Review of the textbook on the Russian language for foreign humanitarian students (II certification level) “Russia yesterday and today”

Cover Page

Abstract



В издательстве РУДН было переиздано учебное пособие «Россия вчера и сегодня», предназначенное для иностранных студентов, обучающихся в вузах России по гуманитарным направлениям на первом и втором курсах основного обучения. Это этап овладения русским языком как иностранным второго уровня (ТРКИ2). Переиздание было стимулировано практическим спросом на материалы пособия, интересом преподавателей-практиков. В новое издание внесены коррективы и с точки зрения организации материала, и с точки зрения его насыщенности содержательными и методическими элементами. Исправления основывались на результатах работы с первым изданием пособия в широкой многонациональной аудитории студентов, осваивающих такие направления образования, как журналистика, филология, педагогика и психология и др. Пособие подготовлено на кафедре русского языка и методики его преподавания филологического факультета Российского университета дружбы народов, в его создании приняли участие преподаватели-практики кафедры и лекторы-методисты. Оно получило положительную рецензию специалистов Института русского языка им. А.С. Пушкина, а также методистов других факультетов РУДН. Целью пособия является развитие навыков чтения и аудирования, говорения и письма в сферах бытового, учебного и учебно-профессионального общения на уровне свободного владения языком для обсуждения разнообразных тем русской культуры и русской науки. Материал пособия насыщен современными сведениями об истории русской культуры и науки, современных фактах российской культуры и науки, персоналиях, значимых для развития общественной жизни России, вопросах образования и искусства. Также предполагается развитие навыков работы с Рунетом в учебных и познавательных целях. В каждом уроке предлагается активно использовать материалы интернет-порталов, приводятся текстовые примеры, демонстрируются траектории работы в русскоязычном контенте. Учебное пособие состоит из 6 разделов (уроков), организованных по следующим темам: 1. Биография, профессия, карьера. 2. Иностранный язык в жизни человека. 3. Человек в мире людей. 4. Город как среда обитания. 5. Архитектура. 6. Художественное творчество. Каждый урок организован работой с двумя или тремя текстами разной функционально-стилистической принадлежности. В рамках классической методики РКИ каждый текст сопровождается предтекстовыми, притекстовыми заданиями и упражнениями и послетекстовыми заданиями. Важным элементом организации учебного материала пособия является присутствие специальных заданий на выработку умений и навыков во всех видах речевой деятельности, учитывая аудирование и произношение (что часто опускается в учебных пособиях для данного уровня освоения РКИ). Развитие и закрепление навыков аудирования важны для совершенствования механизмов логического понимания и оперативной памяти, что необходимо для получения образования на иностранном языке. Также в каждом уроке имеются задания повышенной трудности - это лингвистические упражнения и фрагменты текстов русской художественной литературы. Кроме того, материалы пособия насыщены творческими заданиями для развития речи студентов и навыков самоконтроля. В соответствии с современной тенденцией увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе в каждом уроке есть задания для самостоятельной работы, а приложение для студентов содержит ключи к заданиям. В качестве контролирующих или итоговых заданий, оценивающих качество коммуникативных навыков, в конце урока предлагается написать творческую работу (эссе, сочинение-рассуждение, сообщение для устной реализации) или принять участие в дискуссии. Авторы пособия особое внимание уделили мотивированности студентов к коммуникации, стимулированию потребности к речевому действию, стремлению перевести учебную цель занятий по русскому языку в задачу общения учащихся с преподавателем и между собой с целью расширения знаний и совершенствования навыков учебной профессиональной студенческой деятельности. Этот подход определил выбор коммуникативных тем пособия, соответствующих гуманитарному направлению высшего образования, общефилологическим и общегуманитарным интересам студентов, общеобразовательным задачам. Для обсуждения отобраны проблемные ситуации, которые вызывают у студентов личностное отношение, благодаря чему повышается заинтересованность в обмене мнениями, высказывании и аргументации собственной точки зрения, а также требующие: а) определенный уровень сформированности предметной компетенции; б) усвоение актуальных для гуманитарных специальностей лексических и грамматических единиц, необходимых для реализации коммуникативного намерения. Чтобы обеспечить обучаемых средствами конструирования собственных устных текстов, в пособие введены дополнительные текстовые материалы, отражающие особенности естественной русской устной речи, прежде всего устной литературно-книжной речи. Отличительной особенностью устной литературнокнижной речи является сочетание в ней разговорных и книжно-письменных средств. В структуре пособия есть методические рекомендации преподавателям и студентам для успешной работы с пособием, ключи к заданиям, обширный лингвистический материал в дополнительных заданиях. Учебное пособие даёт возможность работать с ним самостоятельно, предоставляет материал для индивидуального подхода к работе в аудитории, ориентируясь на контингент и уровень владения русским языком, позволяя создать условия комфортного обучения через дифференциацию заданий. В руках опытного преподавателя-практика учебные материалы изданного пособия могу звучать по-новому, дать простор педагогическому творчеству, принимая на себя информативную функцию дидактического помощника.

Houria Laouedj

The Centre of Intensive Language Courses, University - 1

Email: houria.laouedj@gmail.com
Algeria 2, rue Didouche Mourad, Algeria, Algeria Candidate of Philology, Professor of the Centre of Intensive Language Teaching, University Algeria - 1 (Algeria).

Views

Abstract - 102

PDF (Russian) - 29


Copyright (c) 2019 Laouedj H.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.