RETsENZIYa Drozdova O.E. Metapredmetnoe obuchenie russkomu yazyku v shkole: teoriya i puti prakticheskogo voploshcheniya: monografiya / O.E. Drozdova. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2016. 316 s.

Abstract



Современный этап развития методики русского языка связан с реализацией социального заказа, обозначенного в стандартах общего образования. Учащиеся должны уметь определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач на родном языке. Следовательно, назрела необходимость рассмотрения комплекс- ной методической системы работы в контексте современного школьного обра- зовательного процесса.В монографии О.Е. Дроздовой представлена методическая система, получив- шая название «Метапредметное обучение русскому языку в школе». Исследова- ние состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.Как справедливо замечает автор, концептуальные основы обозначенной ме- тодической системы охватывают весь школьный образовательный процесс. В мо- нографии подробно описывается лингводидактический потенциал достижений отечественного языкознания последних десятилетий. В качестве источника реа- лизации метапредметного подхода в обучении русскому языку рассматриваются три направления лингвистики: когнитивное, функциональное и культурологи- ческое. В соответствии с ними содержательным ядром назван общелингвистиче- ский компонент обучения.Психолого-педагогические основы, формируемые в процессе метапредметно- го обучения, позволяют определить качества лингвистически развитой личности школьника. В исследовании представлена схема, позволяющая рассмотреть эти качества и включающая следующие компоненты: общая направленность лич- ности, матаязыковое сознание, языковое сознание, языковые способности, по- знавательные способности.Теоретическую базу монографии дополняют практические рекомендации, со- держащие пути реального воплощения матапредметного обучения русскому язы- ку в лингводидактическом сопровождении общеобразовательных дисциплин, внеклассной и факультативной работе. Описан и детально разработан общеоб- разовательный курс для учащихся основной школы «Основы языкознания для школьников». На конкретном материале проиллюстрированы связи курса язы- кознания с такими предметами, как история, обществознание, биология, физи- ка, география, математика и информатика. Особый интерес представляет модель реализации лингводидактического сопровождения общеобразовательных дис- циплин, включающая мотивационный, организационный и содержательно-де- ятельностный блоки.126 РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И ДР.Strelchuk E.N. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching, 2017, 15 (1), 126-127Несомненным достоинством работы являются рассмотренные в контексте проблемы разные виды внеклассной работы, построенной в соответствии с прин- ципами метапредметного обучения русскому языку. К их числу автор относит исследовательскую деятельность школьников (участие в конференциях), дис- куссии, игры, конкурсы. Большую ценность для преподавателей представляют классные часы с компонентом лингвистической направленности. В работе обо- значены тематика таких часов, их цели и возможное содержание.Монография имеет новаторский характер, ее можно рекомендовать препо- давателям русского языка и других общеобразовательных дисциплин. Она будет интересна тем, кого интересуют вопросы развития методики преподавания рус- ского языка в условиях внедрения современных образовательных стандартов.

Elena Nikolaevna Strelchuk

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: Strelchukl@mail.ru

Views

Abstract - 93

PDF (Russian) - 116

PlumX


Copyright (c) 2017 Strelchuk E.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.