Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2)

Обложка

Аннотация


Статья представляет собой вторую часть заключительной публикации по результатам трехлетнего исследовательского проекта, который реализовывался сотрудниками кафедры социологии Российского университета дружбы народов совместно с зарубежными коллегами в целях сопоставительного анализа мировоззренческих приоритетов современной студенческой молодежи. В первой части авторы сосредоточились на обозначении акцентов в ценностях студентов трех стран в сопоставительном контексте. Во второй части авторы продолжают характеризовать ценностную сферу молодых поколений постсоциалистических стран, однако опираясь на эмпирические данные, собранные посредством другого опросного инструментария - посвященного страхам, надеждам и опасениям. Несмотря на активную проработку проблематики катастрофического/кризисного сознания в последние десятилетия и институционализацию социальных страхов как предмета социологического анализа, тематики ценностей и массовых страхов редко взаимоувязываются в эмпирических исследованиях, хотя реальные и «нормальные» страхи (тотальные и рутинизированные в «обществе риска» в терминологии У. Бека) выступают ключевым индикатором ценностных ориентаций, даже если не актуализированы, но презентуются в качестве таковых средствами массовой информации. Серьезные модификации исходного инструментария в чешском и казахстанском опросах ограничили масштаб обобщений данных, но позволили выявить и сопоставить смысложизненные приоритеты и ключевые страхи студентов (в сфере трудоустройства, доходов, личной жизни, здоровья, учебы), общий уровень тревожности молодежи, предпочитаемые стратегии преодоления дискомфортных ситуаций и факторы, обусловливающие состояние тревоги. Полученные данные свидетельствуют, что (а) социальное самочувствие студенческой молодежи весьма амбивалентно во всех трех странах; (б) опасения и надежды российской молодежи схожи скорее с казахстанскими, чем с чешскими сверстниками; (в) оценки чешского студенчества демонстрируют б о льшую определенность и консолидированность молодежного самосознания, а также, по ряду вопросов, тот стереотипный индивидуализм, о котором часто говорят, сравнивая российское «традиционное» общество с западным.


Николай Петрович Нарбут

Лицо (автор) для связи с редакцией.
narbut_np@rudn.university
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии Российского университета дружбы народов, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Ирина Владимировна Троцук

trotsuk_iv@rudn.university
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

доктор социологических наук, доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов; ведущий научный сотрудник Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  • Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества // Социологические исследования. 2009. № 7.
  • Ильясов Ф.Н. Феномен страха смерти в современном обществе // Социологические исследования. 2010. № 9.
  • Призрачные угрозы: россиянам не свойственен параноидальный страх перед внешним миром // http://fom.ru/Mir/10097.
  • Спокойно или тревожно живется россиянам? Россияне о настроениях в стране и среди близких // http://fom.ru/obshchestvo/10367.
  • Страхи россиян // https://www.levada.ru/2015/08/18/strahi-rossiyan-3.
  • Рост цен и угроза войны: социологи узнали главные страхи россиян // https://ria.ru/ society/20170927/1505641503.html.
  • Фрейд З. Истерия и страх / Пер. с нем. А.М. Боковикова. М.: ООО СТД, 2006.

Просмотры

Аннотация - 163

PDF (Russian) - 15


© Нарбут Н.П., Троцук И.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.