Методология исследования социальной рекламы: социологические аспекты

Обложка
  • Авторы: Калмыков С.Б.1
  • Учреждения:
    1. Научно-образовательный центр проблем регулирования cоциально-трудовых отношений и социального развития ОАО «Всероссийский центр уровня жизни»
  • Выпуск: № 4 (2014)
  • Страницы: 161-170
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/6080

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается авторская методология социологического исследования социальной рекламы, имеющая динамический процессуальный тип. Анализируется применение многовариантного парадигматического подхода, процесса легитимации, методологических принципов взаимозависимости, многоуровневого анализа и принципа формализации социологических данных П. Лазарсфельда, используемых методов. Обоснованы этапность методологии, исследовательские процедуры приращения новых социологических знаний о процессе развития социальной рекламы. Первый этап методологии заключается в исследовании социальной рекламы как институционального, коммуникативного, социокультурного и социально-технологического процессов. Второй этап определяется разработкой содержательных аспектов динамики социальных отношений в социорекламной сфере и изучением специфики социорекламного взаимодействия с различными социально-демографическими группами. Третий этап методологии реализует сравнительный анализ теоретического и эмпирического социологического знания социальной рекламы, разработку на этой основе ее категориальных, концептуальных и прикладных возможностей. Сформированы два вида исследовательской практики. Первый включает три уровня сложности исследовательских задач. Первый уровень сложности состоит в разработке категорий и понятий в социорекламной сфере. Второй уровень сложности - формирование на разработанной основе обобщения более высокого уровня. Третий уровень сложности - обоснование универсальности категоризации и концептуализации развития социальной рекламы для различных направлений социальной сферы, сопоставительный анализ концепции социологии рекламного воздействия О.О. Савельевой и полученных результатов исследования для обоснования их научной новизны как развитие отрасли социологической науки - социологии рекламы. Анализ разработанной методологии социологического исследования развития социальной рекламы завершается характеристикой ее универсальности для различных направлений социальной сферы.

Об авторах

Сергей Борисович Калмыков

Научно-образовательный центр проблем регулирования cоциально-трудовых отношений и социального развития ОАО «Всероссийский центр уровня жизни»

Email: vcug-ksb@mail.ru

Список литературы

  1. Азгальдов Г.Г., Бобков В.Н., Ельмеев В.Я., Перевощиков Ю.С., Беляков В.А. Квалиметрия жизни. М., 2006.
  2. Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад / Научные руководители М.К. Горшков и Н.Е. Тихонова, научный консультант Р. Трауб-Мерц. М., 2013.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  4. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 12.
  5. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр., сост., общая ред. и предисл. Н.А. Шматко. М., 1993.
  6. Возьмитель А.А. Образ жизни. Материалы Всесоюзного исследования. М., 1981-1982.
  7. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. 2009. № 8.
  8. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Социальные изменения в современной России: методология измерения и социальные практики. Материалы Всероссийского исследования / Научный консультант Жуков В.И. М., 2008.
  9. Голофаст В.Б. Методология социологического исследования // Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1995.
  10. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 гг.) / Авторский коллектив под рук. В.Н. Бобкова. М., 2007.
  11. Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса ХХI века». Новосибирск, 2002.
  12. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни: комплексная оценка. М., 2011.
  13. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. № 3.
  14. Мангейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Диагноз нашего времени. М., 1994.
  15. Маршак А.Л. Общая социология. М., 2004.
  16. Осипов Г.В. Парадигмы современного социологического знания // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003.
  17. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ. URL: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms; http://www.hse.ru/rlms.
  18. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2.
  19. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2010.
  20. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теоретическая социология. Антология: в 2-х ч. Ч. 2. М., 2002.
  21. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М., 2010.
  22. Швырев В.С. Методология // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 2003.
  23. Bourdieu P. An Invitation to Reflexive Sociology. Сhicago: University Press of Chicago, 1992.
  24. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Camridge: Mass, 1984.
  25. Habermas J. The Theory of Communikative Action. Vol. 1: Reason and Rationalization of Society. Boston: Beacon Press, 1984.
  26. Habermas J., Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie: Was leistet die Systemforsschung? Frankfurt, 1971.
  27. Landucci S., Marradi A. Paul Felix Lazarsfeld: guel che direbbe l׳avvocato del diavolo // Sociologia e ricenca soziale. 1999. № 58-59.

© Социология, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах