Концепция создания национально ориентированного лингвострановедческого учебного словаря для вьетнамских граждан
- Авторы: Мамонтов А.С.1, Богуславская В.В.1, Ратникова А.Г.1
-
Учреждения:
- Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
- Выпуск: Том 22, № 2 (2024)
- Страницы: 157-170
- Раздел: Лингвокультурология: теоретические и прикладные аспекты
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/40554
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-2-157-170
- EDN: https://elibrary.ru/HXCHET
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения вопросов обеспечения граждан дружественных стран средствами обучения русскому языку, соответствующими современным образовательным стандартам и способными реализовать задачи овладения знаниями для успешной межкультурной коммуникации. К таким средствам относится национально ориентированный лингвострановедческий учебный словарь (НОЛУС) для изучающих русский язык граждан Вьетнама. Цель исследования - разработка концепции НОЛУС с учетом специфики родной культуры адресата. Этот словарь, являясь бифункциональным, с одной стороны, обеспечивает экспликацию культурного компонента семантики номинативных единиц русского языка по отношению к их аналогам во вьетнамской лингвокультуре, а с другой - включая в себя определенный набор прецедентных единиц, отражающих особенности русской лингво-культуры и широко употребляемых среднестатистическим русским, способствует формированию так называемой кросс-культурной компетенции. Материалом послужили полученные экспериментальным путем пословицы, поговорки, крылатые выражения, цитаты из литературных произведений, кинофильмов и мультфильмов в количестве 655 единиц. Испытуемыми явились 60 студентов 2-4 курсов 15 преподавателей филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Применили эмпирический метод опроса, в его пилотном варианте, а также общенаучные методы обобщения, систематизации, структурирования; описательные и сопоставительные методы. В результате исследования подтверждено наличие в сознании представителя русской лингвокультуры определенного количества значимых для него прецедентных единиц - составной части его «когнитивной базы», характеризующейся национальнокультурной маркированностью, - способных осуществлять идентифицирующую «парольную функцию» по линии «свой - чужой» и участвующих в процессе речепорождения. Количество релевантных единиц составило 82. Доказана перспективность включения исследованных материалов в структуру будущего НОЛУС для вьетнамских студентов, изучающих русский язык в Вьетнаме.
Об авторах
Александр Степанович Мамонтов
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: as-mamontov2@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6703-637X
SPIN-код: 2815-4443
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации
Российская Федерация, 117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6Вера Васильевна Богуславская
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Email: boguslavskaya@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4118-382X
SPIN-код: 3395-8942
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации
Российская Федерация, 117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6Альбертина Германовна Ратникова
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Email: porijoki@nextmail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3480-4798
SPIN-код: 6617-8272
педагог кафедры русского языка как иностранного
Российская Федерация, 117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
- Апресян Ю.Д. Взаимодействие лексики и грамматики: лексикографический аспект // Русский язык в научном освещении. 2002. № 3. С. 10–29.
- Богуславская В.В., Будник Е.А., Мамонтов А.С., Чинь Т.К.Н. Национально-ориентированная лексикография и обучение русскому как иностранному // Вопросы лексикографии. 2022. № 24. С. 5–29. https://doi.org/10.17223/22274200/24/1
- Брызгалова Е.Н., Иванова И.Е. Прецедентность как авторская стратегия (на матери-але современной колумнистики) // Вестник Тверского государственного уни-верситета. Серия : Филология. 2019. № 1 (60). С. 114–121.
- Быкова О.П., Дао Н.Т., Сиромаха В.Г. О национально ориентированных заданиях в русле бикультурного подхода (при обучении студентов-филологов РКИ во Вьетнаме) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Лингвистика и педагогика. 2015. № 1 (14). С. 94–102.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. языка высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд. М. : Изд. центр «Академия», 2006. 336 с.
- Гудков Д.Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского (резуль-таты эксперимента) // Язык, сознание, коммуникация. 1998. Вып. 4. С. 82–93.
- Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М. : Гнозис, 2003. 288 c.
- Денисова Г.В. В мире интертекста : язык, память, перевод. М. : Азбуковник, 2003. 297 с.
- Дубичинский В.В. Лексикография русского языка. М. : Наука, 2009. 432 с.
- Земская Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Вино-кур. М. : Наука, 1996. 336 с.
- Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии. Волгоград : Перемена, 2001. 12 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 264 с.
- Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций. М. : Гнозис, 2002. 284 c.
- Кунникова О.А. Прецедентные тексты в речи современной молодежи // Язык, куль-тура, менталитет : проблемы изучения в иностранной аудитории : сб. матери-алов XX Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Г. Шарри. СПб., 2022. С. 26–29.
- Лю Ц. Прецедентность как составляющая агрессивного дискурса в китайскоязыч-ной интернет-коммуникации // Crede Experto : транспорт, общество, образо-вание, язык. 2023. № 1 (36). C. 32–44. https://doi.org/10.51955/2312-1327_2023_1_221
- Мамонтов А.С. Лингвокультурология в аспекте обучения русскому языку как сред-ству межкультурной коммуникации // Русистика. 2019. Т. 17. № 2. С. 143–156. https:// doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-2-143-156
- Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации : монография. Ека-теринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2007. 207 с.
- Петрова Н.В. Эволюция понятия прецедентный текст // Вестник Иркутского госу-дарственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 176–182.
- Россия. Большой лингвострановедческий словарь / под общ. ред. Ю.Е. Прохорова. М. : Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина ; АСТ-Пресс, 2009. 736 с.
- Ружицкий И.В., Елистратов В.С. Русская культурная память : Рабочая программа дисциплины = Russian Cultural Memory : Work Program of the Discipline. М. : Филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2023. С. 264–282. https:// doi.org/10.24249/2309-9917-2023-57-1-263-282
- Holliday A. Native Speakerism // ELT Journal. 2006. Vol. 60. № 4. Pp. 385–387. https://doi.org/ 10.1093/elt/ccl030
- Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. London : University of Chicago Press, 2003. 276 p.
- Martinez A.R., Sanchez V.S., Linares C.F., Cosculluela C.L. Key soft skills in the orien-tation process and level of employability // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 6. https://doi.org/ 10.3390/su13063554
- McCaughey K. The kasha sindrom : English language teaching in Russia // World Eng-lishes. 2005. Vol. 24. № 4. Pp. 455–459.
- Rosch E. Cognitive reference points // Cognitive Psychology. 1975. № 7. Pp. 532–547. https:// doi.org/10.1016/0010-0285(75)90021-3
- Tompkins P.K. Mass Communication // Communication as Action. Wadsworth Pub. Co., 1982. 253 p.
- Turner M., Fauconnier G. Conceptual integration and formal expression // Metaphor and Symbolic Activity. 1995. Vol. 10. № 3. Pp. 183–204. https://doi.org/10.1207/s15327868 ms1003_3
- Yildiz Y. Beyond the mother tongue : the postmonolingual condition. New York : Ford-ham University Press, 2013. 306 p. https://doi.org/10.4148/2334-4415.1848
- Zinken J. Ideological imagination : intertextual and correlational metaphors in political discourse // Discourse and Society. 2003. Vol. 14. № 44. Pp. 507–523. https://doi.org/10.1177/0957926503014004005