Феномен русскоязычной цитаты: к проблеме методического исследования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования является русскоязычная цитата из художественного текста как часть интертекстуального тезауруса современной молодежи. Актуальность изучения цитаты обусловлена теоретической неразработанностью вопроса о методическом потенциале русскоязычной цитаты - значительной части культурного кода нации - в современном учебном дискурсе. Цель исследования - обосновать значимость методического потенциала цитаты и определить задачи для построения системы развития интертекстуального тезауруса российского школьника при изучении русского языка и литературы. Материалы исследования: толкования и дефиниции из толковых и терминологических словарей и справочников; научные монографии, диссертации и статьи, федеральная образовательная программа и конспекты уроков; результаты опроса студентов филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, старшеклассников, а также обучающихся ГБУ ДО Центр «Интеллект» для одаренных школьников Ленинградской области (всего 414 респондентов). Методы исследования: контент-анализ; комплексный и сравнительно-сопоставительный анализ научных работ; пилотный опрос. В результате контент-анализа дефиниции «цитата» выделены ключевые характеристики цитаты и дано определение этого понятия в учебно-методическом аспекте. На основе комплексного и сравнительно-сопоставительного анализа научных статей и диссертационных исследований, написанных за последние 20 лет, выявлены аспекты изучения цитаты в разных сферах гуманитарного знания. Анализ федеральных программ по русскому языку и литературе основного и общего образования и учительских конспектов показал, что образовательный, в т.ч. воспитывающий, потенциал цитаты недостаточно используется в процессе языкового и литературного развития школьников. Проведенный пилотный опрос выявил недостаточный уровень знания и понимания обучающимися цитат из школьной программы. Ключевая идея исследования - постановка вопроса о необходимости создания методической системы работы с цитатой для развития языковой личности, владеющей вербальным культурным кодом нации. Определены задачи, актуальные для построения такой целостной системы работы, намечены дальнейшие перспективы исследования проблемы.

Полный текст

-
×

Об авторах

Елена Робертовна Ядровская

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: beisher@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2746-9154
SPIN-код: 7752-5775

доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии

Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48

Алексей Иванович Дунев

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: al_dunev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0337-4986
SPIN-код: 2884-8095

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48

Список литературы

  1. Вершинина Н.В. Цитирование художественного текста в объяснительной речи учителя литературы : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 194 c.
  2. Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1997. № 4. С. 106-118.
  3. Дунев А.И., Ядровская Е.Р. Прецедентные феномены, цитаты и интерпретационная деятельность школьника // Прецедентика в тезаурусе языковой личности : коллективная монография / под ред. В.А. Ефремова. СПб. : Виктория плюс, 2023. С. 111-122. Занадворова А.В. Роль цитаты в семейном общении // Русская речь. 2019. № 5. С. 34-46. https://doi.org/10.31857/s013161170005690-8
  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004. 216 с.
  5. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. СПб., 1994. С. 73-76.
  6. Купина Н.А. Прецедентный фонд русской культуры и языковая личность школьника // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 4. С. 230-240. https://doi.org/10.51762/1FK2021-26-04-20
  7. Левушкина О.Н., Соколенко М.О., Алексеева Д.А., Сираджинова Л.Р. Высказывания классиков в роли текстов-импульсов на уроках русского языка (к 200-летнему юбилею Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского) // Sciences of Europe. 2021. № 81. С. 37-43. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-7-14
  8. Мамлеева А.Ф. Чтение и анализ цитат как основа развития навыков устной аргументированной речи на иностранном языке // Teaching Methodology in Higher Education. 2021. № 37. С. 58-67.
  9. Моисеенко Л.В., Керо Хервилья Э. Прецедентное пространство русского массмедийного дискурса // Русистика. 2021. Т. 19. № 4. С. 453-465. https://doi.org/10.22363/26188163-2021-19-4-453-465
  10. Незнаева О.С. Прецедентные феномены в студенческом общении : механизмы появления и актуализация в различных речевых ситуациях : дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2019. 188 с.
  11. Пичугина В.К., Безрогов В.Г., Волкова Я.А. Цитата как основа образования : опыт «антологии» Иоанна Стобея // Образовательное пространство в информационную эпоху : материалы Междунар. науч.-практ. конференции / под ред. С.В. Ивановой. Институт стратегии развития образования, 2019. С. 267-279. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.72
  12. Полубиченко Л.В., Фурсова А.А. Учебный словарь цитат. Предпосылки и первые результаты // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 47-56.
  13. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. М. : Флинта : Наука, 2004. 224 с.
  14. Сидоренко К.П. Интертекстовые связи пушкинского слова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 253 с.
  15. Соломина Н.В. Интертекстуальный тезаурус современной языковой личности (на материале письменных текстов СМИ, КВН и интеллектуальных игр : дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 249 с.
  16. Степашкина О., Зеленева В. Формирование межэтнической толерантности у школьников на основе цитат в процессе обучения говорению на иностранном языке // Филология и культура. 2022. № 4 (70). С. 209-215. https://doi.org/10.26907/27824756-2022-70-4-209-215
  17. Сырова О.В. Использование логоэпистем на уроках русского языка // Восточнославянская филология. Языкознание. 2017. № 4 (30). С. 223-229.
  18. Фокина О.В. Использование словаря коммуникативно значимых цитат при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). С. 317-319.
  19. Черняк В.Д., Черняк М.А. Возьмемся за руки, друзья : Булат Окуджава в интертекстуальном тезаурусе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 6 (218). С. 7-16. https://doi.org/10.23951/1609-624x-2021-6-7-16
  20. Черняк В.Д., Черняк М.А. «В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай…»: Некрасов в восприятии читателя XXI века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (221). С. 88-96. https://doi.org/10.23951/1609-624x-2022-3-88-96
  21. Яско А.В., Ефимова Т.А. Прецедентные тексты на уроках русского языка // Наука и образование : проблемы и перспективы : сб. материалов региональной науч.-практ. конференции. СПб. : Амфора, 2018. С. 299-302.
  22. Xiong B., Robles J.S. Functions of quotation in online political comments // Discourse, Context & Media. 2023. Vol. 55. Рр. 1-8. https://doi.org/10.1016/j.dcm.2023.100717
  23. Fetzer A. “And I quote”: Forms and functions of quotations in Prime Minister's questions // Journal of Pragmatics. 2020. Vol. 157. Рр. 89-100. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.05.004
  24. Kirner-Ludwig M. Creation, dissemination and uptake of fake-quotes in lay political discourse on Facebook and Twitter // Journal of Pragmatics. 2020. Vol. 157. Рр. 101-118. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.07.009
  25. Musolff A. How (not?) to quote a proverb: The role of figurative quotations and allusions in political discourse // Journal of Pragmatics. 2020. Vol. 155. Рр. 135-144. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.10.011
  26. Zappavigna M. Social media quotation practices and ambient affiliation : Weaponising ironic quotation for humorous ridicule in political discourse // Journal of Pragmatics. 2022. Vol. 191. Рр. 98-112. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2021.12.003

© Ядровская Е.Р., Дунев А.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах