№ 3 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/issue/view/837
Статьи
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА
Аннотация
В статье рассматривается сетевой медицинский дискурс с лингвистической точки зрения. Анализируется лексика сетевого медицинского дискурса. Дается краткая языковая характеристика одного из наиболее интересных его типов - межличностного медицинского сетевого дискурса. Особое внимание уделяется основным жанрам межличностного СМД: медицинским блогам врачей, интернет-сайтам и медицинским форумам.
Русистика. 2015;(3):7-12
7-12
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВОСТОРГ КАК ЭМОТИВНОЕ СОБЫТИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ КНИГИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА«КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ»
Аннотация
В настоящей статье отражены результаты исследования эмотивности - глубинной (базовой) дискурсивной категории, которая проявляется и на семантическом, и на концептуальном уровнях организации поэтического текста, предопределяя и направляя стратегии его смыслового развертывания и интерпретации. Важнейшей составляющей поэтического текста является эмотивное событие - дискурсивно обусловленное устойчивое эмоциональное отношение к действительному миру, возникающее в процессе эмотивно-когнитивного постижения его сущности. Эмотивное событие выступает своего рода центром-транслятором личностных смыслов и тем самым способствует организации концептуального, смыслового пространства поэтического текста, слагает мифотворческую основу поэзии.
Русистика. 2015;(3):13-23
13-23
ТEOРEТИЧEСКИE И ТEХНOЛOГИЧEСКИE СТРAТEГИИ ПOСТРOEНИЯ ПРOФEССИOНAЛЬНO OРИEНТИРOВAННOЙ СEТEВOЙ OБРAЗOВAТEЛЬНOЙ СРEДЫ
Аннотация
В статье рассматриваются технологические подходы построения сетевой образовательной среды для обучения русскому языку как неродному на основе инструментальных платформ с открытым лицензионным кодом и авторских инструментальных средств, позволяющих педагогу самостоятельно создавать электронные средства для разных уровней и аспектов обучения языку.
Русистика. 2015;(3):24-27
24-27
28-34
35-38
39-44
АНТИКОМПЛИМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ РАЗГОВОРНОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению и анализу понятия «антикомплимент» в современном русском разговорном языке. Приводятся многочисленные примеры, и дается их классификация. В статье понятие «антикомплимент» разделяется на следующие тематические группы: внешность; части тела; умственные качества; комплименты, носящие грубый характер; комплименты, имеющие юмористический характер; типичные антикомплименты, которые можно сделать муж- чинам и женщинам; комплименты, характеризующие поведение человека. Актуальность и новизна данной темы определяется тем, что этому не уделяется достаточное место как на уроках русского языка как иностранного в вузах, так и на уроках по культуре речи в школе. Вследствие этого необходимо глубже и шире знакомить учащихся с правилами построения «комплиментарных» «антикомплиментарных фраз». Особенно полезной данная статья будет преподавателям русского языка как иностранного для использования на уроках по культуре речи.
Русистика. 2015;(3):45-50
45-50
ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ УСТНОГО НАУЧНОГО МОНОЛОГА
Аннотация
Экстралингвистическая обусловленность устной научной речи (УНР) рассматривается в связи с основными особенностями речи данной сферы коммуникации и проблемой определения и вы- деления речевых жанров в лингвистике. Представлено описание основных монологических жанров УНР - лекции, доклада, сообщения - с точки зрения системы жанрообразующих факторов.
Русистика. 2015;(3):51-58
51-58
КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Аннотация
Искусственная языковая среда рассматривается нами как один из основных компонентов обучения, являющийся одновременно и стимулом, и катализатором изучения французского языка. К объективным атрибутам искусственной языковой среды относятся естественный видеоряд, естественный аудиоряд, речевой ситуативный ряд.
Русистика. 2015;(3):59-65
59-65
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация
В статье анализируется роль и значение мультимедийных технологий как важного ресурса, позволяющего создать благоприятный мотивационный фон для качественного овладения иностранными языками. Мультимедийные технологии значительным образом способствуют повышению автономии и креативности обучающегося.
Русистика. 2015;(3):66-74
66-74
СРЕДСТВА МЕТАФОРИЗАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНО-КОГНИТИВНОГО ФРЕЙМА «WOMAN»
Аннотация
В статье рассматривается закрепленность гендера как когнитивной категории в языковых средствах, использующих вторичную номинацию женщины в английском языке. В ней проведена детальная систематизация источников метафоризации на материале Британского корпуса английского языка (BNC) и авторитетных словарей английского языка.
Русистика. 2015;(3):75-80
75-80
О ВЛИЯНИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Аннотация
В статье анализируются процессы, связанные с влиянием русских терминологических систем на формирование украинской технической терминологии в период ее становления. В частности, приводится классификация способов терминообразования, демонстрирующая присутствие высокой доли терминов, частично или полностью заимствованных из одноименных русскоязычных терминологических систем в советский период.
Русистика. 2015;(3):81-87
81-87
88-94
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕАЛИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ С ПОЗИЦИИ СЕНЕГАЛЬСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается классификация реалий в русском языке с позиции сенегальской лингвокультурной традиции; классификация реалий в языке волоф представлена на основании русских реалий, отмечены сходства и различия между данными классификациями. Реалии в русском языке хорошо изучены и классифицированы многими учеными. В языке волоф их изучению и классификации не уделено должного внимания.
Русистика. 2015;(3):95-100
95-100
УЧИТЬСЯ С УЛЫБКОЙ (МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОСОБИЯ ПО АУДИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ)
Аннотация
Цель пособия «Слушаем и говорим» - формирование и развитие навыков и умений иностранных учащихся в области аудирования и говорения и подготовка их к сдаче государственного теста. Слушание, говорение и отчасти письмо развиваются взаимосвязанно. Особое внимание автор уделяет употреблению глаголов. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала к любому начальному курсу русского языка как иностранного (базовый уровень).
Русистика. 2015;(3):101-105
101-105
ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «МУЗЫКА - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности подготовки будущих педагогов-музыкантов к реализации на практике интегрированного курса «Музыка - французский язык», разработанного преподавателями Альянс Франсез Саратов и Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Русистика. 2015;(3):106-111
106-111
«МОИ СИМПАТИИ ВСЕГДА БУДУТ НА СТОРОНЕ РУССКИХ»
Аннотация
Рассматриваются основные направления научной и организаторской деятельности И.В. Ягича в области славянского языкознания, его организаторская деятельность в сфере славянской и германской лингвистики. Исследуются творческие связи И.В. Ягича и А.А. Шахматова.
Русистика. 2015;(3):112-119
112-119
НАШИ АВТОРЫ
Русистика. 2015;(3):120-121
120-121