Том 17, № 1 (2020)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Использование технологии дополненной реальности для освоения иероглифики как подход к информатизации обучения китайскому языку в основной школе

Гриншкун В.В., Григорьева А.С.

Аннотация

Проблема и цель. Предлагаются способы решения проблемы поиска информационных технологий, способных за счет новых подходов к визуализации информации повысить эффективность освоения школьниками иероглифики - одного из основных и наиболее сложных для изучения компонентов систем обучения китайскому языку. В качестве пути решения этой проблемы рассматривается применение технологии дополненной реальности при условии нахождения средств и форм ее эффективного использования в рамках обучения китайскому языку в основной школе. Целями исследования являлись разработка и экспериментальное подтверждение эффективности подходов к обучению учащихся основной школы иероглифическому письму и смысловой трактовке иероглифов на основе применения средств дополненной реальности. Методология. Осуществлено практическое исследование на основе формирования экспериментальной (63 чел.) и контрольной (71 чел.) групп обучающихся 5-х и 6-х классов. Обучение школьников экспериментальной группы проводилось с использованием средств дополненной реальности, маркеров-иероглифов, специально подобранной коллекции 3D-моделей и разработанных заданий на сопоставление иероглифов и их смысловых значений, поиск иероглифов по их значениям, разработку 3D-моделей для визуализации значений иероглифов. Анализ уровня лексических навыков школьников в части сопоставления иероглифов и их смысловых значений осуществлялся при помощи интегральных показателей с применением методов математической статистики. Результаты. Показано, что предложенный подход к использованию технологии дополненной реальности в рамках обучения китайскому языку в школе является эффективным. Обоснованным является создание и развитие коллекций электронных версий иероглифов и виртуальных объектов, отражающих смысл основных иероглифов, изучаемых в школе. Эффективным является метод, когда к таким разработкам привлекаются сами школьники. Подобные подходы могут играть существенную роль для информатизации систем обучения школьников, а также установления дополнительных междисциплинарных связей. Заключение. Экспериментально подтверждена эффективность предложенных подходов к развитию систем подготовки школьников к изучению иероглифики в рамках обучения китайскому языку на основе использования технологии дополненной реальности. В ходе исследования школьники 5-х и 6-х классов показали повышенный уровень лексических умений в части сопоставления иероглифов и их смысловых значений, поиска и написания иероглифов по заданному смысловому значению.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(1):7-17
pages 7-17 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

Экспериментальная педагогическая деятельность при обучении информатике младших школьников

Корнилов В.С., Морозова С.В.

Аннотация

Проблема и цель. Одной из важных составляющих учебно-методической работы педагога, осуществляющего обучение информатике младших школьников, является контроль качества приобретаемой системы знаний школьников, который предполагает экспериментальную педагогическую деятельность. В такую экспериментальную педагогическую деятельность входят педагогические эксперименты, результаты которых обрабатываются и анализируются с помощью математических методов. Педагогические измерения позволяют обосновать эффективность реализуемой методики обучения. Методология. Педагогические измерения проводятся в педагогических исследованиях, которые направлены на улучшение содержания, методов, форм и средств обучения младших школьников информатике с использованием дидактических игр. Сам педагогический эксперимент включает констатирующий, поисковый, формирующий и контролирующий этапы. Анализ результатов педагогических измерений, направленных на выявление качества получаемых знаний по информатике младших школьников, эффективно может быть осуществлен с использованием математических и статистических методов. Результаты. Проведенные педагогические измерения позволяют сделать вывод о том, насколько младшие школьники обладают предметными знаниями по информатике, обучение которой осуществляется с использованием дидактических игр, выявить уровень их мировоззрения, логического мышления. Заключение. Экспериментальная педагогическая деятельность педагога в процессе преподавания информатики младшим школьникам позволяет выявить эффективность такого обучения, уровень предметных знаний школьников. Анализ результатов педагогических измерений дает возможность при необходимости скорректировать методику и содержание обучения по информатике.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(1):18-25
pages 18-25 views

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

Возможности ТУИС И МООК в комплексном решении задач обучения иностранных студентов в российских вузах

Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мальков И.М., Антонова Н.А., Алексеева Л.А., Копылова П.А., Новоселова Н.В., Пудовкина С.Д., Белоглазова И.А.

Аннотация

Проблема и цель. В статье актуализируется проблема интеграции возможностей массового открытого онлайн-курса (МООК) и телекоммуникационной учебно-информационной системы (ТУИС) вуза, рассматриваемая с учетом выявления возможностей данной интеграции для комплексного решения задач обучения иностранных студентов в вузе. Методология. Одним из наиболее эффективных решений в рамках перспектив развития современного вуза является на сегодняшний день интеграция систем МООК и ТУИС. Результаты. Выявлены возможности инновационных форм дистанционного образования для организации учебного процесса в вузе. Определены и раскрыты перспективные возможности интеграции МООК и ТУИС в рамках функционирования современной цифровой образовательной среды вуза. Заключение. Интеграция систем МООК и ТУИС позволяет нивелировать нюансы, связанные с ориентацией МООК на большое количество пользователей. Несмотря на то, что численность студентов вузов высока, учет особенностей конкретного вуза обеспечивается взаимодействием систем МООК и ТУИС, что делает учебный процесс прогрессивным, инновационным и ориентированным на современные тенденции развития.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(1):26-35
pages 26-35 views

Проектирование системы электронных учебных материалов для дистанционного посттренингового сопровождения при корпоративном обучении

Заславская О.Ю., Левченко М.С.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассмотрены способы организации электронных учебных материалов для посттренингового сопровождения. Актуальность статьи определяется, с одной стороны, внешними потребностями к расширению сферы образования, задачами дальнейшего развития информатизации образования, а с другой стороны, внутренними потребностями развития информационной культуры обучающихся [1; 13; 6-8]. Проблема определяется наличием противоречия между существующим высоким дидактическим потенциалом дистанционного посттренингового сопровождения, важностью такого обучения для эффективной подготовки обучающихся и отсутствием такого обучения, реализованного на использовании структурного подхода при проектировании и использовании системы электронных учебных материалов. Цель статьи заключается в описании подходов к разработке и апробации реализованных на основе структурного подхода системы электронных учебных материалов для организации посттренингового сопровождения с использованием технологий дистанционного обучения. Методология. Методологической основой послужили идеи реализации дистанционного обучения, представленные в работах А.А. Андреева, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина и др.; основные положения теории технологизации процесса обучения, которые исследовали В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, А.М. Сохор и др.; вопросы структурирования учебных материалов, которые рассматривали И.В. Акимова, А.И. Архипова, Ю.И. Аскерко, И.В. Буров, С.А. Бутаков, Л.П. Воронина, Д.В. Данилов, А.М. Сохор, О.Е. Филиппов, Л.С. Чернышов и др. Научные статьи, посвященные вопросам корпоративного обучения и развития персонала, представлены такими авторами, как А. Бычков, О. Дугина, Ж. Завьялова, И. Колодкина, А. Корольков, А. Матвеев, А. Мирошниченко, О. Найдёнов, М.В. Кларин, А. Новикова, Н. Титова, Н. Хрящева, О. Эмих, А. Сатвалов. Результаты. Обоснованы целесообразность использования технологий дистанционного обучения при реализации посттренингового сопровождения обучающихся, а также применение структурного подхода к проектированию и использованию системы учебных материалов для дистанционного посттренингового сопровождения обучающихся. Выявлены принципы и условия использования структурного подхода как оснований для проектирования и использования специальным образом подобранных учебных материалов, систематизированных в виде набора компетенций и представленных с помощью дистанционных форм обучения. Отобраны информационные и телекоммуникационные технологии и ресурсы сети Интернет, позволяющие организовать дистанционное посттренинговое сопровождение с учетом индивидуальной траектории обучения. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что эффективность предложенных подходов к отбору, проектированию и использованию системы учебных материалов позволяет учитывать следующие аспекты: учет параметров обучения, уровень развития, уровень сформированной компетентности, уровень развития мотивации. Предложенная модель дистанционного посттренингового сопровождения обучающихся на примере дисциплины «Информационные технологии в управлении образовательным процессом», основанная на использовании структурного подхода, содержащая специальным образом составленную систему электронных учебных материалов, позволила повысить эффективность обучения магистрантов и выстроить индивидуальный маршрут обучения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(1):36-48
pages 36-48 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Автоматизированная система диагностики умения решать расчетные задачи на основе структурно-ментальных схем

Асауленко Е.В.

Аннотация

Проблема и цель. В работе рассмотрена актуальная проблема - обучение решению расчетных задач. Выделены компоненты этой проблемы и показано, что для ее решения необходима автоматизация процесса обучения, особенно в плане организации самостоятельной работы. Целью работы является описание научно-технологической базы построения автоматизированной системы диагностики умения решать расчетные задачи (на примере физических задач), а также представление результатов применения разработанной системы в реальном педагогическом процессе. Методология. Описанная система основывается на ментальном подходе к обучению. В работе введено понятие вычислительного примитива и основанное на нем понятие структурно-ментальной схемы - графовидной модели умения решать задачи. Для обеспечения адаптивного, непрерывного контроля была использована Эло-подобная рейтинговая система. С целью повышения прочности усвоения умения решать задачи был реализован учет забывания с помощью кусочно-линейной модели забывания. Для оценки сформированности умения решать задачи введена величина - уровень усвоения, которая определяется по структурно-ментальной схеме (СМС) ученика и отражает ее полноту и прочность. Результаты. Приведены результаты применения, описанной автоматизированной системы диагностики умения решать расчетные задачи в реальном педагогическом процессе. Описанная система оказалась результативной, то есть позитивно влияющей на уровень сформированности умения решать задачи. Вычислена корреляция между количеством решаемых обучающимся задач и уровнем усвоения. Доказана эффективность представленной системы в плане формирования умения решать расчетные задачи на примере физических задач. Заключение. Автоматизация с помощью компьютерной системы позволяет отслеживать и хранить в памяти информацию о состоянии каждой отдельной связи СМС. Это невозможно сделать с помощью каких-либо других неавтоматизированных средств и технологий из-за большого объема данных и трудоемкости вычислений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(1):49-62
pages 49-62 views

Использование цифровых технологий в инновационной образовательной среде (на примере мобильного приложения Lecture Racing)

Царапкина Ю.М., Гаджиметова Б.Д.

Аннотация

Проблема и цель. В настоящее время происходит активная трансформация образовательных технологий, которая объясняется появлением новых образовательных потребностей, изменением принципов и механизмов доступа к знаниям, а также требованиями обобщать существующие и внедрять новые подходы к формализации и систематизации сбора и накопления данных с учетом особенностей конкретной области образования и развитием информационных технологий [2- 4; 10; 12; 15]. В статье раскрывается понятие «цифровые технологии» в образовательной среде. Представлены теоретические и практические материалы, содержащие знания о цифровых технологиях. Методология. Опытно-экспериментальное исследование проводилось с использованием мобильного приложения Lecture Racing, которое позволяет в том числе проверить уровень знаний учащихся. Это уникальный инструмент для проведения тестирований и опросов на лекциях или занятиях как с предварительной подготовкой тестов, так и без нее, в реальном времени [14]. Результаты. Рассматриваются этапы развития цифровых технологий, описываются этапы эксперимента по применению цифровых технологий в учебном процессе. Приводятся результаты по проведенным методикам на выявление уровня мотивации и успеваемости. Заключение. Использование цифровых технологий на примере мобильного приложения Lecture Racing оказывает положительное влияние на мотивацию студентов, успеваемоть, способствует саморазвитию преподавателя в инновационной образовательной среде.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(1):63-71
pages 63-71 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах