MULTIMEDIA LONGRIDES AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE SKILLS OF SCHOOLCHILDREN

Cover Page

Abstract


The article analyzes the possibilities of multimedia longido in the preparation and submission of school projects. “Long reading”, as long as the longriders are also called, is considered from two interrelated positions - didactic and technological. The focus is on what media longreads, as a new form of educational projects, have significant didactic potential. Examples, presentation of educational projects in the form of longride. Attention is drawn to the fact that multimedia longreads will become one of the trends in e-learning, which is becoming increasingly popular.


Метод проектов приобрел широкую популярность в образовательной практике средней и высшей школ. Слово «проект» означает «брошенный вперед». Даже название метода подчеркивает его целевую направленность на решение творческих задач. Метод проектов создает условия для проявления индивидуальных способностей учащихся, включения их в коллективную творческую работу, формирования навыков планирования и организации самостоятельной учебной деятельности (см., например, работы [2-5]). Среди множества проектов и связанных с ними технологий выделим цифровой сторителлинг. Он может выступать не только как результат деятельности обучающихся, но и как средство реализации учебного проекта. Цифровой сторителлинг (англ. эквивалент - digital storytelling) представляет разновидность традиционного повествования, выполненного в цифровом формате. В результате написания (представления) рассказа или истории рождается новый медиадокумент, облеченный в компактную, удобную и привлекательную форму. Для его создания используются различные цифровые инструменты, среди которых компьютерные программы, интернет-сервисы, онлайн-конструкторы. Как уже упоминалось, слово «сторителлинг» пришло из английского языка и в буквальном переводе означает «рассказывание истории». Американская национальная сеть сторителлинга определяет его как «интерактивное искусство использования слов и действий для выявления элементов и образов истории с целью пробуждения воображения слушателя» [6-9]. Не правда ли, весьма злободневная задача для современного образования? Сторителлинг - это еще и категория ораторского мастерства, которое трудно представить без увлекательного рассказа. Истории звучат везде: на театральных подмостках, в концертных залах, общественных форумах. Учитель - тоже оратор, а его «сцена» - школьный класс. Следует, правда, признать, что далеко не каждый педагог в совершенстве владеет навыком яркого, интересного и захватывающего публичного выступления. Скучные, неинтересные уроки убивают не только воображение школьников, но и желание учиться. Это проблема выходит за рамки заявленной темы и заслуживает отдельного исследования. Будем считать, что некий педагог блестяще владеет устной речью, хорошо пишет, может увлечь любого ученика. Какие методы он использует, обучая красивой речи и богатому письменному языку? Надо сказать, что это - серьезная педагогическая задача, которая не может быть решена быстро, ведь формирование устной и письменной речи - процесс кропотливый и длительный. Несмотря на повсеместное использование метода проектов, уровень устной и письменной коммуникации немалого числа школьников находится на низком уровне. Односложные ответы, маловыразительная речь, шаблонные письменные работы. Даже у старших школьников! Этим грешат и студенты, особенно негуманитарных вузов. Вернемся к методу проектов, проанализируем, как цифровой сторителлинг может обогатить его, помогая решить задачу формирования коммуникативных навыков школьников. Финал любого проекта - представление и защита. Остановимся именно на заключительном этапе. Творческая работа выглядит ярче и интереснее, если в ходе ее подготовки использовались информационные технологии. Рассказ, презентация, видеофильм, web-страница - это средства визуального воплощения истории. Она, как известно, подразумевает изучение и накопление материала, рождение новой идеи, стратегию ее реализации. Графика, аудио, видео - средства, без которых сегодня не может обойтись ни ученик, ни учитель. Чаще всего, защита проекта происходит с использованием программ MS Power Point и Movie Maker. Одна служит для подготовки презентаций, вторая - видеороликов. Редко звучат на защите проектов цифровые истории, подготовленные с помощью интернет-сервисов. А ведь эти инструменты позволяют представить историю-проект ярко, увлекательно, необычно. Один из них - сервис storydjumper. Его адрес в Интернете: https://www.storyjumper.com/. Название сервиса ассоциируется с прыжком, прыжком в цифровую историю. Он представляет собой платформу для публикации историй, проектов, рассказов. Каждая история - это небольшая книга, в которой, конечно же, есть текст, а еще иллюстрации и звук. Книгу можно читать, листать страницы, рассматривать рисунки, слушать живую речь. По завершению редакторской правки история готова к публикации. Ею можно поделиться с одноклассниками или послать на проверку учителю. Историю легко разместить в социальных сетях, на сайтах или в блогах. Можно предложить читателям оставить комментарий о прочитанном на своей личной странице, представленной на названном сайте. Вот как выглядит цифровая книга, подготовленная с помощью сервиса storydjumper на экране компьютера, планшета или мобильного телефона (рисунок). Рисунок. Цифровая книга, подготовленная с помощью сервиса storydjumper Цифровая книга налагает на школьника определенную ответственность: не хотелось бы публиковать плохо подготовленную историю. Помимо достоинств у сервиса есть один недостаток - англоязычный интерфейс. Впрочем, как посмотреть. Может быть, именно он для кого-то станет толчком не только для развития устной, письменной, цифровой, но еще и иноязычной коммуникации. А если знаний иностранного языка пока еще недостаточно, текст можно перевести с помощью встроенного переводчика. Такая функция у сервиса есть. Если небольшие книжки-истории больше подходят для младших школьников, то лонгриды полезны старшеклассникам. Что такое лонгрид? Это тот же сторителлинг только гораздо большего размера. Если точнее, лонгрид (от англ. “longread” - «долгое чтение») - формат веб-материала, который характеризуется длинным текстовым контентом с включением мультимедиа материалов: фото, видео, инфографики, интерактивных карт, таймлайнов (линий времени) и др. Этот вид цифрового сторителлинга используется журналистами современных интернетизданий. Первый лонгрид был опубликован в американской газете The New York Times в 2012 году. В статье “Snow Fall” (именна она и была первым лонгридом) рассказывалось о гибели лыжников в горах в результате схода снежной лавины (со статьей можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://www.nytimes.com/ projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek). Новый формат журналистского повествования впервые отводил фото и видео не вспомогательную, как это было раньше, а одну из главных ролей. В этом материале все элементы мультимедийного лонгрида были сверстаны с использованием эффекта параллакса на целой странице. Уточним, в веб-дизайне параллаксэффект или параллакс-скроллинг - это специальная техника, когда фоновое изображение в перспективе двигается медленнее, чем элементы переднего плана. Эта технология применяется все чаще, благодаря ей сайты выглядят весьма эф- фектно, что привлекает внимание большое количество пользователей. На какоето время «сноуфолл» стал именем нарицательным и заменил словосочетание «мультимедийный лонгрид». Как же мультимедийные лонгриды могут быть использованы в школе? Прежде всего, это - новая форма учебного проекта, которая заслуживает должного внимания. Ее можно применить, предложив школьникам подготовить мультимедийное сочинение, в котором требуется не только словесно раскрыть тему, но и добавить средства наглядной выразительности - видео или звук, анимацию или графику, или все вместе взятые. Комбинации мультимедийных средств зависят от идеи проекта, содержания рассказа, его композиционных особенностей. На первый взгляд, кажется, что лонгриды не под силу старшеклассниками и студентам. Впрочем, это спорно. Может быть именно за длинным чтением будущее проектной деятельности. По крайней мере, школьнику и учителю, студенту и преподавателю стоит попробовать эту технологию, ведь среди обучающихся немало тех, кто любит и умеет писать. Почему бы не воспользоваться интересным форматом для подготовки сочинения, проекта, учебного задания? Лонгриды обладают огромным дидактическим потенциалом. Пройдет время, и они станут одним из трендов электронного обучения, которое приобретает все большую популярность. В каких случаях учебный проект стоит представить в форме лонгрида? Их немало. Вот лишь некоторые примеры. 1. Рассказ о великой личности или ярком историческом событии. 2. Изложение новой теории. 3. Сложный практический учебный кейс. 4. Результаты аналитического исследования некоторой научной проблемы. 5. Экспертная оценка того или иного процесса и явления. На что стоит обратить внимание при подготовке мультимедийного лонгрида? Прежде всего, на текст и композицию рассказа. Он должен быть интересным и легким для восприятия, а кроме того, иметь четкую логическую структуру. В центре лонгрида, как правило, - история с завязкой, развитием и кульминацией, которая должна быть интересна читателям или слушателям. Важна и типографика: шрифт, размер, цвета, отступы, расстояния. Задача шрифтов - визуальное разбиение текста на составные элементы, выделение эмоционально важных мыслей. Фотографии должны быть качественные и достаточно большого размера. Их задача - усилить эмоции, дополнить текст, раскрыть смысл, увлечь темой рассказа. Без яркого фото лонгрид будет «сухим» и маловыразительным. Интерактивные элементы, среди которых могут быть фотопанорамы, карты, инфографика, видео, обогатят текст, а рассказ-презентация проекта предстанет на защите в ярком и запоминающимся виде. С помощью каких сервисов можно подготовить мультимедийные лонгриды? Стоит обратить внимание на следующий список сайтов: · medium.com; · stampsy.com; · exposure.co; · tilda.cc; · readymag.com; · slides.com; · creatavist.com; · racontr.com; · shorthand.com. Многие из них англоязычные. Что ж, это опять свидетельствует в пользу серьезного изучения иностранного языка. А, кроме него, школьнику и студенту необходимо владеть хотя бы на начальном уровне веб-дизайном. Без него сейчас никуда. От того, насколько прочно у выпускника школы или вуза сформированы приемы представления информации и насколько он уверенно владеет коммуникативными навыками, зависит успех в будущей профессиональной деятельности.

Aleksey Ivanovich Azevich

Moscow city pedagogical university

Author for correspondence.
Email: asv44dfg@mail.ru
Sheremetyevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521

candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of informatization of education, institute of mathematics, informatics and natural sciences, Moscow city pedagogical university

  • Azevich A.I. Digital storytelling. Voploshchenie zamysla [Digital storytelling. Embodiment of the idea]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2017. No. 4 (42). Pp. 32—38.
  • Azevich A.I. Prikladnye programmy i servisy kak sredstvo formirovaniya uchebno-metodicheskogo kontenta [Asevich applications and services as a means of formation of educational and methodical content]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2015. No. 4. Pp. 27—32.
  • Azevich A.I. Vizualizaciya pedagogicheskoj informacii: uchebno-metodicheskij aspekt [Visualization of educational information: educational-methodical aspect]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2016. No. 3 (37). Pp. 74—82.
  • Azevich A.I. Onlajn-servisy kak sredstvo formirovaniya kontenta sajta prepodavatelya [Online services as a means of forming the content of the site teacher]. Innovacii v sisteme vysshego obrazovaniya [Innovations in higher education]: materialy IV Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Chelyabinsk: Chelyabinskij institut ehkonomiki i prava im. M.V. Ladoshina, 2013. Pp. 50—54.
  • Azevich A.I. Uchebnoe kino: novyj vzglyad na staruyu problemu [Training films: a new look at an old problem]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2014. No. 4 (30). Pp. 56—60.
  • Gradyushko A.A. Longrid kak format vizualizacii kontenta v sovremennyh internet-SMI [Longed as the rendering format of the content in the modern online media]. Vizual’no-semanticheskie sredstva sovremennoj mediaindustrii [Visual semantic tools of modern media industry]: materialy Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk: BGU, 2015. Pp. 44—48.
  • Doroshenko T.V. Primenenie longridov v obuchenii informatike v shkole [The use of longido in learning science in school]. Innovacionnye processy i tekhnologii v sovremennom mire [Innovative processes and technologies in the modern world]. Ufa: Issledovatel’skij centr informacionnopravovyh tekhnologij, 2016. No. 1 (4). Pp. 32—34.
  • Zolotuhin A.A., Mazharina Yu.N. Longrid, snoufoll, mul’timedijnaya istoriya — kak novye vershiny zhurnalizma? [Longed, snowfall, a multimedia history — as new heights of journalism?]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Bulletin of the Voronezh state university. “Philology. Journalism” series]. 2015. No. 2. Pp. 93—96.
  • Toiskin V.S., Krasil’nikov V.V. Mul’timedijnyj longrid kak cifrovoj obrazovatel’nyj resurs [Multimedia longed as a digital educational resource]. Sostoyanie i perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya v sovremennom mire [Status and prospects of development of higher education in modern world]: materialy dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii. Sochi: Mezhdunarodnyj innovacionnyj universitet, 2017. Pp. 321—323.
  • National Storitelling Network / What is Storytelling? URL: http://www.storynet.org/resources/ whatisstoritelling.html (date accessed: 01.12.2017).

Views

Abstract - 39

PDF (Russian) - 30

PlumX


Copyright (c) 2018 Azevich A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.