Том 16, № 2 (2018): ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

Лингвокультурология: теоретические и прикладные аспекты

Межкультурная коммуникация как компонент антропологической лингводидактики

Ашчи М., Мухаммад Л.П., Татаринова Н.В.

Аннотация

Проблематика данного исследования связана с учетом национально обусловленных черт личности иностранного учащегося при моделировании межкультурного учебного общения на принципах антропологической лингводидактики. Актуальность работы состоит в определении критериев моделирования межкультурного учебного общения применительно к турецким учащимся начального этапа обучения (уровни А0-А2). Цель работы - использовать возможности антропологической лингводидактики применительно к учебной межкультурной коммуникации, выделить центр и периферию в коммуникативном пространстве турецких учащихся, изучающих русский язык в целях поступления на филологические факультеты российских вузов. В качестве основного метода исследования авторы выделяют метод конструирования обучающей модели на принципах и положениях антропологической лингводидактики. Материалом исследования стал реально протекающий в аудитории турецких учащихся учебный процесс по изучению по русскому языку, а также видеои аудиозаписи данного процесса. Новизна исследования заключается в том, что учебная межкультурная коммуникация рассматривается с позиции современной методической науки - антропологической лингводидактики. Теоретическая значимость работы состоит в построении модели учебной межкультурной коммуникации с определением центра и периферии применительно к турецким учащимся подготовительного факультета. В исследовании выявлен определенный минимум личностных свойств турецких учащихся, существенно влияющих на их учебную межкультурную коммуникацию в ранние периоды их пребывания в условиях российских вузов. Данная работа позволяет сделать вывод о перспективности дальнейшего изучения учебной межкультурной коммуникации с позиции антропологической лингводидактики.

Русистика. 2018;16(2):143-156
pages 143-156 views

Осмысление гордости в русской и английской лингвокультурах

Карасик В.И.

Аннотация

В статье анализируется осмысление гордости в русской и английской лингвокультурах. Определены основные понятийные векторы этого осмысления и направления уточнения концепта «гордость» в семантическом поле оценки социального статуса человека. Установлено, что преувеличенная самооценка выражается в пренебрежении к другим людям, в стремлении навязать им свою волю, в демонстрации оскорбительного презрения, в подчеркивании своего высокого положения. Распространенным выражением социального неравенства являются метафоры величины и высоты. Раскрыта дискурсивная специфика осмысления гордости в обиходном и религиозном дискурсе в русской и английской лингвокультурах. Показано, что существуют определенные жесто-мимические проявления гордости. Уточняются объекты, по отношению к которым людям свойственно испытывать чувство гордости. В паремиологии в основном осуждается чрезмерная и неподобающая гордость, в афористике констатируется ее амбивалентная природа.

Русистика. 2018;16(2):157-171
pages 157-171 views

Основные тенденции и принципы современной лингвистики

Маслова В.А.

Аннотация

В статье выявляются и описываются основные тенденции и принципы современной лингвистики. Это интегративность, антропоцентричность, коммуникативность, диалогичность, дискурсивность, культуроцентричность, интерес к глубинным знаниям в языке, они взаимодействуют даже в одном исследовании. Учет человеческого фактора - важнейшая характеристика постнеклассической науки, поэтому антропоцентрический вектор современных лингвистических исследований способствует зарождению большинства названных принципов. В ХХI веке все гуманитарные науки, в числе которых и лингвистика, становятся другими, так как современная социальная ситуация предъявила к ним новые требования: прежде всего, это более высокий уровень синтеза наук, их интегративности не только между собой, но и с естественными науками. Для такой сложной области исследования, как язык, свой вклад могут внести представители многих наук - от молекулярной биологии, генетики, нейрофизиологии, психологии, до антропологии, нейролингвистики, аналитической философии. Специализация исследований должна идти, говоря словами В.И. Вернадского, «не по наукам, а по проблемам», потому что снятие информационных барьеров между науками дает мощный импульс для развития исследований. Благодаря названным тенденциям и принципам, языкознанием стало исследоваться то, что ранее не входило в сферу ее интересов. Теперь в сферу интересов лингвистики входит все, что отвечает требованиям теории знаковых систем и что позволяет увидеть глубинные семантические основы языка, человеческой ментальности и культуры.

Русистика. 2018;16(2):172-190
pages 172-190 views

Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде

Федотова Н.Л., Миллер Л.В.

Аннотация

В статье описываются факторы, которые оказывают влияние на процессы социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов, получающих образование на неродном языке в условиях культурно чуждой среды. Процесс адаптации рассматривается в двух взаимосвязанных системах координат: студент - его социокультурное окружение и студент - образовательная среда, в которую он органично включен. Социокультурная адаптация иностранного учащегося - многоступенчатый процесс, включающий в себя: 1) дозированное, имеющее непосредственное отношение к мотивационной сфере студента получение информации о культуре страны изучаемого языка; 2) формирование инокультурной компетентности как фрагмента языковой картины мира; 3) развитие способности к правильной интерпретации проявлений коммуникативного поведения русских; 4) формирование практических навыков и умений учебно-профессионального и культурно-бытового общения с русскими. Авторы обосновывают положение о том, что этот процесс будет менее болезненным и более результативным, если: а) сделать его управляемым; б) разработать комплекс мер, позволяющих предупреждать коммуникативные неудачи и снимать психологическое напряжение, которое обусловлено воздействием другой культуры.

Русистика. 2018;16(2):191-206
pages 191-206 views

Страничка молодого ученого

Репрезентация концептов «родина» и «հայրենիք» (на материале русских и армянских паремий)

Гаспарян Н.К.

Аннотация

Лингвокультурологический анализ базовых концептов внешнего и внутреннего мира человека позволяет раскрыть отраженные в них различные культурные идеалы, национальный характер и национальные идеи. Одним из ключевых концептов мировидения русских и армян является концепт «родина». Его необходимо рассматривать как способ репрезентации окружающей действительности в сознании людей путем сопоставления двух языковых картин мира. Считается, что концепт способен хранить в себе важную культурную информацию, скрывая свое значение в единице языка. В данной статье представлены результаты проведенного сопоставительного лингвокультурологического анализа концепта «родина» на материале паремиологического фонда двух языков. Пословицы и поговорки позволили выявить сходства и различия в восприятии Родины у русских и армян, определить национально-культурную специфику концепта «родина».

Русистика. 2018;16(2):207-223
pages 207-223 views

Биполярность концепта «жизнь/смерть» в дискурсивном пространстве ранних рассказов Л. Андреева

Прохорова А.В.

Аннотация

В статье рассматривается феномен биполярности концепта «Жизнь/Смерть» и особенности его вербализации в текстах ранних рассказов Леонида Андреева. Цели работы заключаются в выявлении и описании средств и способов экспликации концепта «Жизнь/Смерть» и обосновании его биполярной природы. Актуальность исследования определяется назревшей необходимостью осмысления когнитивной структуры особого типа - биполярного художественного концепта, текстообразующая роль которого в оппозитивном дискурсе все еще остается неисследованной. Для идиостиля Л. Андреева таковой - биполярный концепт «Жизнь/ Смерть». В данной работе предпринята попытка показать, каким образом внутренний конфликт писателя воплотился в культурно-познавательном содержании столь масштабного в своей биполярности концепта.

Русистика. 2018;16(2):224-241
pages 224-241 views

Наши юбиляры

Иосиф Абрамович Стернин: Ученый, Учитель, Человек

Рудакова А.В.
Русистика. 2018;16(2):242-247
pages 242-247 views

Хроника. Рецензии. Аннотации

pages 248-250 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах