МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛОНГРИДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются возможности мультимедийных лонгридов в ходе подготовки и представления школьных проектов. «Длинное чтение», как еще называют лонгриды, рассматривается с двух взаимосвязанных позиций - дидактической и технологической. Акцентируется внимание на то, что мультимедийные лонгриды, как новая форма учебных проектов, обладают существенным дидактическим потенциалом. Приводятся примеры, представления учебных проектов в форме лонгрида. Обращается внимание на тот факт, что мультимедийные лонгриды станут одним из трендов электронного обучения, которое приобретает все большую популярность.

Полный текст

Метод проектов приобрел широкую популярность в образовательной практике средней и высшей школ. Слово «проект» означает «брошенный вперед». Даже название метода подчеркивает его целевую направленность на решение творческих задач. Метод проектов создает условия для проявления индивидуальных способностей учащихся, включения их в коллективную творческую работу, формирования навыков планирования и организации самостоятельной учебной деятельности (см., например, работы [2-5]). Среди множества проектов и связанных с ними технологий выделим цифровой сторителлинг. Он может выступать не только как результат деятельности обучающихся, но и как средство реализации учебного проекта. Цифровой сторителлинг (англ. эквивалент - digital storytelling) представляет разновидность традиционного повествования, выполненного в цифровом формате. В результате написания (представления) рассказа или истории рождается новый медиадокумент, облеченный в компактную, удобную и привлекательную форму. Для его создания используются различные цифровые инструменты, среди которых компьютерные программы, интернет-сервисы, онлайн-конструкторы. Как уже упоминалось, слово «сторителлинг» пришло из английского языка и в буквальном переводе означает «рассказывание истории». Американская национальная сеть сторителлинга определяет его как «интерактивное искусство использования слов и действий для выявления элементов и образов истории с целью пробуждения воображения слушателя» [6-9]. Не правда ли, весьма злободневная задача для современного образования? Сторителлинг - это еще и категория ораторского мастерства, которое трудно представить без увлекательного рассказа. Истории звучат везде: на театральных подмостках, в концертных залах, общественных форумах. Учитель - тоже оратор, а его «сцена» - школьный класс. Следует, правда, признать, что далеко не каждый педагог в совершенстве владеет навыком яркого, интересного и захватывающего публичного выступления. Скучные, неинтересные уроки убивают не только воображение школьников, но и желание учиться. Это проблема выходит за рамки заявленной темы и заслуживает отдельного исследования. Будем считать, что некий педагог блестяще владеет устной речью, хорошо пишет, может увлечь любого ученика. Какие методы он использует, обучая красивой речи и богатому письменному языку? Надо сказать, что это - серьезная педагогическая задача, которая не может быть решена быстро, ведь формирование устной и письменной речи - процесс кропотливый и длительный. Несмотря на повсеместное использование метода проектов, уровень устной и письменной коммуникации немалого числа школьников находится на низком уровне. Односложные ответы, маловыразительная речь, шаблонные письменные работы. Даже у старших школьников! Этим грешат и студенты, особенно негуманитарных вузов. Вернемся к методу проектов, проанализируем, как цифровой сторителлинг может обогатить его, помогая решить задачу формирования коммуникативных навыков школьников. Финал любого проекта - представление и защита. Остановимся именно на заключительном этапе. Творческая работа выглядит ярче и интереснее, если в ходе ее подготовки использовались информационные технологии. Рассказ, презентация, видеофильм, web-страница - это средства визуального воплощения истории. Она, как известно, подразумевает изучение и накопление материала, рождение новой идеи, стратегию ее реализации. Графика, аудио, видео - средства, без которых сегодня не может обойтись ни ученик, ни учитель. Чаще всего, защита проекта происходит с использованием программ MS Power Point и Movie Maker. Одна служит для подготовки презентаций, вторая - видеороликов. Редко звучат на защите проектов цифровые истории, подготовленные с помощью интернет-сервисов. А ведь эти инструменты позволяют представить историю-проект ярко, увлекательно, необычно. Один из них - сервис storydjumper. Его адрес в Интернете: https://www.storyjumper.com/. Название сервиса ассоциируется с прыжком, прыжком в цифровую историю. Он представляет собой платформу для публикации историй, проектов, рассказов. Каждая история - это небольшая книга, в которой, конечно же, есть текст, а еще иллюстрации и звук. Книгу можно читать, листать страницы, рассматривать рисунки, слушать живую речь. По завершению редакторской правки история готова к публикации. Ею можно поделиться с одноклассниками или послать на проверку учителю. Историю легко разместить в социальных сетях, на сайтах или в блогах. Можно предложить читателям оставить комментарий о прочитанном на своей личной странице, представленной на названном сайте. Вот как выглядит цифровая книга, подготовленная с помощью сервиса storydjumper на экране компьютера, планшета или мобильного телефона (рисунок). Рисунок. Цифровая книга, подготовленная с помощью сервиса storydjumper Цифровая книга налагает на школьника определенную ответственность: не хотелось бы публиковать плохо подготовленную историю. Помимо достоинств у сервиса есть один недостаток - англоязычный интерфейс. Впрочем, как посмотреть. Может быть, именно он для кого-то станет толчком не только для развития устной, письменной, цифровой, но еще и иноязычной коммуникации. А если знаний иностранного языка пока еще недостаточно, текст можно перевести с помощью встроенного переводчика. Такая функция у сервиса есть. Если небольшие книжки-истории больше подходят для младших школьников, то лонгриды полезны старшеклассникам. Что такое лонгрид? Это тот же сторителлинг только гораздо большего размера. Если точнее, лонгрид (от англ. “longread” - «долгое чтение») - формат веб-материала, который характеризуется длинным текстовым контентом с включением мультимедиа материалов: фото, видео, инфографики, интерактивных карт, таймлайнов (линий времени) и др. Этот вид цифрового сторителлинга используется журналистами современных интернетизданий. Первый лонгрид был опубликован в американской газете The New York Times в 2012 году. В статье “Snow Fall” (именна она и была первым лонгридом) рассказывалось о гибели лыжников в горах в результате схода снежной лавины (со статьей можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://www.nytimes.com/ projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek). Новый формат журналистского повествования впервые отводил фото и видео не вспомогательную, как это было раньше, а одну из главных ролей. В этом материале все элементы мультимедийного лонгрида были сверстаны с использованием эффекта параллакса на целой странице. Уточним, в веб-дизайне параллаксэффект или параллакс-скроллинг - это специальная техника, когда фоновое изображение в перспективе двигается медленнее, чем элементы переднего плана. Эта технология применяется все чаще, благодаря ей сайты выглядят весьма эф- фектно, что привлекает внимание большое количество пользователей. На какоето время «сноуфолл» стал именем нарицательным и заменил словосочетание «мультимедийный лонгрид». Как же мультимедийные лонгриды могут быть использованы в школе? Прежде всего, это - новая форма учебного проекта, которая заслуживает должного внимания. Ее можно применить, предложив школьникам подготовить мультимедийное сочинение, в котором требуется не только словесно раскрыть тему, но и добавить средства наглядной выразительности - видео или звук, анимацию или графику, или все вместе взятые. Комбинации мультимедийных средств зависят от идеи проекта, содержания рассказа, его композиционных особенностей. На первый взгляд, кажется, что лонгриды не под силу старшеклассниками и студентам. Впрочем, это спорно. Может быть именно за длинным чтением будущее проектной деятельности. По крайней мере, школьнику и учителю, студенту и преподавателю стоит попробовать эту технологию, ведь среди обучающихся немало тех, кто любит и умеет писать. Почему бы не воспользоваться интересным форматом для подготовки сочинения, проекта, учебного задания? Лонгриды обладают огромным дидактическим потенциалом. Пройдет время, и они станут одним из трендов электронного обучения, которое приобретает все большую популярность. В каких случаях учебный проект стоит представить в форме лонгрида? Их немало. Вот лишь некоторые примеры. 1. Рассказ о великой личности или ярком историческом событии. 2. Изложение новой теории. 3. Сложный практический учебный кейс. 4. Результаты аналитического исследования некоторой научной проблемы. 5. Экспертная оценка того или иного процесса и явления. На что стоит обратить внимание при подготовке мультимедийного лонгрида? Прежде всего, на текст и композицию рассказа. Он должен быть интересным и легким для восприятия, а кроме того, иметь четкую логическую структуру. В центре лонгрида, как правило, - история с завязкой, развитием и кульминацией, которая должна быть интересна читателям или слушателям. Важна и типографика: шрифт, размер, цвета, отступы, расстояния. Задача шрифтов - визуальное разбиение текста на составные элементы, выделение эмоционально важных мыслей. Фотографии должны быть качественные и достаточно большого размера. Их задача - усилить эмоции, дополнить текст, раскрыть смысл, увлечь темой рассказа. Без яркого фото лонгрид будет «сухим» и маловыразительным. Интерактивные элементы, среди которых могут быть фотопанорамы, карты, инфографика, видео, обогатят текст, а рассказ-презентация проекта предстанет на защите в ярком и запоминающимся виде. С помощью каких сервисов можно подготовить мультимедийные лонгриды? Стоит обратить внимание на следующий список сайтов: · medium.com; · stampsy.com; · exposure.co; · tilda.cc; · readymag.com; · slides.com; · creatavist.com; · racontr.com; · shorthand.com. Многие из них англоязычные. Что ж, это опять свидетельствует в пользу серьезного изучения иностранного языка. А, кроме него, школьнику и студенту необходимо владеть хотя бы на начальном уровне веб-дизайном. Без него сейчас никуда. От того, насколько прочно у выпускника школы или вуза сформированы приемы представления информации и насколько он уверенно владеет коммуникативными навыками, зависит успех в будущей профессиональной деятельности.

×

Об авторах

Алексей Иванович Азевич

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: asv44dfg@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Азевич А.И. Digital storytelling. Воплощение замысла // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 4 (42). С. 32-38.
  2. Азевич А.И. Прикладные программы и сервисы как средство формирования учебно-методического контента // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 4. С. 27-32.
  3. Азевич А.И. Визуализация педагогической информации: учебно-методический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 3 (37). С. 74-82.
  4. Азевич А.И. Онлайн-сервисы как средство формирования контента сайта преподавателя // Инновации в системе высшего образования: материалы IV Всеросс. науч.-метод. конф. Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина, 2013. С. 50- 54.
  5. Азевич А.И. Учебное кино: новый взгляд на старую проблему // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 4 (30). С. 56-60.
  6. Градюшко А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернетСМИ // Визуально-семантические средства современной медиаиндустрии: материалы Республиканской науч.-практ. конф. Минск: БГУ, 2015. С. 44-48.
  7. Дорошенко Т.В. Применение лонгридов в обучении информатике в школе // Инновационные процессы и технологии в современном мире. Уфа: Исследовательский центр информационно-правовых технологий, 2016. № 1 (4). С. 32-34.
  8. Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 93-96.
  9. Тоискин В.С., Красильников В.В. Мультимедийный лонгрид как цифровой образовательный ресурс // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докл. науч.-практ. конф. Сочи: Международный инновационный университет, 2017. С. 321-323.
  10. National Storitelling Network / What is Storytelling? URL: http://www.storynet.org/resources/ whatisstoritelling.html (дата обращения: 01.12.2017).

© Азевич А.И., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах