Методология исследования социальной рекламы: социологические аспекты
- Авторы: Калмыков С.Б.1
-
Учреждения:
- Научно-образовательный центр проблем регулирования cоциально-трудовых отношений и социального развития ОАО «Всероссийский центр уровня жизни»
- Выпуск: № 4 (2014)
- Страницы: 161-170
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/6080
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается авторская методология социологического исследования социальной рекламы, имеющая динамический процессуальный тип. Анализируется применение многовариантного парадигматического подхода, процесса легитимации, методологических принципов взаимозависимости, многоуровневого анализа и принципа формализации социологических данных П. Лазарсфельда, используемых методов. Обоснованы этапность методологии, исследовательские процедуры приращения новых социологических знаний о процессе развития социальной рекламы. Первый этап методологии заключается в исследовании социальной рекламы как институционального, коммуникативного, социокультурного и социально-технологического процессов. Второй этап определяется разработкой содержательных аспектов динамики социальных отношений в социорекламной сфере и изучением специфики социорекламного взаимодействия с различными социально-демографическими группами. Третий этап методологии реализует сравнительный анализ теоретического и эмпирического социологического знания социальной рекламы, разработку на этой основе ее категориальных, концептуальных и прикладных возможностей. Сформированы два вида исследовательской практики. Первый включает три уровня сложности исследовательских задач. Первый уровень сложности состоит в разработке категорий и понятий в социорекламной сфере. Второй уровень сложности - формирование на разработанной основе обобщения более высокого уровня. Третий уровень сложности - обоснование универсальности категоризации и концептуализации развития социальной рекламы для различных направлений социальной сферы, сопоставительный анализ концепции социологии рекламного воздействия О.О. Савельевой и полученных результатов исследования для обоснования их научной новизны как развитие отрасли социологической науки - социологии рекламы. Анализ разработанной методологии социологического исследования развития социальной рекламы завершается характеристикой ее универсальности для различных направлений социальной сферы.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Борисович Калмыков
Научно-образовательный центр проблем регулирования cоциально-трудовых отношений и социального развития ОАО «Всероссийский центр уровня жизни»
Email: vcug-ksb@mail.ru
Список литературы
- Азгальдов Г.Г., Бобков В.Н., Ельмеев В.Я., Перевощиков Ю.С., Беляков В.А. Квалиметрия жизни. М., 2006.
- Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад / Научные руководители М.К. Горшков и Н.Е. Тихонова, научный консультант Р. Трауб-Мерц. М., 2013.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
- Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 12.
- Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр., сост., общая ред. и предисл. Н.А. Шматко. М., 1993.
- Возьмитель А.А. Образ жизни. Материалы Всесоюзного исследования. М., 1981-1982.
- Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. 2009. № 8.
- Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Социальные изменения в современной России: методология измерения и социальные практики. Материалы Всероссийского исследования / Научный консультант Жуков В.И. М., 2008.
- Голофаст В.Б. Методология социологического исследования // Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1995.
- Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 гг.) / Авторский коллектив под рук. В.Н. Бобкова. М., 2007.
- Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса ХХI века». Новосибирск, 2002.
- Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни: комплексная оценка. М., 2011.
- Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. № 3.
- Мангейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Диагноз нашего времени. М., 1994.
- Маршак А.Л. Общая социология. М., 2004.
- Осипов Г.В. Парадигмы современного социологического знания // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003.
- Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ. URL: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms; http://www.hse.ru/rlms.
- Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2.
- Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2010.
- Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теоретическая социология. Антология: в 2-х ч. Ч. 2. М., 2002.
- Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М., 2010.
- Швырев В.С. Методология // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 2003.
- Bourdieu P. An Invitation to Reflexive Sociology. Сhicago: University Press of Chicago, 1992.
- Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Camridge: Mass, 1984.
- Habermas J. The Theory of Communikative Action. Vol. 1: Reason and Rationalization of Society. Boston: Beacon Press, 1984.
- Habermas J., Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie: Was leistet die Systemforsschung? Frankfurt, 1971.
- Landucci S., Marradi A. Paul Felix Lazarsfeld: guel che direbbe l׳avvocato del diavolo // Sociologia e ricenca soziale. 1999. № 58-59.