Ролевые игры как ключевая технология развития навыков говорения у студентов вне языковой среды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа посвящена проблемам развития навыков говорения у студентов продвинутого уровня вне языковой среды. Актуальность данной темы обусловлена решающей ролью, которую играет говорение в свете коммуникативного подхода к обучению русского языка как иностранного. Цель исследования - определить эффективность регулярного применения ролевых игр при работе над нетривиальными темами со студентами уровня B2 в условиях минимального количества аудиторных часов, для чего был проведен анализ научно-методической литературы и представлено обобщение накопленного преподавательского опыта в сфере высшего образования в Италии. Доказано, что применение ролевых игр в качестве ключевой дидактической технологии позволяет максимизировать количество продуцируемой итальянскими учащимися речи. Внимание акцентируется на том, насколько гибкой является практика применения ролевых игр и как она может быть успешно адаптирована к самым разным задачам и лексическим темам. Описанный в статье подход способствует созданию на уроках комфортной атмосферы живого общения, более активной вовлеченности студентов в процесс говорения на русском языке и, как результат, приводит к повышению их мотивации. Об эффективности подхода свидетельствуют также приведенные в статье положительные отзывы студентов.

Об авторах

Ксения Дмитриевна Балакина

Болонский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ksenia.balakina2@unibo.it

лектор, преподаватель русского языка как иностранного департамента устного и письменного перевода Болонского университета. Сфера научных интересов: методика преподавания русского как иностранного, методика преподавания перевода, корпусные исследования и учебные корпуса

Итальянская Республика, 47121, Форли, Corso della Repubblica, 136

Список литературы

  1. Азарина Л.Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ. 2009. № 3. C. 102-110.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  3. Акишина А.А., Жаркова Т.Л., Акишина Т.Е. Игры на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1990. 93 с.
  4. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 256 с.
  5. Арутюнов А.Р., Чеботарев П.Г., Музруков Н.Б. Игровые задания на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1985. 289 с.
  6. Баев М.П. Играем на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1989. 86 с.
  7. Балыхина Т.М., Куриленко В.Б. Дебатокоммуникация в системе лингвокультурного образования иностранных студентов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2013. C. 130-138
  8. Битехтина Н.Б. Игровые задания в обучении русскому языку как иностранному // Сборник лекций и методических материалов по проблемам преподавания русского языка / сост. Н.В. Кулибина. М.: ИКАР, 2010. С. 24-47
  9. Иванова Т.А., Попова Т.И., Рогова К.А., Юрков Е.Е. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному: второй уровень: общее владение. М. - СПб.: Златоуст, 1999. 44 с.
  10. Колесова Д.В., Харитонов А.А. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка. СПб.: Златоуст, 2011. 152 с.
  11. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта: Наука, 2009. 480 с.
  12. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранному. М.: ИКАР, 2011. 454 с.
  13. Arnold J. Speak easy: how to ease students into oral production // Humanising Language Teaching. 2003. No. 5 (2). Pp. 1-13.
  14. Asiksoy G., Ozdamli F. Flipped classroom approach // World Journal on Educational Technology. 2016. No. 8 (2). Pp. 98-105.
  15. Chomsky N. Language and Problems of Knowledge. Cambridge: MIT Press, 1988.
  16. Crookall D., Oxford R. Dealing with anxiety: some practical activities for language learners and teacher trainees // Language anxiety: from theory and research to classroom implications / ed. by E.K. Horwitz, D.J. Young. NJ: Prentice-Hall, 1991. Pp. 141-150
  17. Crookall D., Oxford R. Linking language learning and simulation/gaming // Simulation, gaming and language learning. New York: Newbury House Publishers, 1990. Pp. 3-24.
  18. Goh C.C.M., Burns A. Teaching Speaking: A Holistic Approach. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2012.
  19. Golebiowska A. Getting Students to Talk. NJ: Prentice-Hall, 1990.
  20. Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign Language Classroom Anxiety // Modern Language Journal. 1986. No. 70. Pp. 125-132.
  21. Hughes R. Teaching and researching speaking. London: Pearson Education, 2011.
  22. Ladousse G.P. Role play. Oxford: Oxford University Press, 1987.
  23. Littlewood W. Communicative Language Teaching: An Expanding Concept for a Changing World // Hinkel E. Handbook of Research in Second Language Teaching and Learning. London: Routledge, 2011. Pp. 559-575
  24. Littlewood W., William L. Communicative language teaching: an introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1981
  25. Livingstone C. Role play in language learning. London: Longman, 1983
  26. Nunan D. Language teaching methodology: a textbook for teachers. New York: Prentice-Hall, 1991
  27. Omaggio A.C. Teaching Language in Context. Boston: Heinle, 1986
  28. Pham H. Communicative language teaching: unity within diversity // ELT journal. 2007. No. 61 (3). Pp. 193-201
  29. Phillips E.M. Anxiety and oral competence: classroom dilemma // The French Review. 1991. No. 65 (1). Pp. 1-14
  30. Thornbury S. How to teach speaking. London: Longman, 2005
  31. Ur P. Discussions that work: task-centred fluency practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1981

© Балакина К.Д., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах