Future research of the future: From technocracy to new models of sociality

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is a review of the book by J. Urry Kak vyglyadit budushchee? [What is the Future?] (Trans. by A. Matvienko; ed. by S. Shchukina. Moscow: Delo; 2018. 320 pp.] which describes multiple discourses of the social future and methods for its research. Its author, the co-director of the Lancaster’s Institute for Social Futures, believes that futurologists focus on new technologies but the key element of crucial innovations is social phenomena. The book presents the following main aspects of the contemporary research of the future: the social future is multiple, and its various images are supported by different actors and compete; all stakeholders should take part in discussions of the future - states, markets, civil society institutions, individuals; as a rule, three methods are used to study the future - individualistic, structural and based on the theory of complex systems; the future needs not to be planned but rather coordinated. The book proves the necessity to study the future to correct the present by creating and transforming social norms, practices and value orientations.

Full Text

Будущее обладает высокой степенью неопределенности, поэтому разговоры о нем, как правило, страшат современных людей не меньше, чем огонь — пер­вобытные племена. В разные времена познать будущее пытались и пророки, и колдуны, и писатели, и режиссеры, и успешность прогнозов подобных «экс­пертов» зависела от их личностных качеств — развитой интуиции и нетривиаль­ных аналитических способностей.

В то же время будущее не только не определено, но и привлекательно — недаром оно было, есть и, вероятно, будет объектом притяжения исследователей, специализирующихся в разных областях научного знания. В частности, к идеалам будущего обращались классики социологии — О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, Ю. Хабермас и др., что во многом позво­лило укрепить их научный авторитет [11. С. 13]. Постепенно построение про­гнозов перестало восприниматься в качестве атрибута социологической науки, и она сфокусировалась на изучении настоящего — постановке диагноза, но не лечении [14. С. 26]. Между тем характер социальности человека подразумевает, что он одновременно темпорально находится и в прошлом, и в настоящем, и в бу­дущем, поскольку его поступки определяются относительно устойчивыми уста­новками, которые, тем не менее, могут корректироваться.

Соответственно, исследования будущего обладают нормотворческим потен­циалом. Изучение динамики социальных практик позволяет перейти от диагноза к лечению, одним из способов которого выступает трансформация социальной нормативности. Подобный импульс в изучении проблем будущего характерен для работ футурологов — М. Маклюэна, Е. Масуды, Дж. Нейсбита, Э. Тоффлера и др., которые сместили акцент с трансформаций социальности на технологиче­ские детерминанты общественного развития. При этом в разработке сценариев будущего преимущественно использовались три инструмента социального про­ектирования — гаджеты, семиотические фантомы и сознательное конструирование правовых систем (законодательства) [5. С. 67]. В то же время, говоря о роли футуролога, Б. Стерлинг отмечает, что он не должен быть пророком и, более того, не должен одерживать блестящие победы над будущим — он должен всего лишь предсказывать настоящее [12. С. 14].

В последние годы мы наблюдаем новый виток интереса социальной мысли к проблемам будущего. Способствовали этому работы французского экономиста Т. Пикетти, прославившегося исследованием причин и последствий неравенства доходов [8]. Основываясь на теоретических предпосылках марксизма, он, исполь­зуя исторические и статистические данные, эмпирически доказывает и обосновы­вает усиливающуюся поляризацию населения по уровню дохода, которая пока не имеет действенных механизмов самокоррекции. И ведущие социологи доста­точно быстро приняли идеи Пикетти: уже в ходе XVIII Всемирного социологиче­ского конгресса «Обращаясь к неравному миру: вызовы глобальной социологии», который прошел 13—19 июля 2014 года в Йокогаме, они заговорили о принци­пиально новой повестке дня, которая не сводится к анализу глобальных проблем турбулентного мира, но предполагает активное включение в диалог, попытки построения более справедливого общества [1. С. 3; 4. С. 15]. Многие периоди­ческие издания на своих страницах организовали научные дискуссии по поводу будущего, а различные научные и неакадемические структуры инициировали ряд симпозиумов и конференций, впоследствии ставших регулярными [см., напр: 11. С. 14—15].

Сформировавшийся полилог, включающий в себя различные дискурсы буду­щего, позволяет зафиксировать следующий парадокс: с одной стороны, прогно­стические возможности человека значительно возросли, и версия будущего в трак­товке современного социолога, как правило, будет более достоверной, чем версия средневекового колдуна; с другой стороны, быстрое развитие технологий погру­жает исследователя в прогностический хаос, где вероятность реализации того или иного сценария будущего крайне мала, поскольку появляется слишком много вводных факторов.

В сложившихся условиях важное значение обретает последняя работа извест­ного британского социолога Дж. Урри «Как выглядит будущее?», которая была опубликована на английском языке в 2016 году, а через два года переведена для российского читателя. В ней не просто описываются перспективы «реальных утопий» (например, изменения процессов производства путем внедрения тех­нологий 3D-печати, цифровизации городской среды, Интернета вещей и т.д.), но и предлагаются аналитические механизмы, основанные, в первую очередь, на теории сложных систем [см., напр.: 10], и подчеркивается нелинейный харак­тер внедряемых инноваций, во многом зависящий от эффекта «черного лебедя» [см., напр.: 6; 13].

По сути, Урри опубликовал не столько научную монографию (хотя, она, безусловно, таковой является), сколько манифест исследователей будущего, в ко­тором он постоянно акцентирует внимание читателя на пяти важных положениях. Первое заключается в том, что в процесс размышлений о будущем (необходимо отметить, что Урри отказывается от термина «планирование» как несущего в себе определенную идеологическую окраску) должно быть вовлечено максимальное количество акторов — начиная с государства и заканчивая негосударственными организациями (с. 26). По мнению Урри, будущее представляет собой общую категорию, которая не должна быть приватизирована ни технократами, ни футу­рологами, ни экономистами, ни кем-либо еще. Более того, изучение будущего должно опираться не только на академические знания, но и на практику, а, точнее, на то, что Аристотель в «Никомаховой этике» назвал фронезисом (или «практиче­ской мудростью») [2]. В подобном ключе рассуждал и А. Шюц, считавший, что «в социологическом смысле наиболее релевантным знанием является знание чело­века с улицы, иными словами, знания, „основанные на здравом смысле“, а не тео­ретические конструкции интеллектуалов» [цит. по: 3. С. 43].

Полноценным полем конструирования подобного рода коллективных пред­ставлений может стать Интернет, который позволяет каждому пользователю вклю­читься в любой избранный им дискурс будущего, что делает процесс исследования будущего более демократичным. Речь идет о том, что Дж. Кин называет «мони­торной демократией» — новой исторической формой демократии, некой разновид­ностью «постэлекторальной» политики и правительства, определяемых быстрым ростом разных типов внепарламентских механизмов контроля власти [7. С. 104—105]. Но многообразие дискурсов будущего в условиях дефицита ресурсов приво­дит к конфликтному взаимодействую первых и ускорению исчерпания последних: «в мире, где идет борьба за разные варианты будущего, существует множество неожиданных, „упрямых“ и „злостных“ проблем, включая возможность „коллапса общества“» (с. 285).

Второе положение вытекает из первого: социальность, имплицитно присутст­вующая, но все же относительно размытая, должна полноценно вернуться в сферу изучения будущего (с. 291). Урри последователен в своих идеях: еще в 1975 году, совместно с Р. Кит, он высказал идею, что социальные науки должны играть важные, освободительные роли в строительстве лучших миров, но только тогда, когда современный мир будет детально изучен [15]. Без полноценного участия социальных наук и социальных акторов мозаика будущего просто не сложится, поскольку многие изменения будут носить трудно прогнозируемый характер. Урри убедительно аргументирует свою позицию на примере 3D-печати (хотя можно упомянуть автомобили, персональные компьютеры, мобильные телефоны и т.д.), которая стала не только технологическим, но и социальным новшеством: повсе­дневная доступность подобных устройств может привести к тому, что несложные товары не будут приобретаться в традиционных магазинах, а будут печататься у себя дома (или в специализированных центрах), и продавцы будут торговать не товаром, а программами и схемами его печати. Среди экономических послед­ствий реализации такого сценария — сокращение количества заводских ману­фактур и численности обслуживающих их работников.

Данный тезис Урри, по сути, представляет собой констатацию бунта соци­ального будущего против технологического или экономического. Позиция, что социальная нормативность определяет трансформацию экономических, техноло­гических и экологических процессов, задает совершенно новый подход к исследо­ванию будущего, который позволяет «заземлиться», вырваться из плена непод­властных человеку изменений реальности. Так, например, скорость финансовых операций выходит за пределы человеческого разума: миром владеет не тот, кто производит товары и услуги, а тот, кто обеспечивает мгновенный оборот финансов и информации (с. 262—263). Чтобы избавиться от властных преимуществ финан­совых элит, необходимо изменить ряд социальных норм, в частности, определен­ные перспективы имеет правовое нормотворчество, направленное на сокращение офшоризации экономики, локализацию производства товаров и услуг и внедрение «зеленых» технологий.

Третье положение Урри касается методологического арсенала науки о буду­щем: он выделяет три наиболее часто используемых подхода к его изучению — индивидуалистический, структурный и основанный на теории сложных систем. Первый направлен на исследование последствий решений и действий отдельных акторов; второй акцентирует внимание на изменениях надличностных систем в соответствии с их внутренними ритмами; третий (Урри отдает ему предпо­чтение) рассматривает эволюцию сложных нелинейных систем, объединяющих в себе личностные и надличностные особенности (что не противоречит наметив­шейся со времен Э. Гидденса, П. Бурдье, Ю. Хабермаса и др. интеграционной парадигме в социологическом знании). По мнению Урри, простой экстраполяции, которую предполагают первые два подхода, недостаточно, поскольку будущее многогранно, и его необходимо рассматривать комплексно, с привлечением различного эмпирического материала — результатов социологических иссле­дований, литературы, искусства, кино, телевидения, компьютерных игр и мно­гого другого (с. 11).

Следует отметить, что значительная часть работы Урри посвящена изучению утопий и антиутопий, а также произведений научной фантастики, которые ставят перед человечеством новые вопросы и способствуют осмыслению текущих и бу­дущих страхов. Эти произведения рассматриваются не только как аналитический инструмент, но и как орудие саморефлексии и способ проектирования желаемого, пусть и не всегда достижимого, будущего. Утопии и антиутопии часто иниции­руют и ускоряют процессы социального нормотворчества, в некоторым смысле реализуя функцию Сократа, который был «приставлен богом к государству, словно как к коню большому и благородному, но слишком ленивому из-за своей тучности, нуждающемуся в том, чтобы его подстрекали шпорой» [9. С. 68—69]. Образы «плохого» и «хорошего» общества «пришпоривают» исследователей настоящего, заставляя задумываться о будущем будущего.

Утопии и антиутопии порождают разные нормотворческие тенденции. Анти­утопии становятся источником запретов и ограничений, акцентируя внимание на проблемах, зародившихся в прошлом и/или настоящем, которые препятст­вуют появлению желаемого будущего и способствуют реализации нежелательных сценариев, вплоть до катастрофических. Урри, в частности, анализирует такие антиутопии, как полный крах социальных устоев, атомизация общества, тотальный контроль, чрезмерная нормативная урегулированность социальных и экономи­ческих процессов, опустошение земли и установление диктатуры рукотворных киборгов (с. 139—143). Каждый вариант нежелательного будущего требует приня­тия в настоящем определенных мер, включая нормотворческие, чтобы не до­пустить воплощения антиутопии в жизнь. Так, предотвращение захвата власти киборгами требует контроля разработок в сфере новых технологий; чтобы избе­жать тотального контроля, необходимо уже сейчас вводить нормативные меха­низмы, обеспечивающие свободу слова и ограничивающие вторжение в частное пространство; атомизации общества препятствует обращение к традициям коллек­тивизма, воспроизводство институтов гражданского общества и т.п.

Утопии, в отличие от антиутопий, активизируют нормотворчество, направ­ленное на создание норм-дозволений и норм-предписаний, обеспечивающих возникновение и поддержание практик, которые с наибольшей вероятностью (с учетом специфики развития сложных систем) могут привести к желаемому будущему. Урри отмечает, что недостаток утопий, создаваемых киноиндустрией и писателями-фантастами, заключается в том, что они содержат детальное опи­сание будущего, но в них нет практически ничего о механизмах его становления (с. 146). Следовательно, в гуманитарных исследованиях будущего этот пробел должен, насколько это возможно, восполняться.

Четвертое положение Урри касается необходимости координации будущего как достижимой альтернативы планированию. Координация, осуществляемая на основе демократического подхода всеми заинтересованным акторами с исполь­зованием доступных методов изучения социального будущего, позволит не про­пустить те моменты, в которых поворот к нежелательным сценариям становится необратимым, и наиболее достоверно спрогнозировать, какие прошлые достиже­ния приведут к инновациям, способным помочь обществу сделать шаг в желаемом направлении развития. Разумеется, прогностические возможности человека по-прежнему ограничены, но лучше, чтобы непредсказуемые изменения оказались приятными и полезными.

Урри убедительно описывает координацию будущего на примере проблемы изменения климата. В дискурсах климатического будущего активно участвуют такие стейкхолдеры, как национальные государства, рынки, институты граж­данского общества, международное сообщество и даже будущие поколения, от имени которых говорят философы, правительства, неправительственные орга­низации, эко-активисты и др. Обсуждаются как оптимистические, так и пессими­стические версии будущего в контексте глобальных климатических изменений: сохранение статуса кво, антирост, экологическая модернизация, глобальная гео­инженерия (с. 279—283). Очевидно, что эти сценарии несовместимы, поэтому мы наблюдаем борьбу дискурсов, победа в которой предопределяет выбор прак­тик — возможно, будущих составляющих той самой инновации, которая в очеред­ной раз перевернет мир.

Поскольку координация будущего требует принятия решений здесь и сейчас, отмечены попытки предотвращения климатической антиутопии (Киотский про­токол, принятый в 1997 году в Японии; локальные способы сокращения выбросов парниковых газов; разработка альтернативных источников энергии, «зеленых» технологий и т.п.). Колоссальный вклад в постепенное изменение повседневных практик в целях сокращения «экологического следа» (термин М. Вакернагеля и У. Риса) [16], сопровождающееся (иногда предваряемое) ценностно-норматив­ными трансформациями, вносит экологическая этика. Это вид прикладной этики, в центре которой находится регулирование взаимоотношений человека и природы: в русле различных эколого-этических учений ставятся вопросы об ответственности перед нон-антропной природой и будущими поколениями, экологической справед­ливости, изменении пищевых и иных потребительских практик. Экологическая этика сегодня — источник нормативных инноваций, которые, возможно, приведут к воспроизводству если не климатической утопии, то климатического «хорошего общества» — достижимого и пригодного для жизни.

Наконец, пятое положение Урри гласит, что представление о будущем как о чем-то едином в корне неверно: будущее множественно и соотносится с раз­личными временными режимами (с. 288). При его изучении особую значимость обретают контекстуальные взаимозависимости, которые могут переформатировать существующие социальные институты, практики и движения. Урри настаивает на том, что комплексному пониманию различных вариантов будущего способст­вует изучение прошлого и настоящего. Оперирование категорией темпоральности оказывается весьма важным, поскольку способствует установлению казуальных взаимосвязей; другим важным параметром исследований будущего выступают сети — как новые инструменты его преобразования, особенно в случаях, когда сетевые отношения приводят к неожиданному развитию новых областей практики, пример чему — «цифровой утопизм» (с. 111).

Не случайно Урри в заглавие книги выносит знак вопроса: если кто-то попы­тается найти в ней ответы, то, скорее всего, будет разочарован. Книга лишь акту­ализирует широкий круг проблем, начиная с экологических катастроф и заканчивая цифровизацией городов, которые будоражат умы многих исследователей. Но рецензируемая работа не может не внушать оптимизм: по его мнению, все проблемы будущего решаемы, главное — найти правильные инструменты.

×

About the authors

E. A. Koval

Middle-Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice

Author for correspondence.
Email: nwifesc@yandex.ru

доктор философских наук, главный научный сотрудник отдела научных исследований

Fedoseenko St., 6, Saransk, 430003, Russia

S. G. Ushkin

Research Center for Social-Economic Monitoring

Email: ushkinsergey@gmail.com

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

B. Khmelnitskogo St., 39a, Saransk, 430005, Russia

References

  1. Abraham M. Nasha zadacha — usilit rol sociologii v formirovanii spravedlivogo obshchestva [Sociology’s role in making of just society]. Sociological Studies. 2015; 7 (In Russ.).
  2. Aristotle. Etika [Ethics]. Moscow: AST; 2002 (In Russ.).
  3. Berger P. Svyashchennaya zavesa: elementy sociologicheskoj teorii religii [The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion]. Moscow: NLO; 2019 (In Russ.).
  4. Burawoy M. Sociologiya i neravenstvo [Sociology facing the inequalities]. Sociological Studies. 2015; 7 (In Russ.).
  5. Vaganov A.G. Skelet budushchego. Zametki k prakticheskomu posobiyu po konstruirovaniyu socialnyh realnostej [Framework of the Future: Notes on Practical Guidelines for the Design of Social Realities]. Foresight. 2008; 2 (In Russ.).
  6. Gladwell M. Perelomny moment. Kak neznachitelnye izmeneniya privodyat k globalnym peremenam [The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference]. Moscow: Alpina Publisher; 2018 (In Russ.).
  7. Kin D. Demokratiya i dekadans media [Democracy and Media Decadence]. Moscow: Izd. dom VShE; 2015 (In Russ.).
  8. Piketty Т. Kapital v XXI veke [Capital in the Twenty-First Century]. Moscow: Ad Marginem; 2015 (In Russ.).
  9. Plato. Apologiya Sokrata [The apology of Socrates]. Polnoe sobranie tvoreniy Platona. Vol. I. Petersburg: Academia; 1923 (In Russ.).
  10. Prigogine I., Stengers I. Poryadok iz haosa. Novy dialog cheloveka s prirodoj [Order out of Chaos: Man’s New Dialogue with Nature]. Moscow: Progress; 1986 (In Russ.).
  11. Romanovsky N. V. Budushchee kak problema sovremennoj sociologii [Future as an Issue of the contemporary sociology]. Sociological Studies. 2015; 11 (In Russ.).
  12. Sterling B. Budushchee uzhe nachalos: chto zhdet kazhdogo iz nas v XXI veke? [Tomorrow Now. Envisioning the Next Fifty Years]. Ekaterinburg: U-Faktoriya; 2005 (In Russ.).
  13. Taleb N. Cherny lebed. Pod znakom nepredskazuemosti [The Black Swan. To Impact of the Highly Improbable]. Moscow: KoLibri; 2011 (In Russ.).
  14. Titarenko L.G. Budushchee obshchestva skvoz prizmu vzglyadov zarubezhnyh sociologov [Social future in the theories of Western sociologists]. Sociology. 2016; 3 (In Russ.).
  15. Keat R., Urry J. Social Theory as Science. London: Routledge; 1975.
  16. Wackernagel M., Rees W. Our Ecological Footprint: Reducing Human Impact on the Earth. Philadelphia: New Society Publishers; 1996.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Koval E.A., Ushkin S.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.