Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время технологии искусственного интеллекта (ИИ) и ИИ-инструменты, созданные на их основе, динамично интегрируются в образование, включая и обучение русскому языку как иностранному (РКИ). Цель исследования - системное описание ИИ-инструментов, используемых в качестве инновационных средств обучения РКИ, а также выступающих субъектами процесса обучения в триаде «иностранный обучающийся - искусственный интеллект - педагог», и определение их лингводидактического потенциала. В качестве материалов исследования использовались статьи по методике обучения иностранному языку и РКИ, опубликованные в научных журналах. Практическим материалом в работе выступили наиболее распространенные и доступные для широкого круга обучающихся ИИ-инструменты: чат-боты и голосовые помощники, корпусные технологии, нейросеть ChatGPT. В исследовании применялись теоретические (сравнительно-сопоставительный, компонентный и комплексный анализ ИИ-инструментов, классификация, синтез, обобщение) и эмпирические (опросы и наблюдения) методы. Полученные результаты позволили сформулировать лингводидактический потенциал ИИ-инструментов, позволяющий студентам РКИ: продолжить на основе языковой практики с ИИ изучать аспекты русского языка, развивать виды речевой деятельности, изучать культуру России и ее регионов; участвовать в иноязычной практике речевого общения во внеаудиторное время; получать возможность работы с языковым материалом; развивать умения обучения в сотрудничестве при участии языковых проектах; развивать умения учебной автономии, в перспективе позволяющие им выстраивать обучение РКИ по индивидуальной траектории в зависимости от профессиональных и личностных интересов, потребностей и способностей.

Полный текст

-
×

Об авторах

Павел Викторович Сысоев

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Автор, ответственный за переписку.
Email: psysoyev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7478-7828
Scopus Author ID: 8419258800
ResearcherId: I-6136-2016

доктор педагогических наук, профессор, почетный работник общего образования Российской Федерации, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования

Российская Федерация, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33

Евгений Михайлович Филатов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Email: filatovgenya200@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6331-4718
Scopus Author ID: 58609035100
ResearcherId: HDO-3688-2022

научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования

Российская Федерация, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. Современные компьютерные технологии на уроке русского языка // Русский язык за рубежом. 1999. № 2. С. 70-75.
  2. Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного : информационно-аналитический обзор. М. : Изд-во ГИРЯП, 2000. 149 с.
  3. Азимов Э.Г., Самуйлова Н.И., Шамши Л.Б. ТСО на современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1994. № 2. С. 63-68.
  4. Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В. Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 133-147. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147
  5. Архангельская А.Л., Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И. Концепция мультимедийного учебника русского языка для студентов подготовительных факультетов и первый этап ее реализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Вопросы образования : языки и специальность. 2006. № 1. С. 35-40
  6. Вязовская В.В., Данилевская Т.А., Трубчанинова М.Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному : ожидания vs реальность // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 69-84. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84
  7. Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика : среда - среда обучения - педагог : монография. М. : РУДН, 2009. 296 с
  8. Гарцов А.Д. Электронный формат обучения РКИ : новые методические возможности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования : языки и специальность. 2010. № 4. С. 121-125
  9. Грудева Е.В., Алексеева В.Р. Потенциал корпусных технологий в преподавании русского языка как иностранного // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 20-26
  10. Дунаева Л.А., Левина Г.М., Богомолов А.Н., Васильева Т.В. Цифровизация области преподавания РКИ : первые итоги и перспективы // Русский язык за рубежом. 2020. № 5 (282). С. 4-9. http://doi.org/10.37632/PI.2020.282.5.001
  11. Ельникова С.И. Искусственный интеллект в системе обучения РКИиоценке уровня владения русским языком как иностранным // Русский язык за рубежом. 2020. № 2 (279). С. 20-26. http://doi.org/10.37632/PI.2020.279.2.003
  12. Козловцева Н.А. Искусственный интеллект в обучении русскому языку как иностранному : опыт финансового университета // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 28-31. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-6103-28-31
  13. Кожевникова М.Н. Искусственный интеллект - помощник или конкурент преподавателя РКИ? // Русский язык за рубежом. 2022. № 6 (295). С. 23-28. http://doi.org/10.37632/PI.2022.295.6.003
  14. Лыу Т.Н.Х. Искусственный интеллект и чат-боты на уроках русского языка : друг или враг? // Русский язык за рубежом. 2023. № S1. С. 54-57
  15. Нефёдов И.В., Огрызко Е.В. Лингводидактический потенциал голосовых помощников при обучении РКИианглийскому языку // Севастопольские Кирилло-Мефо- диевские чтения. 2023. № 16. С. 143-149
  16. Руденко-Моргун О.И., Архангельская А.Л., Аль-Кайси А.Н. Мультимедиа как средство визуализации языковых явлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2016. № 1. C. 47-55
  17. Руденко-Моргун О.И., Жиндаева А.Г. Электронные упражнения как средство формирования лексических и грамматических навыков на этапе довузовской подготовки инофонов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 3. С. 186-192
  18. Рыков В.В. Корпус текстов как новый тип словесного единства // Труды Междунар. семинара «Диалог-2003». М. : Наука, 2003. С. 15-23
  19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 2002. 239 с
  20. Стрельчук Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 102-115. http://doi.org/10.22363/2618-81632021-19-1-102-115
  21. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 99-111
  22. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023b. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13
  23. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку : преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2023a. Т. 28. № 1. С. 66-72. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-281-66-72
  24. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/ 10.32744/pse.2024.1.6
  25. Boulton A. Corpora in language teaching and learning // Language Teaching. 2017. Vol. 50. № 4. Pp. 483-506. https://doi.org/10.1017/S0261444817000167
  26. Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students’ communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. № 21. Pp. 712-734. https://doi.org/10.15738/kjell.21.202108.712
  27. Koraishi O. Teaching English in the age of AI : Embracing ChatGPT to optimize EFL materials and assessment // Language Education and Technology. 2023. Vol. 3. № 1. Pp. 55-72
  28. Mageira K., Pittou D., Papasalouros A., Kotis K., Zangogianni P., Daradoumis A. Educational AI chatbots for content and language integrated learning // Applied Sciences. 2022. Vol. 12. № 7. P. 3239. https://doi.org/10.3390/app12073239
  29. Stevenson M.P., Liu M. Learning a language with Web 2.0 : exploring the use of social networking features of foreign language learning websites // Calico Journal. 2010. Vol. 27. № 2. URL : https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033
  30. Strelchuk E., Ermolaeva S. Teaching online Russian language as a foreign language through social networks (initial stage) // ICERI2019 Proceedings. 12th International Conference of Education, Research and Innovation, November 11-13, 2019, Seville, Spain. IATED Academy, 2019. Рp. 1970-1975. https://doi.org/10.21125/iceri.2019

© Сысоев П.В., Филатов Е.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах