой историко-литературной и теоретической перспективах.
Новая книга о В.Ф. Ходасевиче. Рецензия на книгу: Федотов О.И. Стихопоэтика Ходасевича. М.: Азбуковник, 2017. 432 с
Радиостанция «Маяк» за 55 лет: этапы развития
Аннотация
Настоящая статья посвящена 55-летию начала вещания радиостанции «Маяк». В силу ряда обстоятельств, среди которых определяющую роль сыграли формат радиостанции и профессиональный штат ее сотрудников, «Маяк», успешно работая и имея большую аудиторию в советский период, сохранился и в постсоветский период, не утратив своего значения и веса. Получив в 2000 году FM частоту, он сохранил конкурентоспособность и стал органичной частью новой системы радиовещания. Автором обозначаются и анализируются основные инновации, возникшие в эфире этой радиостанции, впоследствии воспринятые частными коммерческими радиостанциями, вышедшими вещать на постсоветском пространстве. Актуальность статьи в определении роли радиостанции «Маяк» в развитии и деятельности отечественного радиовещания, а также в повышении престижа и значимости работы радиожурналистов. При написании статьи автор, работавший в эфире «Маяка» более десяти лет, бывший как свидетелем, так и участником ряда инновационных проектов, использовал беседы с ветеранами станции и свои личный опыт, а также эмпирический метод исследования деятельности радиостанции «Маяк».