Формирование умений самостоятельной работы при смешанном обучении русскому языку как иностранному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования определяется новыми задачами в области организации самостоятельной работы студентов в курсе русского языка как иностранного (РКИ) в условиях, когда объем и роль самостоятельной работы с обязательным привлечением электронного обучения существенно возрастают (за счет сокращения аудиторных часов). Новые задачи вызваны к жизни, прежде всего, качественными изменениями современных учащихся, деятельность которых практически целиком опосредствована информационно-коммуникационными технологиями. Цель исследования - охарактеризовать особенности самостоятельности, специфику деятельности современных учащихся и далее предложить приемы организации их самостоятельной работы в курсе РКИ с учетом новых реалий в образовании. Применялись методы: аналитический, описательный, эмпирический, наблюдения и интерпретации. Материал составили труды российских психологов, в которых рассматриваются проблемы, обозначенные при формулировании цели исследования, а также практика обучения русскому языку иностранных студентов 2 курса бакалавриата Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (специальность «Психология»). С опорой на труды представителей культурно-исторической школы в психологии проанализированы объективные трудности, с которыми сталкиваются современные учащиеся, поставленные перед необходимостью быть самостоятельными субъектами деятельности. Для преодоления выявленных трудностей предложены приемы, позволяющие формировать у учащихся умения самостоятельной работы при смешанном обучении. В основе этих приемов лежит закон образования высших форм поведения, согласно которому внутреннее поведение обязательно проходит внешнюю стадию развития. Соответственно формирование умений самостоятельной работы предполагает два этапа: первый осуществляется в рамках аудиторного занятия (на этом этапе деятельность студента направляется преподавателем). На втором этапе, в ходе электронного обучения, студент, находясь на расстоянии от преподавателя, начинает учиться управлять своей деятельностью сам. Продемонстрирован опыт использования предложенных приемов, направленных на формирование умений самостоятельной работы и учитывающих психологические особенности современных студентов, в курсе обучения РКИ. Представляется перспективным обращение к данным приемам в образовательной практике для упорядочения системы смешанного обучения РКИ, повышения его эффективности.

Полный текст

-
×

Об авторах

Ольга Сергеевна Завьялова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: zavialova-os@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2420-5313
SPIN-код: 7057-6520
Scopus Author ID: 57204534519
ResearcherId: AAB-2416-2020

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. МиклухоМаклая, д. 10, корп. 2

Нгок Шон Фан

Институт социально-гуманитарных наук при Вьетнамском национальном университете г. Хошимина

Email: phanson@hcmussh.edu.vn
ORCID iD: 0000-0001-6461-1140
SPIN-код: 6746-6603
ResearcherId: AAE-4277-2019

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языкознания факультета русской филологии

Социалистическая Республика Вьетнам, г. Хошимин, р-н 1, ул. Динь Тьен Хоанг, д. 10-12

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с
  2. Апакина Л.В. Моделирование коммуникативно-творческой самостоятельности инофонов в электронной среде (уровень А1-А2) : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 22 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : АСТ : Астрель, 2010. 671 с
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М. : Педагогика, 1983. 368 с
  5. Завьялова О.С. О соотношении целей и средств обучения в электронном курсе по реферативному чтению для иностранных студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (199). С. 82-89. https://doi. org/10.23951/1609-624X-2019-2-82-89
  6. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. 2-е изд. М. : Ин-т рус. яз. РАН им. В.В. Виноградова, 2004. 544 с
  7. Информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному : история, современное состояние, перспективы : монография / под ред. О.И. РуденкоМоргун, В.Б. Куриленко. М. : Экон-Информ, 2019. 243 с
  8. Клобукова Л.П., Ермакова О.Б., Чернышенко Е.А. Соотношение автономной и совместной учебной деятельности инофонов как новая методическая проблема постковидной эпохи // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Хамраевой. М. : МПГУ, 2023. С. 36-43
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с
  10. Руденко-Моргун О.И., Архангельская А.Л., Апакина Л.В., Аль-Кайси А.Н. Самостоятельная работа студентов в электронной среде при обучении РКИ: миф и реальность // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация : сб. науч. трудов. М. : КДУ, Университетская книга, 2018. С. 274-277
  11. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации : обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 16-24
  12. Хавронина С.А. К вопросу о самостоятельности учащихся и ее отражение в терминологии // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному : сб. статей / отв. ред. Л.С. Крючкова. М., 2016. С. 250-256
  13. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М. : Русский язык. Курсы, 2015. 784 с
  14. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language learning // Distance Education. 2009. Vol. 30. No. 1. Pp. 47-61. https://doi.org/10.1080/01587910902845956
  15. Bauerlein M. Online literacy is a lesser kind: slow reading сounterbalances web skimming // The Chronicle of Higher Education. 2008. Vol. 55. No. 4. Pр. B10-В11. URL: http://chronicle.com/free/v55/i04/04b01001.htm (дата обращения : 10.02.2019).
  16. Benson P. Autonomy in language teaching and learning // Language Teaching. 2007. Vol. 40. No. 1. Pp. 21-40. https://doi.org/10.1017/S0261444806003958
  17. Dickinson L. Self-instruction in language learning. Cambridge : Cambridge University Press, 1987. 200 p
  18. Hawe E., Lightfoot U., Dixon H. First-year students working with exemplars : promoting selfefficacy, self-monitoring and self-regulation // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43. No. 1. Рр. 30-44. https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1349894
  19. Holec H. Autonomy in foreign language learning (2nd edition). Oxford : Pergamon, 1981. 53 p
  20. Lilian A., Ah-Choo K., Soon-Hin H. Investigating self-regulated learning strategies for digital learning relevancy // Malaysian Journal of Learning and Instruction. 2021.Vol. 18. No. 1. Pp. 29-64. https://doi.org/10.32890/mjli2021.18.1.2
  21. Little D. Learner autonomy 1: Definitions, issues and problems. Dublin : Authentik, 1991. 62 p
  22. Martin-Beltran M., Tigert J.M., Peerce M.M., Siverman R.D. Using digital texts vs. paper texts to read together: insights into engagement and mediation of literacy practices among linguistically diverse students // International Journal of Educational Research. 2017. Vol. 82. Pp. 135-146. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2017.01.009
  23. Prasetya R.E. The interplay between self-regulated learning behavioral factors and students’ performance in English language learning through Moodle // ELT Forum. 2023. Vol. 12. No. 3. Pp. 145-156. https://doi.org/10.15294/elt.v12i3.66613
  24. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Part I // On the Horizon (MCB University Press). 2001. Vol. 9. No. 5. Pp. 1-6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816
  25. Su L., Noordin N., Jeyaraj J.J. Effectiveness of self-regulated learning intervention on foreign language learning at tertiary level: a systematic review // World Journal of English Language. 2023. Vol. 13. No. 5. Pp. 403-411. https://doi.org/10.5430/wjel.v13n5p403
  26. Thang S.M. Investigating Malaysian distance learners’ perceptions of their English proficiency courses // Open Learning. 2005. Vol. 20. No. 3. Pp. 243-256. https://doi.org/10.1080/02680510500298683
  27. Wolf M. Reader, come home : the reading brain in a digital world. New York : Harper Collins Publishers, 2018. 288 p

© Завьялова О.С., Фан Н.Ш., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах